Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Коррекционно-развивающие упражнения по биологии, направленные на развитие памяти

Коррекционно-развивающие упражнения по биологии, направленные на развитие памяти

Коррекционно-развивающие упражнения по биологии, направленные на развитие памяти

Предмет (направленность):

биология

Возраст детей: 5-9 классы.

Место проведения: кабинет.

Упражнение 1. «Пара»

Задание. Учитель зачитывает слова. Учащимся предлагается запомнить их попарно. Затем учитель читает только первое слово каждой пары, а учащиеся записывают второе.

1. Курица - яйцо, лошадь - сено, бабочка - муха, петух - кричать, корова - молоко, груша - компот.

2. Жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, спичка - овца, терка - море, рыба - пожар, топор - кисель.

Упражнение 2. «Визуальная картинка»

Задание. Учитель просит учащихся закрыть глаза и представить соответствующие картинки, названия которых произносит. Затем предлагает вспомнить и записать названия визуализированных картинок.

1. Лев, нападающий на антилопу.

2. Собака, виляющая хвостом.

3. Муха в вашем супе.

4. Молния в темноте.

Упражнение 3. «Трудное - запомни!»

Задание. Учитель показывает ученикам десять слов с трудным написанием и убирает их. Для просмотра отводится 25-30 секунд. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листе.

Задание дано с опорой на доминантный анализатор, но зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую.

Например:

1. ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА

2. АДЕНИЗИНТРИФОСФОРНАЯ КИСЛОТА

3. КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ

4. ЭУКАРИОТ

5. ГАПЛОИДНЫЙ НАБОР

6. ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ

7. АССИМИЛЯЦИЯ

8. ДИССИМИЛЯЦИЯ

9. ТРАНСКРИПЦИЯ

10. ГЕРМАФРОДИТЫ

Упражнение 4. «Слова»

Собака

Шерсть

Гнездо

Телега

Кот

Волосы

Дождь

Роза

Рыба

Попугай

Роса

Лимон

Помидор

Доктор

Птица

Морж

Задание. Учитель дает установку: «Сейчас я буду читать слова. Услышав данное слово, постарайтесь запомнить, представляя себе внешний вид этого предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.».

Например: зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно.

В качестве предварительной тренировки можно предложить учащимся сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе «только в уме».

После выполненного задания учитель закрывает слова и просит учеников вспомнить, какие слова были прочитаны.

Упражнение 5. «Животные»

Задание. Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой.

Затем учитель закрывает рисунок, ученикам предлагается на листе бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

Примечание. Это упражнение можно использовать при проведении обобщающих уроков.

Упражнение 6. «Игра в слова»

Задание. Вспомните и назовите как можно больше слов, обозначающих фрукты (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, инструменты, мебель, профессии и т.д.).

Коррекционное упражнение направлено на развитие оперативной памяти, мышления, обогащение активного словарного запаса.

Упражнение 7. «Запомни»

Предварительно готовятся и раздаются карточки с изображением различных эмоций: гнев, радость, страх, удивление и т.п. На каждой карточке, которую раздаются участникам, изображено одно эмоциональное состояние.

Задание. Учащимся необходимо запомнить текст. Это можно сделать очень просто. Все по очереди читают этот текст, читают разным голосом, отражая во время чтения то эмоциональное состояние, которое изображено на выданной карточке.

Внимание! Учтите, чем с более выразительными интонациями и эмоциями вы прочтете фразу, тем больше вероятность ее всем запомнить.

Примечание. Для этого упражнения можно выбрать только главное из текста, что должны запомнить учащиеся.

Упражнение 8. «Запоминаем рисуя»

Задание. Учитель готовит список из 20 слов. Последовательно называет слова и после каждого названного слова считает до трех. За это время учащиеся знаком зарисовывают названное слово. В конце работы они должны назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки.

Упражнение 9. «Фотограф»

Задание. Инструкция для учителя:

«Сегодня вы будете фотографами. Посмотрим, кто будет самым лучшим фотографом. Перед вами лежат перевернутые обратной стороной карточки (их 3) и картинки в стопочке.

Сначала по сигналу возьмите первую карточку, внимательно посмотрите на нее, постарайтесь запомнить все, что на ней нарисовано. По сигналу вновь переверните ее обратной стороной и положите на угол стола. Затем по сигналу отберите картинки, которые были нарисованы на большой карте.

Приготовились (гонг). Переворачиваем карту. Смотрим на нее 30 секунд (гонг). Переворачиваем карту. Кладем на угол стола – начинаем отбирать картинки (гонг). 15 секунд (гонг). Закончили.

Возьмите снова первую карту. Положите её перед собой изображением вверх. Проверьте, правильно ли вы запомнили картинки. Уберите лишние. Сколько картинок вам удалось запомнить? Запомните это число.

А теперь повторим это упражнение с другой картой. Приготовились (гонг). 30 секунд. Закончили (гонг). Убрали карту. Отбираем картинки (гонг). 15 секунд (гонг). Закончите.

Проверяем себя. Сколько картинок вам удалось запомнить? Это больше, чем в первый раз, или меньше?

Потренируемся в третий раз. Сколько картинок вы запомнили теперь? Молодцы!».

Примечание. Это упражнение можно использовать при проведении обобщающих уроков или при повторении пройденной темы.

Задания даны с опорой на несколько анализаторов. Коррекционное упражнение направлено на развитие памяти и внимания.

Упражнение 10. «Восстанови невидимое»

Для этого упражнения нужно приготовить несколько книг с изучаемым текстом.

Задание. По команде учителя учащиеся открывают текст на нужной странице всего на пять секунд. После чего правую часть текста закрывают и продолжают на неё смотреть до минуты.

Итак, пожалуйста, закройте правую часть текста – полстраницы или меньше, так, чтобы вы могли восстановить этот текст по смыслу.

Уберите текст. Теперь кто-то из желающих может выйти вперед и воспроизвести этот текст. Все могут смотреть на этот текст, сравнивая ответ ученика с оригиналом.

Это упражнение может повторяться несколько раз с другими текстами и с другими участниками, пока есть интерес к этой игре.

Упражнение 11. «Группировка»

Учитель дает учащимся несколько слов, их необходимо перегруппи­ровать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Слова для запоминания: медведь, тележка, пчела, колокольчик, ромашка, воздух, ваза, кот, солнце, вода.

Метки: Биология