Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-обобщение по теме «Многообразие животного мира» для 7 класса

Урок-обобщение по теме «Многообразие животного мира» для 7 класса

(методическая разработка)

Класс: 7

Предмет: биология

Термины: классификация, автотрофы, фотосинтез, гетеротрофы, систематические категории, лучевая и двусторонняя симметрии, трахеи, замкнутая кровеносная система.

Подготовка: распечатать карточки из приложения и разрезать по контуру.

Ход урока.

Вводное слово учителя: В течении года мы с вами изучали зоологию, познакомились со строением животных, их многообразием, изучили эволюцию животного мира. Теперь нам остается повторить этот материал … в игре.

Повторение материала.

Число живых организмов на Земле насчитывает около трех миллионов видов, большая часть которых приходится на животных. Для того чтобы разобраться в этом многообразии существует наука систематика, занимающаяся классификацией организмов.

Классификация – это объединение родственных организмов в группы по степени их сходства и родства. Задача классификации состоит в наведении порядка в мире живых организмов.

Первые попытки классификации были предприняты Аристотелем в Древней Греции. Животных он разделил на группы с кровью и без, что упорядочило информацию о живых организмах. На тот момент науке было известно около 500 животных.

В 17 веке данным вопросом начал заниматься Карл Линней. Им были введены основные систематические категории и понятия, которыми мы пользуемся до сих пор: вид, род, семейство, класс. Если в конце какого-нибудь названия растения или животного, вы увидите приписку L.- можете быть уверены, что это название введено еще Карлом Линнеем.

Сейчас в животном мире насчитывают 2 млн. видов, причем 1 млн. из них приходится на Членистоногих (раков, пауков, насекомых), в растительном мире известно около 500 тысяч видов организмов. В связи с таким разнообразием организмов потребовалось расширить классификацию Карла Линнея. Помимо основных систематических категорий появились промежуточные (дополнительные): над царство, под тип и т.д.

Современная классификация включает следующие блоки или систематические категории:

Империя клеточные

Царство Растения

Царство Животные

Отдел

Тип

Класс

Класс

Порядок

Отряд

Семейство

Семейство

Род

Род

Вид

Вид

Помимо царств растений и животных выделяют царства грибов и бактерий.

Каждое царство организмов имеет характерные особенности строения.

Царство растений включает организмы в клетках которых есть ядро. Они растут в течение всей жизни. По способу питания автотрофы – производят органические вещества за счет процесса фотосинтеза (процесс синтеза органических веществ в зеленых листьях на свету). Внутри клеток расположена вакуоль – поддерживающая тургор (натяжение) клетки. Снаружи клетка покрыта клеточной оболочкой из целлюлозы. Запасное вещество клеток крахмал. Растения могут быть, как одноклеточными (хламидомонада), так и многоклеточными (нитчатые водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные).

Царство животных объединяет ядерные организмы. Обладают ограниченным ростом. По способу питания гетеротрофы – потребляют готовые органические вещества. Клетка покрыта только мембраной. Животные способны к активному движению, обладают симметрией тела. Для животных с лучевой симметрией характерен малоподвижный образ жизни, для двусторонне симметричных животных – активное движение. Запасное вещество животных гликоген (например, у человека гликоген откладывается в печение).

Царство бактерий – доядерные организмы (прокариоты). Только одноклеточные. По способу питания автотрофы (цианобактерии) и гетеротрофы (туберкулезная палочка).

Царство грибы включает ядерные организмы. Растут в течение всей жизни. Гетеротрофы. Запасное вещество гликоген. Одноклеточные (дрожжи) и многоклеточные (белый гриб, сыроежка).

1 игра – термины по теме классификация. Найдите в карточке термины по теме классификация. Слова можно составлять по горизонтали и вертикали, но не по диагонали. Макет задания приведен в приложении 1. Время выполнения задания 5-10 минут.

Слова, которые необходимо составить: Линней, класс, порядок, вид, род, царство, классификация, отряд, семейство, империя, Аристотель, тип.

2 игра – Кто же это? Выполнение заданий с использованием карточек приложения 2. Расположите карточки с названиями систематических категорий в порядке возрастания, т.е. от наименьшей до наибольшей:

Растения: Вид – род – семейство – порядок - класс – отдел - царство

Животные: Вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство

3 игра на отгадывание слов. Игроки по очереди вытягивают карточку из набора и объясняют слово другим игрокам, не называя его. Отгадавший игрок становится ведущим (приложение 4).

Приложение 1

И

В

Е

Р

И

Я

А

Р

И

С

Д

П

П

Л

К

О

Д

Р

Т

И

М

И

К

Л

Я

О

Д

О

О

Т

И

Н

Ц

А

Р

О

Ь

Т

В

Й

Е

Н

А

С

С

П

Л

Е

Т

С

Й

Е

Р

К

Л

Ц

И

Я

Д

С

Е

М

С

О

А

А

К

И

Я

Р

Т

О

Т

В

С

С

И

Ф

Приложение 2.

Вид

На языке систематики – это имя организма. Видовое название состоит из двух слов – существительного и прилагательного. Например, клен американский.

Род

Фамилия организма на языке систематики, обозначается существительным. Например, береза, подорожник.

Семейство

У растений семейство определяется по строению цветка: количеству чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков

Класс

В классификации Цветковых растений классы выделяют по строению семян: однодольные – не делятся, двудольные – распадаются на две части

Отдел

Категория расположенная над классом, признаком отдела служит тип размножения. Например, цветковые – имеют цветок, в котором происходит оплодотворение

Царство

Выделяют пять царств живой природы

Растения, бактерии, грибы, животные

Порядок

Систематическая категория у растений

Тип

Систематическая категория, характерная для животных. Соответствует отделу в ботанике

Отряд

Систематическая категория у животных, соответствует порядку у растений

Империя

Самая крупная категория в классификации живых организмов. Вирусы относятся к неклеточным формам жизни, остальные организмы состоят из клеток

Приложение 3.

  1. 1.Лучевая симметрия
  2. 2.Раздражимость
  3. 3.Условный Рефлекс
  4. 4.Хорда
  5. 5.Альвеолярные пузырьки
  6. 6.Теплокровность
  7. 7.Замкнутая кровеносная система
  8. 8.Куколка
  9. 9.Головоногие моллюски
  10. 10.Ушные раковины
  11. 11.Экологическая группа
  12. 12.Трахеи
  13. 13.Метаморфоз
  14. 14.Клоака
  15. 15.Воздушные мешки
  16. 16.Сократительная вакуоль
  17. 17.Лопатка
  18. 18.Кольчатые черви
  19. 19.Слепая кишка
  20. 20.Дифференцированные зубы
  21. 21.Гидроскелет

В помощь учителю:

1.Лучевая симметрия – симметрия тела малоподвижных животных, когда через тело можно провести несколько плоскостей симметрии. Пример, морская звезда.

  1. 2.Раздражимость – реакция организма на внешние воздействия без участия нервной системы. Например, раздражимость у амебы, рефлекс у гидры.
  2. 3.Условный рефлекс – рефлекс вырабатываемый в течении жизни особи, индивидуальный. Если рефлекс не подкрепляется, то постепенно исчезает.
  3. 4.Хорда – внутренний упругий стержень, внутренний скелет организма. В течении всей жизни не окостеневает хорда у ланцетника.
  4. 5.Альвеолярные пузырьки – мельчайшие разветвления бронхов у млекопитающих, в которых происходит газообмен.
  5. 6.Теплокровность – способность поддерживать температуру тела на постоянном уровне. Теплокровные животные – птицы, млекопитающие.
  6. 7.Замкнутая кровеносная система – тип кровеносной системы, когда кровь течет только по сосудам. Характерна для позвоночных животных.
  7. 8.Куколка – стадия развития насекомых с полным превращением, на которой личинка перестраивается во взрослую особь.
  8. 9.Головоногие моллюски – кальмары, каракатицы, осьминоги. Класс моллюсков с «ногой» преобразованной в щупальца.
  9. 10.Ушные раковины – часть наружного уха млекопитающих, отвечающая за усилении звукового сигнала.
  10. 11.Экологическая группа - деление организмов на группы по месту их обитания.
  11. 12.Трахеи – органы дыхания насекомых, доставляющие кислород ко всем клеткам тела. В связи с этим кровеносная система млекопитающих разносит только питательные вещества.
  12. 13.Метаморфоз – превращение организма в течении жизни, личиночная стадия развития не похожа на взрослую особь. Например, головастик похож на рыбу и внешне, и внутренне. У него двухкамерное сердце, один круг кровообращения, органы дыхания жабры, боковая линия -орган чувств.
  13. 14.Клоака – орган, развитый у земноводных, птиц, пресмыкающихся, в котором заканчиваются отелы пищеварительной, выделительной, половой систем.
  14. 15.Воздушные мешки – органы дыхательной системы птиц, в которые поступает воздух в процессе вдоха, а в момент выдоха воздух из воздушных мешков поступает в легкие и обеспечивает насыщение крови кислородом.
  15. 16.Сократительная вакуоль – часть клетки простейших, отвечающая за выведение избытка воды из организма.
  16. 17.Лопатка – кость пояса передней конечности.
  17. 18.Слепая кишка – отдел пищеварительной системы, расположенный между тонкой и толстой кишкой. Принимает участие в переваривании растительной пищи у грызунов.
  18. 19.Дифференцированные зубы – зубы различающиеся по функциям у млекопитающих. Резцы - откусывание пищи. Клыки – подрезание мясной пищи. Коренные – пережевывание.
  19. 20.Гидроскелет – форма опоры организма, характерная для круглых червей – аскариды, острицы.

Авдеева Н.В.,

учитель биологии,

ГБОУ ЦО № 118,

г. Москвы

Метки: Биология