Повторение темы «Эволюция» в игре (занятие для средней и старшей школы)
Повторение темы «Эволюция» в игре (занятие для средней и старшей школы) Игра в биологии – это деятельность учащихся, направленная на развитие мышления посредством моделирования и прогнозирования ситуаций; это – способ активации мыслительной деятельности школьников. Игровая методика носит обучающий, развивающий, развлекательный характер.
Игры выстраиваются на принципах: научности, наглядности, доступности, системности, дополняемости, абстрагирования, интегративности.
Принцип научности отражает применение в игровой деятельности некоторых элементов исследования, полагается на применение биологических терминологии, понятий, законов.
Принцип наглядности позволяет найти примеры для теоретических знаний из курса биологии.
Принцип доступности соотносит форму организации игры и ее содержания возрастным особенностям школьников.
Принцип системности подразумевает под собой выстраивание логической цепочки из базисных знаний, создание иерархической системы.
Принцип дополняемости использует ранее полученные знания на уроках биологии или других дисциплинах и последующее их развитие.
Принцип интегративности позволяет в ходе игры рассматривать проблемы с различных сторон, применять знания разных наук, свой практический опыт общения с природными объектами и явлениями.
Современная классификация делит игры на следующие группы: индивидуальные, групповые, массовые, ролевые, развивающие, обучающие, настольные, компьютерные. На уроках биологии удобно использовать групповые настольные игры. Один из примеров такой игры приводится в данной работе.
Цель: повторить и обобщить знания по теме «Эволюция органического мира».
Задачи:
•повторить хронологию истории Земли;
•закрепить термины раздела «Направления эволюционного процесса»;
•акцентировать внимание на различие понятий «дегенерация» и «биологический регресс»;
•способствовать развитию коммуникативных и креативных компетенций;
•обобщить знания о биологических закономерностях.
Описание игры:
Игра разработана для обобщения раздела «Эволюция» в 11 классе из расчета на 40-минутный урок. Представляет собой задания на карточках в трех частях:
Блок 1. Найти соответствие: понятие – определение – пример.
Блок 2. Подобрать группы из 3 синонимов.
Блок 3. Распределить периоды и организмы по эрам в хронологическом порядке, начиная с древнейшего.
Организационные моменты:
Задания выполняются группами из 4-5 учащихся. Переход к следующему заданию осуществляется после проверки предыдущего. Контроль осуществляется учителем. При наличии сильных учеников в классе они могут выполнять роли ведущих. В случае возникновения трудностей ведущий может давать комментарии.
Оценка работы учащихся:
Команды, выполнившие три задания за урок, получают «5» (отлично), не полностью выполнившие одно задание или задание было выполнено с ошибками несколько раз – «4» (хорошо), выполнено только 2 задания из трех – «3» (плохо).
Рекомендации:
Блок 1. Найдите термины, дайте им расшифровку и приведите примеры.
Для учителя. В приложении синонимы расположены в группах (по три синонима в каждой). К примеру, Ароморфоз – Морфофизиологические изменения – Волосяной покров. Как расшифровать эту цепочку:
Ароморфоз по определению – это морфофизиологический прогресс, т.е. появляются новые органы или происходит их кардинальная перестройка, поднимающая эту группу организмов на новый уровень развития. И пример из карточек – это волосяной покров у млекопитающих.
В случае необходимости необходимо будет остановиться на различиях понятий «дегенерация» и «биологический регресс».
Дегенерация – это упрощение организации.
Биологический регресс – состояния вида, при котором происходит снижение численности, сокращение ареала, что в итоге может привести к вымиранию вида.
Стоит вспомнить, что дегенерация является одним из путей достижения биологического прогресса.
Биологический прогресс – процветание вида, сопровождается расширением территории обитания – ареала – и увеличением численности.
Блок 2. Подберите синонимы, пользуясь знаниями из курса биологии.
Все эти термины входят в раздел общей биологии «Эволюционное учение» и разбираются на уроках.
Разберем пример правильного ответа.
Споровые – Папоротники – Хвощи
Споровые растения были широко распространены в каменноугольном периоде палеозойской эры, к споровым растениям относятся папоротники, хвощи, плауны, мхи. Из приведенных карточек подходят только папоротники и хвощи.
Блок 3. Составьте эволюционное древо, начиная с эр, далее распределите периоды по эрам и в конце соотнесите с периодами группы организмов.
В приложении приведено распределение в соответствии с хронологией истории Земли. Крупные промежутки времени (эры) делятся на периоды. Среди карточек эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Для первых двух эр приведены тривиальные названия и организмы, широко распространенные в эти эры. А для остальных эр необходимо найти периоды и уже потом соответствующие организмы.
Подготовка карточек:
Для каждого блока игры лучше использовать свой цвет бумаги размером 5*2,5 см. Текст карточек приводится ниже:
Блок 1.
Ароморфоз – Морфофизиологические изменения – Волосяной покров
Идиоадаптация – Приспособления организма к конкретным условиям обитания – Иголки у ежа
Дегенерация – Упрощение организации – Отсутствие корней у повилики
Биологический прогресс – Увеличение численности, расширение ареала – Круглые черви
Биологический регресс – Уменьшение численности, сокращение ареала – Сокращение площади бамбуковых лесов
Блок 2.
Цианобактерии – Сине-зеленые – Прокариоты
Млекопитающие – Звери – Теплокровные
Споровые – Папоротники – Хвощи
Кайнозой – Эра новой жизни – Антропоген
Гондвана – Африка – Австралия
Лавразия – Северная Америка – Евразия
Блок 3.
Архей
Древнейшая жизнь – Сине-зеленые водоросли
Протерозой
Век медуз – Кольчатые черви
Палеозой
Кембрий – Губки, трилобиты
Ордовик – Все отделы водорослей
Силур – Иглокожие
Девон – Двоякодышащие рыбы
Карбон – Летающие насекомые
Пермь – Распространение голосеменных
Мезозой
Триас – Млекопитающие
Юра – Сумчатые и Плацентарные млекопитающие
Мел – Появление Цветковых
Кайнозой
Палеоген – Однодольные растения
Неоген – Гоминиды, Понгиды.
Н. В. Авдеева,
учитель биологии,
ГОУ «ЦО № 118»,
г. Москва
Метки: Биология