Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Устный занимательно-познавательный журнал о животных «Соседи по планете»

Устный занимательно-познавательный журнал о животных «Соседи по планете»

Направленность

Предмет «биология»

Количество

25

Возраст детей

7 класс

Тип

Игра

Место проведения

Учебный кабинет

Задачи

Предметные: повторение, обобщение и расширение знаний учащихся по изученной теме.

Формирование элементов компетенций:

- ценностно-смысловой: самоопределение в учебной деятельности;

- учебно-познавательной: самоорганизация в учебной деятельности;

- информационной: умений самостоятельно работать с различными информационными источниками: печатными, электронными; умения анализировать, отбирать, преобразовывать информацию (составлять вопросы и др.) и излагать её в устной и письменной форме;

- коммуникативной: умений совместной деятельности по созданию коллективного продукта.

Результат

- наличие у учащихся знаний и умений по изученной теме, соответствующих требованиям содержания образования по теме, и выходящих за рамки школьной программы;

- расширение кругозора учащихся;

- проявление познавательного интереса к работе с дополнительной литературой, в т.ч. в сети Интернет

- овладение (на определённом уровне) элементами учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций.

Ресурсы

Компьютер, мультимедийное оборудование

Устный занимательно-познавательный журнал о животных «Соседи по планете» - нетрадиционная форма проведения обобщающего урока по какой-либо систематической группе (типу или классу) животных в курсе биологии 7 класса. Таких уроков, объединённых общей идеей, сходных по структуре и предполагающих определённую организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, может быть несколько.

Перед началом изучения темы, обобщающий урок по которой впервые планируется провести в предложенной форме, учитель знакомит учащихся с идеей его проведения. Название устного журнала может быть предложено учителем или придумано учащимися, в т.ч. через организацию конкурса на лучшее название устного журнала. Далее совместно с учащимися определяются рубрики и формы наполнения «страниц». Учащиеся по желанию объединяются в пары или группы и готовят под руководством учителя – «главного редактора» - материалы различных рубрик журнала. Для наглядного представления материала используется презентация PowerPoint (электронная версия журнала). Для каждого номера одним из учеников - «художником номера» - создаётся своя обложка (титульный слайд). Учащиеся, которые готовили материал рубрик журнала, сами на уроке знакомят одноклассников с их содержанием. Формы организации работы учащихся класса при «знакомстве» с журналом: фронтальная, групповая.

Оценка знаний и умений по теме осуществляется по предварительно оговорённым критериям к заданиям, итоговые отметки выставляются учащимся по количеству набранных жетонов (рисунков различных животных типа или класса, по которому проводится обобщающий урок) за индивидуальные ответы при фронтальной работе, баллов – при групповой работе. В конце урока выставляются отметки учащимся за подготовку и представление рубрик устного журнала.

Например, занимательно-познавательный устный журнал «Соседи по планете» № 1 «Насекомые». Рубрики журнала:

1. «Кто они?» - повторение классификации, признаков типа, класса и отрядов, происхождения насекомых. Задания занимательного характера: «найти ошибку», «исключить лишнее», «фантастическое насекомое» (голова – мухи; усики – жука; хоботок и задние крылья – бабочки; передние крылья – кузнечика; брюшко – муравья; конечности - комара) и др.

2. «Что мы о них знаем?» - повторение биологических понятий, связанных со строением и процессами жизнедеятельности насекомых. Возможные виды заданий: кроссворд с вопросами по рисункам, «подобрать к группе понятий общее», «классифицировать понятия», «продолжить предложение», «вставить пропущенные слова» и др.

3. «Почему они такие разные?» - приспособленность к среде и месту обитания, формирование первоначальных эволюционных понятий. Работа с фотографиями или рисунками насекомых и карточками с названием способов защиты насекомых (мимикрия, покровительственная окраска, устрашающая поза, защитная форма, оборонительные выделения и др.) Привести в соответствие насекомое и способ защиты, обосновать выбор.

4. «Причуды природы» - расширение и углубление знаний учащихся о насекомых. Информационные сообщения учащихся о необычных животных класса и явлениях в их жизни («Съеденный супруг», «Добровольные калеки», «Перелёты насекомых» и др.), викторина, загадки, шарады по содержанию сообщений.

5. «По страницам красной книги» - о редких и исчезающих насекомых, мерах по их охране; о роли насекомых в природе и жизни человека. Видеоряд, информационные сообщения учащихся, творческие работы учащихся (стихи, памятки по борьбе с насекомыми - паразитами человека и животных, вредителями культурных растений и др.)

6. «Рекорды насекомых» или «Самые самые …» и другие

Электронная версия журнала (презентация PowerPoint) может быть размещена на сайте школы или в локальной сети для возможности индивидуальной работы.

Метки: Биология