Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Разработка урока по природоведению6 "Свойство воды"

Разработка урока по природоведению6 "Свойство воды"

Цель урока

: Формирование понятий о свойствах воды, имеющихся представлений и формирования новых.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить со свойствами воды и их использованием; расширять знания o формах существования воды в природе;

Коррекционная: развивать наблюдательность, умение анализировать свою работу;

прививать навыки экспериментальной работы;

Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма;

воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

  • слова-отгадки, записанные на карточках;
  • сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя);
  • подносы c лабораторным оборудованием: стакан c водой, пустая кружка, полоски цветной бумаги (красная, зелёная, белая, розовая, голубая, жёлтая и т.д.), две ложки, кусок сахара (на каждую парту);
  • две лабораторные пробирки, одна отмечена синей полоской , пробки к пробиркам, подставка для пробирок;
  • листок c записью результата опыта по определению запаха воды;
  • вода, молоко, уксус (у учителя);
  • презентация.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент. – Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Кто сегодня дежурный в классе?

Какое сегодня число?

Какое число было вчера?

Какое число будет завтра?

Какой день недели?

2. Знакомство c темой урока.

Сегодня мы проведем научную работу, чтобы получше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать:

Меня льют

Меня пьют

Всем нужна я

Кто я такая (вода)

Правильно. А вы знаете, что одним из самых распространенных на земле веществ является вода. Каковы же её свойства? На этот вопрос мы найдем ответ в ходе нашего урока. И так тема нашего урока: Вода. Свойства воды

А теперь мы с вами поиграем в игру «Найди меня». Где у нас в классе спряталась вода?

(в чайнике, в горшках цветов)

Как вы думаете почему про воду говорят, что она «вездесущая» ( везде существует). А где именно?

А теперь я вам загадаю загадки про состояния воды в природе.

На дворе переполох:

C неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

Град

Шумит он в поле и в саду,

A в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. Дождь

Пушистая вата

Плывёт куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. Облако

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

A пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. Роса

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Снег

Молоко над рекой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко

Стало видно далеко. Туман

Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок.

- Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их можно объединить? (Проблемный вопрос)

(написаны все в один ряд, дети определяют в группы).

Град, снег.

Дождь, роса.

Облако, туман.

Чем они отличается?

Чем похожи все эти явления природы? Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде ,снег – вода в твердом виде, кристаллы).

Какое же вещество вода: жидкость, твердая или пар?

Вывод. Вода – особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.(хоровое чтение).

-А теперь давайте мы с вами начертим схему о свойствах воды.

На доске и рисуется схема..И ещё мы его нарисуем и в тетрадях .Открыли тетради пишем сегодняшнее число, тему урока.

Физминутка

Солнце. Жарко. Стало тише.

Пар стремится выше – выше.

Воздух тучи охлаждает

И осадки выпадают.

И к земле стремятся ближе:

Ниже, ниже, ниже.

А теперь мы с вами проведём несколько опытов c целью определения свойства воды и значение этого свойства для человека.

Опыт 1

Коллективная работа под руководством учителя.

Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода?

Значит вода какая?

Вывод

: вода бесцветная ( повторяем хором)

Опыт 2.

- Опустите ложку в стакан c водой. Что наблюдаете?

- Посмотрите: я опустила ложку в стакан c молоком. Что наблюдаете? (В стакане c водой ложка видна, a в стакане с молоком её не видно).

Значит вода какая?

Вывод: вода прозрачная ( Повторяем Хором)

Опыт 3

Коллективная работа.

- Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете? (Вода перелилась в стакан).

Вывод

: вода течёт (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется).

Опыт 4

Демонстрирует учитель.

- Посмотрите на две пробирки c жидкостями у меня в руках.

- Чем они похожи? (B них прозрачные жидкости)

- Чем отличаются? (На одной есть полоска, a на другой нет)

-Как вы думаете: в какой пробирке вода? (У ребят сомнение)

- Я результат опыта записала на листок и отдала эксперту (одному из учеников). Эксперт проверит, правильно ли мы определим воду. (На листочке, который учитель отдаёт ученику, запись “B синей- вода, в другой – уксус”).

Техника безопасности:

- Для проведения эксперимента мне понадобятся несколько помощников. Им нужно будет почувствовать запах жидкостей в пробирках. Я расскажу, как это нужно правильно делать. (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от пробирки к носу ,вдохнуть воздух, почувствовать запах).

Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости. Результаты сравнить с записью у эксперта.

Вывод

- вода не имеет запаха ( повторяем хором)

Опыт 5

Коллективная работа.

- Перелейте часть воды в кружку. Положите в кружку кусочек сахара, размешайте. Попробуйте воду в стакане и в кружке. Что наблюдаете?

Вывод: вода без вкуса

Работа по учебнику

4. Закрепление знаний.

Ученики рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на доске:

1. Свойство воды.

2. Как определить его.

3. Как человек использует его.

После рассказов предложить детям закрыть глаза и, открыв их по команде, назвать свойство воды, на условное обозначение (рисунок), которого показывает учитель на доске.

После этого записываются свойства воды в тетради по природоведению.

Вода

Прозрачная без вкуса без формы без запаха без цвета.

А как мы с вами это определили?

5. Итог.

- O чём мы говорили на уроке?

- О каких свойствах воды узнали?

Оценки

6. Домашнее задание

Стр.76-78 пересказ

Заполнить таблицу.(индивидуально каждому)

Метки: Биология