Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Повторение темы «Эволюция» в игре (занятие для средней и старшей школы)

Повторение темы «Эволюция» в игре (занятие для средней и старшей школы) Игра в биологии – это деятельность учащихся, направленная на развитие мышления посредством моделирования и прогнозирования ситуаций; это – способ активации мыслительной деятельности школьников. Игровая методика носит обучающий, развивающий, развлекательный характер.

Игры выстраиваются на принципах: научности, наглядности, доступности, системности, дополняемости, абстрагирования, интегративности.

Принцип научности отражает применение в игровой деятельности некоторых элементов исследования, полагается на применение биологических терминологии, понятий, законов.

Принцип наглядности позволяет найти примеры для теоретических знаний из курса биологии.

Принцип доступности соотносит форму организации игры и ее содержания возрастным особенностям школьников.

Принцип системности подразумевает под собой выстраивание логической цепочки из базисных знаний, создание иерархической системы.

Принцип дополняемости использует ранее полученные знания на уроках биологии или других дисциплинах и последующее их развитие.

Принцип интегративности позволяет в ходе игры рассматривать проблемы с различных сторон, применять знания разных наук, свой практический опыт общения с природными объектами и явлениями.

Современная классификация делит игры на следующие группы: индивидуальные, групповые, массовые, ролевые, развивающие, обучающие, настольные, компьютерные. На уроках биологии удобно использовать групповые настольные игры. Один из примеров такой игры приводится в данной работе.

Цель: повторить и обобщить знания по теме «Эволюция органического мира».

Задачи:

•повторить хронологию истории Земли;

•закрепить термины раздела «Направления эволюционного процесса»;

•акцентировать внимание на различие понятий «дегенерация» и «биологический регресс»;

•способствовать развитию коммуникативных и креативных компетенций;

•обобщить знания о биологических закономерностях.

Описание игры:

Игра разработана для обобщения раздела «Эволюция» в 11 классе из расчета на 40-минутный урок. Представляет собой задания на карточках в трех частях:

Блок 1. Найти соответствие: понятие – определение – пример.

Блок 2. Подобрать группы из 3 синонимов.

Блок 3. Распределить периоды и организмы по эрам в хронологическом порядке, начиная с древнейшего.

Организационные моменты:

Задания выполняются группами из 4-5 учащихся. Переход к следующему заданию осуществляется после проверки предыдущего. Контроль осуществляется учителем. При наличии сильных учеников в классе они могут выполнять роли ведущих. В случае возникновения трудностей ведущий может давать комментарии.

Оценка работы учащихся:

Команды, выполнившие три задания за урок, получают «5» (отлично), не полностью выполнившие одно задание или задание было выполнено с ошибками несколько раз – «4» (хорошо), выполнено только 2 задания из трех – «3» (плохо).

Рекомендации:

Блок 1. Найдите термины, дайте им расшифровку и приведите примеры.

Для учителя. В приложении синонимы расположены в группах (по три синонима в каждой). К примеру, Ароморфоз – Морфофизиологические изменения – Волосяной покров. Как расшифровать эту цепочку:

Ароморфоз по определению – это морфофизиологический прогресс, т.е. появляются новые органы или происходит их кардинальная перестройка, поднимающая эту группу организмов на новый уровень развития. И пример из карточек – это волосяной покров у млекопитающих.

В случае необходимости необходимо будет остановиться на различиях понятий «дегенерация» и «биологический регресс».

Дегенерация – это упрощение организации.

Биологический регресс – состояния вида, при котором происходит снижение численности, сокращение ареала, что в итоге может привести к вымиранию вида.

Стоит вспомнить, что дегенерация является одним из путей достижения биологического прогресса.

Биологический прогресс – процветание вида, сопровождается расширением территории обитания – ареала – и увеличением численности.

Блок 2. Подберите синонимы, пользуясь знаниями из курса биологии.

Все эти термины входят в раздел общей биологии «Эволюционное учение» и разбираются на уроках.

Разберем пример правильного ответа.

Споровые – Папоротники – Хвощи

Споровые растения были широко распространены в каменно­угольном периоде палеозойской эры, к споровым растениям относятся папоротники, хвощи, плауны, мхи. Из приведенных карточек подходят только папоротники и хвощи.

Блок 3. Составьте эволюционное древо, начиная с эр, далее распределите периоды по эрам и в конце соотнесите с периодами группы организмов.

В приложении приведено распределение в соответствии с хронологией истории Земли. Крупные промежутки времени (эры) делятся на периоды. Среди карточек эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Для первых двух эр приведены тривиальные названия и организмы, широко распространенные в эти эры. А для остальных эр необходимо найти периоды и уже потом соответствующие организмы.

Подготовка карточек:

Для каждого блока игры лучше использовать свой цвет бумаги размером 5*2,5 см. Текст карточек приводится ниже:

Блок 1.

Ароморфоз – Морфофизиологические изменения – Волосяной покров

Идиоадаптация – Приспособления организма к конкретным условиям обитания – Иголки у ежа

Дегенерация – Упрощение организации – Отсутствие корней у повилики

Биологический прогресс – Увеличение численности, расширение ареала – Круглые черви

Биологический регресс – Уменьшение численности, сокращение ареала – Сокращение площади бамбуковых лесов

Блок 2.

Цианобактерии – Сине-зеленые – Прокариоты

Млекопитающие – Звери – Теплокровные

Споровые – Папоротники – Хвощи

Кайнозой – Эра новой жизни – Антропоген

Гондвана – Африка – Австралия

Лавразия – Северная Америка – Евразия

Блок 3.

Архей

Древнейшая жизнь – Сине-зеленые водоросли

Протерозой

Век медуз – Кольчатые черви

Палеозой

Кембрий – Губки, трилобиты

Ордовик – Все отделы водорослей

Силур – Иглокожие

Девон – Двоякодышащие рыбы

Карбон – Летающие насекомые

Пермь – Распространение голосеменных

Мезозой

Триас – Млекопитающие

Юра – Сумчатые и Плацентарные млекопитающие

Мел – Появление Цветковых

Кайнозой

Палеоген – Однодольные растения

Неоген – Гоминиды, Понгиды.

Н. В. Авдеева,

учитель биологии,

ГОУ «ЦО № 118»,

г. Москва

Метки: Биология