Природное образование как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии
Природное образование как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии
Чтобы дать ученикам искорку знаний,
учителю надо впитать целое море света»
( В.Сухомлинский)
На современном этапе развития общества задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
В данном контексте важным звеном является открытое образование на природе, которое представляет собой способ организации обучения, обеспечивающий активизацию учебно-познавательной деятельности, развитие учебной самостоятельности, успешную социализацию и воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и окружающей среде[1].
Для организации урочной и внеурочной деятельности по биологии в условиях природного образования на территории школы создана естественнонаучная площадка - территория, оборудованная для проведения занятий на природе, включающая биологическую зону (для наблюдения и изучения живой природы: декоративные и лекарственные деревья, кустарники, цветы, травы, альпийские горки, клумбы «сухой водоем», скворечники и др.). Данная природная образовательная среда даст возможность для формирования ключевых компетенций обучающихся, таких как ценностно-смысловых, образовательных, учебных, познавательных, информационно-коммуникативных, общекультурных, социально-трудовых [2].
В условиях природного образования при реализации технологии воспитания культуры здоровья посредством организации учебной деятельности уроки биологии приобретают большую практическую направленность и направлены на формирование знаний, умений и навыков обучающихся, появляется возможность использования нестандартных методов и приемов обучения:
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.),
активного обучения (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь), направленных на развитие самопознания обучающимися).
Формы проведения уроков биологии на открытом воздухе разнообразны и нетрадиционны, построены на основе системно-деятельностного подхода и направлены на повышение познавательной активности и мотивации обучающихся, увеличивающие двигательную активность обучающихся:
- урок- проект
-урок - исследование
-урок- практическая лаборатория
-урок-соревнование
-урок- конференция
-интегрированный урок
-урок открытых мыслей
-урок-диспут и др.
Например, при проведении в 5 классе урока- исследования на природе по теме «Химический состав растений» используется групповая работа обучающихся на учебно-опытном участке по определению растений, богатых органическими вещества (предполагаемые результаты работы детей- растения, богатые белками - горох, фасоль, бобы, соя, чечевица богатые жирами - подсолнечник, арахис, соя;, богатые углеводами - пшеница, картофель, ячмень, кукуруза).
В 6 классе при организации урочной деятельности по теме «Царства живой природы» для отработки практический умений и навыков используются возможности экологической тропы на эколого-этнографической площадке «Парк-сад XIX века» с. Головчино. Организуется групповая работа по характеристике царства на остановках экологической тропы: «Муравейник», «Лекарственные растения», «Трутовик», «Ствол дерева» и сбора материала для презентации проектной работы.Работа над проектом побуждает проявить интеллектуальные способности, коммуникативные качества, уровень владения знаниями и умениями; продемонстрировать способность к самообразованию.
Творческие проекты, предлагаемые учащимся на уроках биологии, очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. Например, изучая тему "Цветок", учащиеся в условиях природного образования (альпийская горка, природный растения) выясняют строение и функции цветка, типы цветов и соцветий, делают фото- и видеозарисовки о красоте родного края.
При проведении урока-экскурсии «Весенние явления в жизни растений» используются природные возможности паркас. Головчино (50 м. от природного класса).Учащиеся делятся на группы
Задание для 1 группы:уч-ся выполняют его в парке, отыскивая заданное количество видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая, и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:
Название растения | Особенности внешнего строения | |
Цветка (рисунок) | Листьев ( рисунок) | |
Задание для 2 группы: Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели хохлатка Галлера, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы стремятся к быстрому цветению?
Задание для 3 группы: понаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:
- Чем обусловлена окраска цветков?
- Как часто насекомые посещают эти цветки?
- Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?
- Имеются ли у цветков нектарники?
- Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?
Сбор учащихся всех групп для совместного решения познавательных задач.
Познавательные задачи:
1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?
2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на образование плодов цветение деревьев в период полного отсутствия листьев?
3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.
4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия - сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?
5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможен ли у кустарников процесс ветроопыления?
При изучении темы «Условия прорастания семян, питание и рост проростков» в 6 классе учащиеся знакомятся с посевом, сроками посева, глубиной заделки семян в почву, набуханием семян, прорастанием, всхожестью. При изучении этой темы ставятся проблемные вопросы познавательного характера: Как дома хранят семена овощных растений и почему? Какие условия создаются на складах семеноводческих хозяйств для хранения семян и почему?
Одним из методов формирования учебно- познавательных компетенций в условиях природного образования является решение биологических задач, содержание которых может иметь сельскохозяйственную направленность и рассмотрено на мини-полях школьного учебно-опытного участка. В качестве примера используются такие задачи:
- На одних же точно почвах посеяли пшеницу с расстоянием между рядами 16 см, а кукурузу, картофель - 50-70 см. Правильно ли это и почему?
- Глубина посадки картофеля на легких, песчаных почвах 12-14 см, на средних суглинках 8-10 см, на тяжелых - 6-7 см. Чем это объясняется?
Тематика данных задач может стать темой проектной и учебно-исследовательской работы обучающихся в условиях природного образования таких как: «Оценка атмосферного загрязнения с. Головчино методом биоиндикации», «Влияние натуральных биостимуляторов на корнеобразование цветковых растений», «Экологическая оценка почв с. Головчино по морфологическим признакам липы мелколистной» и другие.
Созданная благоприятная природная образовательная среда, ситуация успеха, смена видов учебной деятельности направлена на развитие ключевых компетенций обучающихся, которые лежат в достижения запланированных на занятиях урочной и внеурочной деятельности предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Таким образом, образование детей и молодежи на природе - это мощный инструмент, который способствует улучшению успеваемости, социальному, эмоциональному, личностному развитию и сохранению, укреплению здоровья и благополучия подрастающего поколения.
Список литературы
- Гаркуша Н.С., Густавссон Л. Природа как ресурс образования современных школьников: шведский опыт. Фундаментальные исследования № 10, 2013
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. 2003. №2.
М. В. Мотайло,
учитель биологии,
МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
с. Головчино, Белгородская обл.
Метки: Биология