Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Урок-семинар "Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение."

Урок-семинар "Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение."

Урок-семинар "Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение."

Предмет (направленность):

биология.

Возраст детей: 8 класс.

Место проведения: в классе.

Цель: проверить знания учащихся об особенностях пищи, потребляемой человеком, и ее значение; закрепить понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение»; показать роль питательных веществ в организме.

Образовательные задачи:

проверить у учащихся особенности строения пищеварительной системы человека; процессы пи­щеварения в ротовой полости, роль ферментов, нерв­но-гуморальную регуляцию этих процессов. Развивающие задачи:

способствовать формирова­нию умений: выделять общее умения, работать в парах и группах; развивать навыки работы с различными источниками информации.

Воспитательные задачи:

разъяс­нить влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости; сформулировать правила ухода за ротовой полостью и зубами.

Оборудование: таблицы «Строение органов пищеварения», «Зубы». Торс человека. Чашка Петри, раствор йода, лакмусовый индикатор, сухой бинт, ватный жгут.

Методические рекомендации

I. Закрепление знаний

Урок проводится в форме состязания. Класс делится на три команды. Дома ребята подготовили сообщения из рубрики «Занимательная анатомия», и в классе каждая группа ребят называет свою команду, выбирается капитан команды.

1. Разминка

Каждой команде задается по три вопроса, на обдумывание 30 секунд.

1 команда:

1) Какие опыты на собаках проводил И.П. Павлов, чтобы доказать рефлекторный характер отделения желудочного сока?

2) Как следует готовить пищу, чтобы сохранить как можно больше витаминов?

3) Какова роль языка в процессе пищеварения?

2 команда:

1) Почему люди физического труда и спортсмены должны получать более калорийную пищу?

2) Какие железы находятся во рту и каковы их функции?

3) При каком условии осуществляется глотательное движение, какова роль надгортанного хряща?

3 команда:

1) Почему при прикосновении к губам спящего ребенка у него начинаются сосательные движе­ния?

2) Каково значение пищи для организма?

3) Что контролирует и регулирует деятельность пищеварительных органов?

2. Эрудит (конкурс капитанов).

Капитанам команд выполнить задания по карточкам

Карточка 1

Как подразделяются зубы по строению и функции, напиши формулу зубов. Челюсти ребенка или взрослого человека изображены на рисунке?

Карточка 2.

Выпиши детали строения и части зуба.

Карточка 3.

Подпиши названия на схеме пищеварительной системы человека.

1. Занимательная анатомия

Во время выполнения задания капитанами каждая команда выступает со своим сообщением из рубрики «Занимательная анатомия».

Сообщение ребят первой команды « Зубы»

Зубы служат для измельчения пищи и не только… Коровам, оленям, овцам передние зубы – резцы помогают «срезать» траву не хуже сенокосилки. Хищники пользуются клыками, чтобы схватить добычу и разорвать ее. Люди обычно зубами откусывают и пережевывают пищу, не пытаясь засунуть ее в рот целиком. А вот змеи, наоборот, «натяги­вают» свой рот на жертву, не желая потрудиться зубами. Что же касает­ся измельчения пищи, то им зани­маются коренные зубы. Работая ими как жерновами, человек тратит на разжевывание обычно несколько секунд. Не в пример ему лошади, ослы, козы и другие животные, за­служившие название жвачных. На­бив полный рот, они способны ча­сами жевать и пережевывать одну и ту же порцию еды. Кажется само собой разумею­щимся, что зубы находятся во рту, но оказывается не у всех. У змеи-яйце­еда главное назначение зубов — рас­пилить скорлупу яиц, которыми она питается. Поэтому зубы у этой змеи... в горле. Но это еще что! У улиток зубы растут прямо на язы­ке, которым они, как теркой, обте­сывают пищу. А живущий в тропи­ческих странах ящер панголин слов­но и вовсе проглотил свои зубы — они у него... в желудке. Столь стран­ное их местопребывание объясняет­ся тем, что панголин питается муравьями, которых кучами отправляет из муравейника в рот своим длинным языком. Если бы у ящера зубы были во рту, то пока он разжевывал сотню муравьев, разбежались бы тысячи, и он бы вечно ходил голодным.

О том, как важно, чтобы во рту были все зубы, да к тому же здоро­вые, знают все, особенно те, кто ча­сто посещал зубного врача. Сколь­ко нужно иметь зубов? Человеку, оказывается, 32, волку — 42, броне­носцу — почти 100 штук. Слон пре­красно обходится... шестью, из которых два — бивни. Значит, жует он всего четырьмя зубами: двумя сверху и двумя снизу. И эти четыре зуба пе­ретирают тонны пищи, необходи­мой, чтобы прокормить гиганта!

Зубы построены из очень проч­ного материала и работают почти без износа много лет. Но если они все же стираются или обламываются - беда для животных, плохо для чело­века, и лишь грызунам все нипочем. У мышей, хомячков, бобров, сусли­ков зубы растут всю жизнь, и как растут! У крысы, например, зубы за месяц вырастают на три сантимет­ра, за три года — почти на метр! Тут уж хочешь, не хочешь, приходится все время что-нибудь грызть, чтобы они изнашивались, но этого бывает недостаточно. Вот и вынуждены грызуны для стачивания пользовать­ся собственным «напильником» — тереть друг от друга верхние и ниж­ние зубы постоянно, даже во сне. Не бегать же, в самом деле, с зубами метровой длины!

Сообщения учащихся второй команды по теме «Слюна»

Слюнные железы человека

У человека целых шесть слюнных желез, из которых вытекает ежедневно до двух литров слюны!

У овец и коз ее выделяется до полутора ведер, а у коров и лошадей… до шестнадцати ведер в день! Для чего, в самом деле, столько слюны? Оказывается, меньше нельзя. Слюна необходима, прежде всего, чтобы размочить пищу во рту, превратить ее в кашицу, которая легко бы поглотилась. Кстати, для этого в слюне содержится слизь, смазывающая пищевой комок, делающая его более скользким.

Человек ест сравнительно мягкую, «нежную» пищу, поэтому обходится только двумя литрами слюны. Овцы, козы, крупный рогатый скот нередко «сидят» на сене, соломе и отрубях. Попробуй такое проглоти — все внутренности обдерешь. Вот и приходится эту грубую пищу перемалывать зубами, смачивать и смазывать, не жалея слюны. Так за сутки и набегает несколько ведер.

Другое важное свойство слюны связано с тем, что она защищает организм человека и животных от болезней. Для этого, помимо слизи, в ней содержатся химические вещества, губительно действующие на микробов. Иными словами, слюна обладает некоторой ядовитостью. Это свойство доведено до совершенства у змей: слюна некоторых так ядовита, что ее капля убивает быка. Чем еще интересна слюна? Тем, например, что в ней содержатся пи­щеварительные соки, частично пе­реваривающие хлеб... в сахар. Не веришь? Набери в рот черного хле­ба, подержи несколько минут и по­чувствуешь сладковатый вкус.

Таким образом, слюна не просто жидкость; кстати, у некоторых жи­вотных она не очень-то и жидкая... Завидев добычу, паук сцитодес на­чинает поливать ее из стороны в сто­рону густой слюной, которая тут же застывает. Не успеет комар или муха оглянуться, как оказываются проч­но связанными «по рукам и ногам». А обитающий в Индонезии стриж салангана знаменит тем, что строит гнезда только из своей затвердеваю­щей на воздухе слюны. После того как выведутся и разлетятся птенцы, местное население собирает эти гнезда и варит из них суп, готовит разнообразные салаты и соусы.

Сообщение учащихся третьей команды «Что происходит в желудке?»

Строение пищеварительной системы человека

Как ни важны для обработки пищи язык, слюна, но главное событие – само пищеварение - начинается в желудке, куда пищевой комок «проскакивает» по пищеводу изо рта. Желудок человека представляет собой мускулистый мешок с входным и выходным от­верстиями. На внутренней его по­верхности находятся тысячи желез, вырабатывающих желудочный сок, который переваривает попавшую в желудок пищу. А чтобы она лучше пе­реваривалась, стенки желудка все вре­мя сокращаются, перемешивая ее.

Желудок человека вмещает при­мерно полтора килограмма пищи. Много это или мало? Желудок кош­ки для сравнения — не больше спи­чечного коробка, а в коровий входит 20 ведер пищи! Такая колоссальная разница связана с особенностями питания. Человек, кошка, хищные животные едят питательную пищу: мясную, рыбную, молочную. Иное дело так называемые жвачные жи­вотные (коровы, лошади, овцы, козы). Основу их питания составля­ют сено, солома, молодые ветки, кора. Чтобы насытиться такой пищей, ее нужно поедать в огромных количествах. Вот природа и надели­ла этих животных необходимыми пищевыми вместилищами.

Попав в желудок и пропитавшись желудочным соком, пища под eго влиянием начинает перевариваться, то есть, как бы таять, растворяться. Это ты мог уже видеть, наблюдая за аме­бой и гидрой. Так вместо пирога, сме­таны или капусты в желудке возника­ет раствор этих продуктов. Он всасы­вается стенками желудка и проника­ет через находящиеся в них кровенос­ные сосуды в кровь. Затем кровь дос­тавляет растворы переваренных про­дуктов в разные части тела, и там они используются для строительства, ре­монта, получения энергии.

4. Лабораторный практикум

Лабораторная работа

«Действие слюны на крахмал»

Цель работы: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Оборудование: кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри со слабым раствором йода, спички (без головки) с ватой.

Порядок работы: 1. Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

2. Зажмите марлю ладонями на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.

3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли.

Объясните результат опыта.

Каждой группой выполняется отчетное задание: 1)цель опыта, 2)результат опыта, 3)вывод.

При проведении лабораторной работы командами оценивается соблюдение правил техники безопасности, аккуратность, быстрота и точность выполнения работы, результат опыта.

5. Гонка за лидером

Зачитываются командам вопросы, а учащиеся должны по очереди отвечать да или нет. Каждой команде предлагается ответить на пять вопросов.

Пищеварительная система присуща всем представителям тип Хордовые.

Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге.

Тонкая кишка переходит в толстую.

Можно ли мясной бульон ввести че­ловеку непосредственно в кровь?

Слюнные железы выделяют слюну в ротовую полость.

Центр рефлекса сокоотделения находится в продолговатом мозге.

Аппетитом называется ощущение потребности в определенной пище.

Желудочный сок – это желтая жидкость с редким запахом.

Основные функции пищеварительной системы: секреторная, двигательная, всасывательная.

Глотание - сложное движение, в котором участвуют мышцы языка, дна полости рта, мягкого неба, глотки и пищевода.

Пищевод имеет вид трубки длиной около 25 см.

Ме­ханическая обработка пищи необходима для ее последующего переваривания.

Язык - мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой.

Основные питательные вещества – углеводы и жиры.

У взрослого человека 42 зуба.

6. Столовая

Предлагается следующее задание для команд:

1 команде:

выберите из представленных продуктов продукты растительного происхождения. Почему в рацион питания человека должны входить продукты растительного происхождения?

2 команде:

выберите из представленных продуктов продукты животного происхождения. Почему в рацион питания человека должны входить продукты животного происхождения?

3 команде:

Выберите из предложенных продуктов грубые продукты питания. Почему в рацион питания человека должны входить грубые продукты?

7. «Дальше… дальше…»

Зачитывается каждой команде по 8 определений терминов, встречающихся в изученной теме. Ребята должны закончить эти предложения.

Биологически активные вещества…

Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее, которая затем поступает в кровь и клетки называется…

Основные питательные вещества пищевых продуктов…

Механизм желудочного сокоотделения называется…

Все растительные и животные белки состоят из…

Мороженое нельзя запивать горя­чим чаем, потому что…

Почему, если во рту нет слюны или пищи, глотать невозможно…

В чем заключается защитное значение рвотного рефлекса?

Сколько слюнных желез находится в ротовой полости человека…

Функция зубов у человека…

Мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой – это…

В состав зуба входят три вещества…

В каком возрасте у детей начинается смена молочных зубов на постоянные?

Великий русский физиолог…

И.П. Павловым была разработана методика наложения постоянной…

Чем заполнена полость зубов у человека?

Выделение слюны происходит…

Как нужно ухаживать за зубами?

Назовите две основные функции питательных веществ…

У взрослых людей постоянных зубов…

Химическая обработка крупных молекул жиров, белков и углеводов …

Расщепление углеводов происходит до…

Расщепление белков происходит до…

Расщепление жиров происходит до…

8. Знаете ли вы…

Каждая команда рассказывает об интересном по данной теме по очереди:

...что все исследовательские работы И.П. Павлов проводил на собаках. В Петербурге в институте экспериментальной медицины был установлен памятник собаке со словами Павлова: "Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства."

...что слизистое вещество слюны - муцин способствует обволакиванию пищи и ее перемещению через пищевод в желудок.

...что несколько раз отмечались случаи роста зубов в третий раз. Во Франции в 1886 году был случай Лисона - рост зубов в четвертый раз. Альберттус Хеллвигиус писал в 1680 году о человеке с тремя рядами зубов.

...что при пережевывании пищи челюстные мышцы развивают на коренных зубах усилие до 72 кг, а на резцах - до 20 кг. Для жевания хлеба требуется усилие в 25 кг, для пережевывания жареной телятины - 15 кг.

...что индейцы Северной Америки лечили зубы еще три тысячи лет назад: в одной гробнице обнаружили скелет женщины, у которой несколько зубов были запломбированы цементом неизвестного (пока) состава. Захоронение датируется - ни много, ни мало -1200 годом до нашей эры.

...что название "молочные" зубы дано Гиппократом, а когда человек "благодаря учению приобретает мудрость" - вырастают зубы "мудрости" - так думал великий древний врач.

...что в 1970 году в Дании родился ребенок с восьмью зубами, четыре из которых были коренными.

...что в 6-7 лет молочные зубы детей начинают выпадать (корни их рассасываются) и постепенно растут постоянные. Малые коренные и третьи большие коренные (зубы мудрости) вырастают без молочных предшественников.

II. Подведение итога урока. Подсчет баллов, отметить самую сильную команду, самых активных учащихся. Выставление оценок.

III. Задание на дом. Повторить материал учебника; прора­ботать схему в тетради; повторить словарик. Подготовить заметки из рубрики «Знаете ли вы…»

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. – М.: Просвещение, 1993.

2. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 класс. –М.: Дрофа, 2011.

3. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. –М.: высшая школа, 1989.

4. Основы физиологии человека.//Под ред. акад. РАМН Б.И. Ткаченко. –Спб.: Международный фонд истории науки, 1994.

Метки: Биология