Мастер-класс как средство профессионального развития педагога
Мастер-класс как средство профессионального развития педагога
Мастер-класс - это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы.
Задачи мастер-класса:
- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования [1].
Алгоритм технологии мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером.
Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД обобщенных действий, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания), которые являются важнейшим результатом реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые закладываются на всех уроках.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
- Проведение имитационной игры.
Для представления своего опыта работы по данной теме я предлагаю мастер-класс «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования элементов современных образовательных технологий» в форме имитационной игры.
- Уважаемые коллеги! Обратите внимание на белые листы бумаги, которые находятся у Вас на столах. Это не просто белый лист, это - место для Ваших мыслей. Напишите на этих листах, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса и отложите их в сторону.
Представьте, что вы ученики 5-го класса, и мы начинаем урок русского языка.
- Мотивационный этап.
Предлагаю Вам отгадать загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно». (Звук.)
С какими словами у вас ассоциируется данное слово? (Прием «Ассоциативный ряд».)
Ответы обучающихся: «Звук - гласный, согласный, ударный, безударный, твердый, мягкий, звонкий, глухой».
2. Актуализация знаний (прием «Яркое пятно»).
Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?
(Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)
На какие группы делятся звуки речи?
(Звуки речи делятся на согласные и гласные.)
- Подготовка к работе на основном этапе.
А сейчас я предлагаю послушать сказку и ответить на вопросы:
- О каких звуках идет речь в сказке?
- О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? (Озвончение и оглушение.)
Сказка для прослушивания
Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.
- Что случилось? - забеспокоился Алфавит. - Вы заболели?
- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. - Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача - обозначить звонкий звук «з», а на деле что получается? На конце слов «воз», «мороз» появляется глухой «с», то же самое в словах «перевозка», «сказка» - перед глухими согласными.
Может, звук «з» простудился и голос теряет?
- А вы на что жалуетесь? - обратился Алфавит к букве Эс.
Буква Эс склонила голову, за нее ответила Зэ:
- Буква Эс у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук «с» обозначать, но в словах «косьба» и «просьба» на ее месте звучит такой звонкий «з», что хоть уши зажимай!
Улыбнулся Алфавит:
- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой - глухой, и иногда они заменяют друг друга.
- Подумайте и скажите, над какой темой мы будем сегодня работать?
(Звонкие и глухие согласные.)
- Усвоение знаний и способов действий (прием «Отсроченная отгадка»).
На доске записана фраза. Прочитайте ее (учащиеся читают):
«Шыл-пыл у папужгизереньгийгослиг».
- Можем мы сейчас записать эту фразу в соответствии с нормами и правилами? (Нет.)
- Кто является нашим другом и помощником? Кто помогает нам найти ответы на многие вопросы? (Учебник.)
- Реализация построенного проекта.
Для дальнейшей работы класс разделится на четыре группы. Первая и третья группы находят материал, который касается звонких согласных, вторая и четвертая группы - глухих согласных. Дети изучают материал параграфа (прием «Вопрос к тексту»). По ходу выполнения работы используется прием «Кластер». Также ученики заполняют схему учебным материалом [2].
ЗВУКИ |
СОГЛАСНЫЕ |
ГЛАСНЫЕ |
ТВЕРДЫЕ |
МЯГКИЕ |
УДАРНЫЕ |
БЕЗУДАРНЫЕ |
ЗВОНКИЕ Парные: б,в,д,з,г,ж Непарные: л,м,н,р,й |
ГЛУХИЕ Парные:п,ф,т,с,к,ш Непарные: х,ч,щ,ц
Непарные:
|
- Первичное закрепление полученных знаний (прием «Отсроченная отгадка»).
Обращаемся обратно к фразе, записанной на доске:
«Шыл-пыл у папужгизереньгийгослиг».
- Какие согласные претерпели изменения при письме?
(Парные звонкие и глухие.)
- К чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
(Искажается смысл слов и фразы.)
- Какой вывод можно сделать?
(Нельзя подменять согласные.)
- Моделирование.
Учитель проводит обсуждение авторских приемов, используемых во время проведения мастер-класса, опираясь на прием «Рюкзак».
- Какие из предложенных приемов Вы сложили бы свой рюкзак для дальнейшего использования в своей работе?
- Рефлексия.
- Возьмите лист с Вашими мыслями, которые Вы записали до проведения мастер-класса (прием «Мысли во времени»). Оправдались ли Ваши ожидания? Какие новые мысли появились у Вас после демонстрации моего педагогического опыта?
Участники мастер-класса комментируют представленные материалы педагогической деятельности учителя.
Таким образом, мастер-класс является современной формой проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Литература
1. Русских Г. А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. - 2012 - № 1. - С. 40.
2. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013. - 285 с.
3. Хуртова Т. В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы. - Волгоград : Учитель, 2011. - 76 с.
Л. Н. Беляева,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»,
с. Головчино, Белгородская обл.
Метки: Биология