Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

НИТ и творческие задания на уроках биологии

НИТ и творческие задания на уроках биологии Новые информационные технологии, широко используемые во всех сферах жизни современного человека, несут в себе огромный образовательный потенциал. В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой», где усилить образовательный эффект урока призваны различные мультимедийные средства.

Целенаправленная организация работы с видеоматериалом на уроках биологии позволяет значительно повышать эффективность формирования у учащихся информационной компетентности. Восприятие идет одновременно по нескольким сенсорным каналам, задействовано и слуховое, и зрительное восприятие, что позволяет усвоить 50% новой информации.

Педагог, имея в руках интересный видеоматериал, может сконструировать творческие задания необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Благодаря использованию видеоматериалов, урок биологии можно превратить в захватывающее путешествие по самым разным уголкам природы. Использование технологии кейс-стади позволяет заменить текстовый кейс видеокейсом, что необычно для данной технологии, но актуально и эффективно в курсе биологии.

Творческие задания на уроках позволяют педагогу создать на уроке творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебного творчества, в процессе которого учащиеся активно овладевают навыками самостоятельной познавательной деятельности и развивают креативное мышление.

Видеоматериалы можно применять с различными дидактическими целями, на всех этапах процесса обучения:

для мотивации учения;

в качестве яркого эпиграфа к уроку;

для закрепления, расширения, углубления и проверки знаний;

для осмысления биологических понятий, законов, теорий;

для развития и диагностики творческих способностей личности;

в качестве интересной и запоминающейся иллюстрации к изучаемому материалу.

Отдельно хочется выделить педагогический эффект видеокейсов, который включает в себя анализ конкретных ситуаций, обучение действием; развитие навыков анализа, принятие решений, устной коммуникации и групповой работы. Основная цель видеокейсов — не столько передать содержание предметной области, сколько показать учащимся, что представляет собой научный процесс в реальной жизни на примере реальных видеосюжетов, и сформировать навыки для обучения на более высоком уровне.

Таким образом, видеокейсовый метод, так же как и метод кейсов — это репетиция реальных жизненных ситуаций.

Применение видеозаданий имеет еще целый ряд преимуществ:

наглядность подачи информации;

яркость, выразительность, образность, эстетичность изучаемых биологических объектов и явлений;

сильное воздействие на эмоционально-чувственную сферу;

большое активизирующее воздействие на интеллектуальную сферу;

возможность одновременно видеть, слышать, записывать, обдумывать;

формирование у учащихся образной, зрительной, слуховой и эмоциональной памяти;

возможность охватить большой объем материала за относительно короткое время;

максимальная концентрация внимания учащихся, развитие у них наблюдательности, умения одновременно выполнять несколько действий: просмотр видеофильма, отбор необходимой информации, краткие записи.

Еще одним очень важным моментом в данной образовательной деятельности для педагога является конструирование творческих заданий различной степени сложности, которые должны содержать в себе достаточные или необходимые условия, противоречия и корректный вопрос. Творческие видеозадачи можно классифицировать на два типа:

1. Информационно закрытые — задачи, где даны определенные условия, определенные правила, исходя из которых учащиеся могут решить задачу, причем не выходя за ее пределы. Такие задачи развивают логическое мышление, некоторые комбинативные способности.

2. Информационно открытые — задачи, допускающие разные подходы к решению, разную степень углубления в проблему, разные варианты ответов. Например, изобретательские задачи (Что и как нужно сделать? Как измерить? Как применить?), исследовательские (Почему, зачем и как это произошло? Как это можно объяснить?). Такие задачи могут иметь много вариантов ответов и формируют дивергентное мышление.

Материалы для видеокейсов можно найти в самых разных источниках: мультипликациях, видео, телевизионных познавательных программах («Планета животных», «Путешествия с животными» и т.д.), рекламных роликах здоровой пищи, витаминов. Подбор ситуаций для видеокейсов бывает чаще всего трех типов: ситуации-проблемы, ситуа-

ции-оценки и ситуации-модели. И хотя это требует достаточно много времени, но зато можно быть уверенным, что будет задействован только необходимый материал, который соответствует целям и задачам занятия.

Автор статьи не претендует на абсолютное освещение данного направления деятельности педагога, но при разумных подходах и организации акцент переноса центра тяжести с обучения на учение будет очевиден. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не простое увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса и прежде всего основной сцепки учитель–ученик.

Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание являются важнейшим условием образования.

М. Е. Полханова,

учитель биологии,

МОУ «СОШ № 3»,

г. Лангепас, Тюменская область

Метки: Биология