Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Луг - природное сообщество

Луг - природное сообщество

Цели:

1. Коррекционно-образовательные

1.1. Закрепление понятий «природное сообщество» на примере луга.

1.2. Совершенствование умения устанавливать взаимосвязь между частями природного сообщества.

2. Коррекционно-развивающие

2.1. Развитие мыслительных операций в процессе установления причинно-следственной зависимости.

2.2. Развитие операций памяти в ходе припоминания и актуализации ранее изученного материала.

2.3. Развитие связной устной речи в процессе составления развернутых ответов на вопросы учителя и формулирования выводов по каждому этапу урока.

3. Коррекционно-воспитательные

3.1. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: гербарии луговых трав, плакаты с изображением различных лугов, лепестки ромашки , с написанными на них загадками, учебник Хлебосолова О.А. Природоведение, 2004

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

III . Работа по теме

1. Луга в природе.

- Посмотрите на доску. Что вы видите?

- Мы видим изображение местности, поросшей травой. (слайд№1)

- А как называется такая местность?

Это луг. Чем луг отличается от леса?

(Ответы детей)

Учитель. В природе растения растут в определённом порядке, образуя растительные сообщества- леса, поля, луга.

Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

2. Растительность лугов.

Ребята, кто из вас бывал на лугу? Расскажите о ваших впечатлениях. (Ответы детей)

Конкурс “Ромашка”

Учитель. А сейчас мы у себя в классе “вырастим” луг. На доске плакат, на который мы должны “посадить” растения, которые встречаются на лугу. А потом и животных, для которых луг является родным домом. Чтобы узнать какие растения будут красоваться на нашем лугу, мы должны отгадать загадки.

Берется ромашка из пяти лепестков, на которых написаны загадки. Как только ребёнок отгадывает загадку, прикрепляет на плакат изображение цветка, вырезанного из бумаги.

Колосится в поле рожь

Там во ржи цветок найдёшь.

Хоть не красный он, а синий

Всё на звёздочку похож. (Василёк)

Эй звоночек синий цвет!

С языком, а звону нет! (Колокольчик)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке (Одуванчик)

Белая корзина золотое донце (Ромашка)

Тонкий стебель у дорожки

На конце его сережки

Нам он как хороший друг

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

( Заполняется плакат с изображением луга растениями: василек, колокольчик, одуванчик, ромашка, подорожник)

Учитель. А сейчас я прочитает вам стихотворение, которое так и называется “Что растет на лугу?” Вы постарайтесь запомнить все перечисленные растения по порядку. (слайд №2)

На лугу растет

Ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще?

Гвоздика, смолка.

Колокольчик.

Хвощ- как елка.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки

Граммофончики – вьюнки

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок

И красивых и пушистых

Разноцветных и душистых!

Учитель. Работа с гербарием луговых трав. (Слайд №1)

  • У вас на столах гербарий. Рассмотрим их
  • Что можете сказать о травах луга? Есть ли у них общие черты?

(Ответы детей.)

Вывод. Листья у луговых трав узкие и длинные. Луговые травы растут ярусами – этажами; выше всех светолюбивые; нижние – теневыносливые.

- Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам: одни легкие, с парашютиками, и их разносит ветер, другие созревают в стручках (горошек) и силой разбрасываются вокруг, некоторые имеют зацепки, некоторые семена плохо намокают и легки, их далеко уносит водой (мятлик). Семенами питаются грызуны и птицы, они растаскивают их, теряя часть по дороге. Луговые травы не похожи на лесные.

- Среди богатого набора трав на лугах встречаются лекарственные. Назовите их.( слайд №3)

Дети. Одуванчик, ромашка, лютик едкий, василек, подорожник

Учитель. Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, т.к. в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению.

(Показ плаката “Ромашковый луг”)

Физминутка.

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали.

(Выпрямиться, потопать ногами и присесть).

Вырос тоненький росток,

Он и строен, и высок.

(Встать, потянуться, проверить осанку).

И другие распустились,

(Руки в стороны)

Дружно так зашевелились.

(Пальцы в стороны и пошевелить ими).

Налетел весёлый ветер

И раскачивает ветки.

(Поочерёдные взмахи руками вверх и вниз).

3. Животные лугов.

Учитель. Наш луг оживает. А чего еще не хватает?

Дети. Животных.

Учитель. Луга – открытая местность. Может показаться, что луга безжизненны, но это обманчивое впечатление.

  • Каких животных вы встречаете на лугу?

(Ответы детей.) (Слайд №4)

Учитель. Насекомых больше на лугах, чем в лесах.. Кто догадался, почему ?

Дети. Много пищи, есть, где укрыться.

Учитель. Чем питаются насекомые?

Дети. Соком растений, нектаром.

Учитель. Кто догадался, почему на лугах много мышей и кротов?

Дети. Много пищи : для кротов- черви, для мышей – семена трав.

Учитель. Кто охотится на мелких животных?

Дети. Животные леса: лисы, совы, ласки, хорьки

4. Луга и человек

Учитель. Что дают луга человеку?

Дети. Продукты: ягоды, грибы, лекарства, сено для домашних животных, места для отдыха .(слайд №5)

Учитель. Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах?

Дети. Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться

Учитель. При заготовке сена на лугах?

Дети. Косить траву после того, как поспевают семена, чтобы при косьбе они упали на землю.

Учитель. Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву?

Дети. Погибают подземные части многих растений. Эти растения исчезают с лугов. Могут погибнуть божьи коровки, гнёзда шмелей, птицы.

Учитель. Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека может нарушиться природное равновесие на лугу?

(Ответы детей)

Учитель. Луга- стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.

Учитель показывает две картинки “рис.3”, “рис.4”: на первой – луг до приезда детей, на второй- луг после их отъезда. Слайд №6

Учитель. Чем отличаются эти две картинки? Какие правила нарушили дети?

- А вы, ребята, так не поступаете?

(Ответы детей).

IV. Итог урока

Учитель. Понравился ли вам урок? Что нового и полезного узнали?

(Ответы детей)

Учитель. Почему луг называют природным сообществом?

Дети. На лугу обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой.

Учитель. Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.

Метки: Биология