Урок-обобщение по теме «Многообразие животного мира» для 7 класса
Урок-обобщение по теме «Многообразие животного мира» для 7 класса
(методическая разработка)
Класс: 7
Предмет: биология
Термины: классификация, автотрофы, фотосинтез, гетеротрофы, систематические категории, лучевая и двусторонняя симметрии, трахеи, замкнутая кровеносная система.
Подготовка: распечатать карточки из приложения и разрезать по контуру.
Ход урока.
Вводное слово учителя: В течении года мы с вами изучали зоологию, познакомились со строением животных, их многообразием, изучили эволюцию животного мира. Теперь нам остается повторить этот материал … в игре.
Повторение материала.
Число живых организмов на Земле насчитывает около трех миллионов видов, большая часть которых приходится на животных. Для того чтобы разобраться в этом многообразии существует наука систематика, занимающаяся классификацией организмов.
Классификация – это объединение родственных организмов в группы по степени их сходства и родства. Задача классификации состоит в наведении порядка в мире живых организмов.
Первые попытки классификации были предприняты Аристотелем в Древней Греции. Животных он разделил на группы с кровью и без, что упорядочило информацию о живых организмах. На тот момент науке было известно около 500 животных.
В 17 веке данным вопросом начал заниматься Карл Линней. Им были введены основные систематические категории и понятия, которыми мы пользуемся до сих пор: вид, род, семейство, класс. Если в конце какого-нибудь названия растения или животного, вы увидите приписку L.- можете быть уверены, что это название введено еще Карлом Линнеем.
Сейчас в животном мире насчитывают 2 млн. видов, причем 1 млн. из них приходится на Членистоногих (раков, пауков, насекомых), в растительном мире известно около 500 тысяч видов организмов. В связи с таким разнообразием организмов потребовалось расширить классификацию Карла Линнея. Помимо основных систематических категорий появились промежуточные (дополнительные): над царство, под тип и т.д.
Современная классификация включает следующие блоки или систематические категории:
Империя клеточные |
|
Царство Растения |
Царство Животные |
Отдел |
Тип |
Класс |
Класс |
Порядок |
Отряд |
Семейство |
Семейство |
Род |
Род |
Вид |
Вид |
Помимо царств растений и животных выделяют царства грибов и бактерий.
Каждое царство организмов имеет характерные особенности строения.
Царство растений включает организмы в клетках которых есть ядро. Они растут в течение всей жизни. По способу питания автотрофы – производят органические вещества за счет процесса фотосинтеза (процесс синтеза органических веществ в зеленых листьях на свету). Внутри клеток расположена вакуоль – поддерживающая тургор (натяжение) клетки. Снаружи клетка покрыта клеточной оболочкой из целлюлозы. Запасное вещество клеток крахмал. Растения могут быть, как одноклеточными (хламидомонада), так и многоклеточными (нитчатые водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные).
Царство животных объединяет ядерные организмы. Обладают ограниченным ростом. По способу питания гетеротрофы – потребляют готовые органические вещества. Клетка покрыта только мембраной. Животные способны к активному движению, обладают симметрией тела. Для животных с лучевой симметрией характерен малоподвижный образ жизни, для двусторонне симметричных животных – активное движение. Запасное вещество животных гликоген (например, у человека гликоген откладывается в печение).
Царство бактерий – доядерные организмы (прокариоты). Только одноклеточные. По способу питания автотрофы (цианобактерии) и гетеротрофы (туберкулезная палочка).
Царство грибы включает ядерные организмы. Растут в течение всей жизни. Гетеротрофы. Запасное вещество гликоген. Одноклеточные (дрожжи) и многоклеточные (белый гриб, сыроежка).
1 игра – термины по теме классификация. Найдите в карточке термины по теме классификация. Слова можно составлять по горизонтали и вертикали, но не по диагонали. Макет задания приведен в приложении 1. Время выполнения задания 5-10 минут.
Слова, которые необходимо составить: Линней, класс, порядок, вид, род, царство, классификация, отряд, семейство, империя, Аристотель, тип.
2 игра – Кто же это? Выполнение заданий с использованием карточек приложения 2. Расположите карточки с названиями систематических категорий в порядке возрастания, т.е. от наименьшей до наибольшей:
Растения: Вид – род – семейство – порядок - класс – отдел - царство
Животные: Вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство
3 игра на отгадывание слов. Игроки по очереди вытягивают карточку из набора и объясняют слово другим игрокам, не называя его. Отгадавший игрок становится ведущим (приложение 4).
Приложение 1
И |
В |
Е |
Р |
И |
Я |
А |
Р |
И |
С |
Д |
П |
П |
Л |
К |
О |
Д |
Р |
Т |
|
И |
М |
И |
К |
Л |
Я |
О |
Д |
О |
|
О |
Т |
И |
Н |
Ц |
А |
Р |
О |
Ь |
Т |
В |
Й |
Е |
Н |
А |
С |
С |
П |
Л |
Е |
Т |
С |
Й |
Е |
Р |
К |
Л |
Ц |
И |
Я |
Д |
С |
Е |
М |
С |
О |
А |
А |
К |
И |
Я |
Р |
Т |
О |
Т |
В |
С |
С |
И |
Ф |
Приложение 2.
Вид На языке систематики – это имя организма. Видовое название состоит из двух слов – существительного и прилагательного. Например, клен американский. |
Род Фамилия организма на языке систематики, обозначается существительным. Например, береза, подорожник. |
Семейство У растений семейство определяется по строению цветка: количеству чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков |
Класс В классификации Цветковых растений классы выделяют по строению семян: однодольные – не делятся, двудольные – распадаются на две части |
Отдел Категория расположенная над классом, признаком отдела служит тип размножения. Например, цветковые – имеют цветок, в котором происходит оплодотворение |
Царство Выделяют пять царств живой природы Растения, бактерии, грибы, животные |
Порядок Систематическая категория у растений |
Тип Систематическая категория, характерная для животных. Соответствует отделу в ботанике |
Отряд Систематическая категория у животных, соответствует порядку у растений |
Империя Самая крупная категория в классификации живых организмов. Вирусы относятся к неклеточным формам жизни, остальные организмы состоят из клеток |
Приложение 3.
|
||
В помощь учителю:
1.Лучевая симметрия – симметрия тела малоподвижных животных, когда через тело можно провести несколько плоскостей симметрии. Пример, морская звезда.
- 2.Раздражимость – реакция организма на внешние воздействия без участия нервной системы. Например, раздражимость у амебы, рефлекс у гидры.
- 3.Условный рефлекс – рефлекс вырабатываемый в течении жизни особи, индивидуальный. Если рефлекс не подкрепляется, то постепенно исчезает.
- 4.Хорда – внутренний упругий стержень, внутренний скелет организма. В течении всей жизни не окостеневает хорда у ланцетника.
- 5.Альвеолярные пузырьки – мельчайшие разветвления бронхов у млекопитающих, в которых происходит газообмен.
- 6.Теплокровность – способность поддерживать температуру тела на постоянном уровне. Теплокровные животные – птицы, млекопитающие.
- 7.Замкнутая кровеносная система – тип кровеносной системы, когда кровь течет только по сосудам. Характерна для позвоночных животных.
- 8.Куколка – стадия развития насекомых с полным превращением, на которой личинка перестраивается во взрослую особь.
- 9.Головоногие моллюски – кальмары, каракатицы, осьминоги. Класс моллюсков с «ногой» преобразованной в щупальца.
- 10.Ушные раковины – часть наружного уха млекопитающих, отвечающая за усилении звукового сигнала.
- 11.Экологическая группа - деление организмов на группы по месту их обитания.
- 12.Трахеи – органы дыхания насекомых, доставляющие кислород ко всем клеткам тела. В связи с этим кровеносная система млекопитающих разносит только питательные вещества.
- 13.Метаморфоз – превращение организма в течении жизни, личиночная стадия развития не похожа на взрослую особь. Например, головастик похож на рыбу и внешне, и внутренне. У него двухкамерное сердце, один круг кровообращения, органы дыхания жабры, боковая линия -орган чувств.
- 14.Клоака – орган, развитый у земноводных, птиц, пресмыкающихся, в котором заканчиваются отелы пищеварительной, выделительной, половой систем.
- 15.Воздушные мешки – органы дыхательной системы птиц, в которые поступает воздух в процессе вдоха, а в момент выдоха воздух из воздушных мешков поступает в легкие и обеспечивает насыщение крови кислородом.
- 16.Сократительная вакуоль – часть клетки простейших, отвечающая за выведение избытка воды из организма.
- 17.Лопатка – кость пояса передней конечности.
- 18.Слепая кишка – отдел пищеварительной системы, расположенный между тонкой и толстой кишкой. Принимает участие в переваривании растительной пищи у грызунов.
- 19.Дифференцированные зубы – зубы различающиеся по функциям у млекопитающих. Резцы - откусывание пищи. Клыки – подрезание мясной пищи. Коренные – пережевывание.
- 20.Гидроскелет – форма опоры организма, характерная для круглых червей – аскариды, острицы.
Авдеева Н.В.,
учитель биологии,
ГБОУ ЦО № 118,
г. Москвы
Метки: Биология