Настоящая жизнь камчатских лососей
Настоящая жизнь камчатских лососей
Направленность | Биология, экология универсальная | Количество | 12 - 20 | Возраст детей | 15-17 | ||||||||||||
Тип | Игра | Место проведения | Класс, открытая площадка | ||||||||||||||
Задачи | 1.Обобщение знаний о биологии тихоокеанских лососей. 2.Воспитание нравственных ценностей. 3. Развитие личностных качеств учащихся: способности самовыражения, рефлексии, умения выполнять правила игры. | ||||||||||||||||
Результат
|
1.Осознание учащимися проблем лососевых пород, существующих в настоящее время в камчатском регионе.2. Выработка активной жизненной позиции, направленной на сохранение дикого разнообразия лососевых и охрану природной среды | ||||||||||||||||
Ресурсы | Карточки для каждого ученика с обозначениями роли игры: «министр», «предприниматель», «местный житель», «рыбвод», «браконьер», «лосось». Инструкции, предписания для участников .Булавки для прикрепления табличек к одежде. Листы ватмана. Писчая бумага, фломастеры, ручки. Часы. Мел. Мячи (если игра проводится на свежем воздухе) или старые газеты (в случае проведения игры в помещении). Помещение должно быть просторным и содержать достаточно места для проведения игры или открытая площадка. | ||||||||||||||||
1. Беседа о том, что ребята узнали на предыдущих уроках о лососевых, их биологии, разнообразии тихоокеанских лососей, уникальности Камчатки как единственного в мире естественного нерестилища для этих видов рыб. 2. «Мозговой штурм», предлагается обсудить настоящее камчатских лососей. Вопрос, какие факторы влияют на жизнь лососевых? Все ответы записываются на доске. В дальнейшей беседе факторы группируются по группам, выясняется, как они влияют на рыб и какие из них играют решающую роль для сохранения разнообразия камчатских лососей. Делается вывод о том, что в настоящее время главное значение в жизни лососевых имеет деятельность человека. 3. Ролевая игра: цель – наиболее полно представить сложность взаимоотношений лососевых и человека. Ведущий игры - учитель. Ученики садятся в круг и вместе обсуждают и принимают правила игры, их пишут на плакате, они обязательны для всех участников и находятся в классе в течение всего времени проведения занятия. Правила:«не перебивай»; «прошу слова»; «храни личную тайну, но пропагандируй идеи занятия»;«отвечай за себя»; выполняй правила игры; право ведущего. Распределение ролей. Ученики прикрепляют карточки, с обозначением роли на одежду и получают инструкции, регламентирующие поведение игроков. Половина участников –лососи, остальные игроки распределяется в зависимости от количества учеников в классе. По периметру помещения на полу мелом очерчивается море, русло реки, обозначается место нереста.В классе отводятся места начала игры для всех игроков. Общее время игры 15-30 минут. Основное правило игры: игрок считается пойманным и выбывает из игры при попадании в него мячом.
Комментарий. Хотелось бы поделиться мнениями участников игры о настоящей жизни лососей. Все ребята отметили, что после прослушивания правил и получения инструкций они испытывали некоторое замешательство, но скоро справились с этим. Министру было очень тяжело из-за большого количества бумаг, постановлений, ему не хватало времени на решение важных вопросов. Рыбвод выразил желание иметь в своем арсенале больше мер для того, чтобы защищать лососей. Вместо предполагаемых резиновых мячей нами были использованы шары из скомканных газетных листов, это более приемлимо для закрытого помещения. Браконьер сам искал газетные листы и, в зависимости от найденного количества, изготавливал себе «орудия лова», при обсуждении он стал оправдываться, что ему «трудно получить было лицензию, поэтому он был вынужден ловить таким образом». Местный житель сожалел о том, что ему так мало разрешили выловить рыбы. Лососи говорили, что им было очень трудно быть лососем, они чувствовали себя бесправными и беспомощными, сожалели, что их так быстро поймали, так, например одна из игроков горько добавила: «только дошла до места нереста и поймали…»
|
|||||||||||||||||
Метки: Биология