Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Жизнь птиц зимой

Жизнь птиц зимой

Предмет (направленность):

окружающий мир

Возраст детей: 1 класс

Место проведения: класс

Тема урока: «Жизнь птиц зимой»

Цели урока:

Предметные:

1) Формировать умение самостоятельно добывать знания.

2) Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.

3) Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах.

Метапредметные:

4) Формировать умение ставить и решать учебные задачи исходя из темы урока.

5) Продолжить работу над формированием общеучебных коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга).

Личностные:

6) Продолжить воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере помощи птицам в зимнее время.

Оборудование:

Федотова, О. Н. Окружающий мир : 1 класс : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2012;

Федотова, О. Н. Окружающий мир : 1 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2012;

– Слайдовая презентация;

– Дидактический материал «Птицы».

Ход урока.

1. Организационный момент. Слайд 2

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение предмета:

- Ребята, посмотрите на солнышко. (На доске изображение солнышка) Скажите, у кого из вас такое же настроение? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

2. Актуализация знаний. Введение в тему.

Звучит стихотворение. Слайд 3

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе —

Горе ей, настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны.

- Ребята, что случилось у вороны? О каком настоящем горе говорит автор стихотворения Н. Рубцов? С чем связано появление горя у птицы?

- (Ответы детей)

- Зима доброй, заботливой хозяйкой пришла на землю: теплым одеялом накрыла растения, деревья и кустарники укутала в пушистые шубы, сберегла от леденящей стужи. Рады зимушке детишки, с нетерпение ждали ее прихода. Их веселый звонкий смех можно услышать на улице, на горках и катках. Только вот совсем не до веселья животным. Для них зима – суровое испытание. Слайд 4

- Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами поговорим об отдельной группе животных. Наш урок посвящен тем, кто два раза родится: в первый раз гладкий, а второй раз мягкий. О ком загадка? Слайд 5

Попробуйте сформулировать тему урока.

- (Предположения детей)

3. Формулирование темы и задач урока.

- Да, сегодня тема нашего урока «Жизнь птиц зимой». Какие задачи мы поставим перед собой на этом уроке?

- Узнаем, где зимуют птицы?

- Как зимуют? Как выживают в это трудное время?

- Чем мы, дети, можем помочь им? Слайд 6.

- В течение урока мы постараемся ответить на все эти вопросы.

- Ребята, скажите, а каких птиц вы знаете?

- (Ответы детей)

На доске вывешиваются картинки с изображением птиц.

- На какие группы можно разделить этих птиц?

- (Предположительные ответы детей:

– на диких и домашних;

– на умеющих летать и неумеющих;

на перелетных и зимующих) Слайд 7.

- Распределите птиц по группам. (Двое обучающихся работают у доски).

- Как вы думаете, ребята, птицы каких групп сегодня на уроке нас заинтересуют?

- (Аргументированные ответы детей).

4. Изучение нового материала.

- Где и каких птиц можно встретить зимой? Как вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

- Ответ на этот вопрос мы найдем на страницах учебника. Работа с учебником на с. 38-39.

- Рассмотрите центральный рисунок. Что вы можете сказать о птицах? Что едят зимующие птицы? Одинаковый ли корм у разных видов птиц? (Составь свой рассказ, опираясь на картинки справа).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Лебеди

Лебеди летят,

Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

5. Продолжение работы над новым материалом.

- Зимой много птиц погибает от голода. Очень нелегко найти корм птицам за короткий зимний день. Одни раскапывают снег, стараясь добраться до земли, другие ищут корм на деревьях и кустах, третьи держатся поближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

- (Ответы детей).

- Скажите, пожалуйста, а что для птиц страшнее: голод или холод? Мы в силах помочь птицам? Как?

- (Ответы детей).

- Да, ребята, в эту трудную для пернатых пору человек должен помочь им. Если каждый ученик нашего класса сделает кормушку, то он спасет жизнь многим и многим птицам.

Рассмотрите в учебнике рисунок слева. Какие бывают кормушки? Сложно ли их сделать самому?

- (Ответы детей). Слайд 8.

6. Первичное закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и е 28). Взаимопроверка.

2. Игра «Угадай-ка» (Ученик, отгадавший загадку, вывешивает картинку с птицей на доске).

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый …. (Воробей). Слайд 9.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. ( Снегирь) Слайд 10.

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица) Слайд 11.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока) Слайд 12.

Известно с давних нам времен,

Что эта птица – почтальон. (Голубь) Слайд 13.

Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это... ( Ворона) Слайд 14.

3. Проводится викторина о птицах.

А). Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики)

Б). У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)

В). Какая птица высиживает птенцов зимой? (Клест)

Г). Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка)

Д). Назовите пять-шесть птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, клест, поползень, ...)

Е). Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки, коршуны...)

Ж). Где зимующие птицы спят?

З). Где прячутся ночью тетерева и рябчики?

4. Познавательное видео о зимующих птицах http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy/

- Заботясь о птицах, мы охраняем родную природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.

Давайте вместе, сообща будем любить и беречь живую природу. А природа откликнется на вашу заботу, ведь она живая, и по–своему отблагодарит вас: солнечной улыбкой в зимний день, веселым журчанием ручейка, радугой-дугой после летнего дождика, цветением незабудки…

7. Итог урока. Рефлексия.

- Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам, ребята, не на словах, а на деле помочь птицам, изготовить дома кормушки. Проявите фантазию и изобретательность. Эти кормушки-столовые мы развесим на школьном дворе. И птицы не заставят себя ждать, они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Послушайте стихотворение, я уверена, оно не оставит вас равнодушными.

Подготовленный ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Александр Яшин

Далее учитель проводит беседу по вопросам:

- Чему учились на уроке?

- Что понравилось? Что запомнилось больше всего?

- С каким настроением вы закончили урок? Выберите смайлик, которому соответствует ваше настроение. Слайд 15.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Газета “Педсовет”, 2006–2008 гг.

2. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.

3. Интернет-ресурсы.

4. Познавательное видео о зимующих птицах http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy/

Метки: Биология