Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в лесное царство"
Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в лесное царство"
Предмет (направленность):
биология.
Возраст детей: 6 класс.
Место проведения: класс.
Цели: формировать представления о таком природном сообществе, как лес;
О многообразии лесов и о живых организмах, населяющих его; роли и значении леса в природе и в жизни человека.
Задачи:
1) Создание условий для развития индивидуального познавательного интереса.
2) Способствовать развитию инициативы, самостоятельности и творчества детей;
3) Способствовать расширению кругозора ребят;
4) Содействовать сплочению классного коллектива.
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и дополнительной литературой, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.
Подготовительная работа.
1 .Подбор материала детьми (о лесных жителях, о роли леса и его разновидностях)
2. Подбор литературы по теме классного часа (пословицы, загадки, составление кроссворда « Лес», аудиокассета «Голоса птиц»).
3.Подготовка иллюстрированного материала для оформления класса.
4.Изготовление карточек для театра - Экспромт.
5.Изготовление карточек для конкурса « Художник»
6.Отпечатать пословицы на отдельных листах.
Оформление, оборудование, инвентарь:
1 .Магнитофон, запись «Голоса птиц».
2.Карточки с изображением силуэтов птиц.
3 Кроссворд «Лес»
4.На доске написаны пословицы о лесе.
5.Иллюстрации животных и птиц
6.Парты и стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга.
Ход проведения:
1. Актуализация знаний
(Звучит запись « Голоса птиц»)
Учитель : Ребята! Вы, конечно, любите путешествовать.
Сегодня нам представился такой случай. Мы отправляемся в необычное интересное путешествие. Надеюсь, что вы узнаете много интересного и полезного для себя. В нем вам предстоит так же преодолеть небольшие испытания, а смекалка, фантазия, хорошее настроение вам помогут в этом.
Итак, первое испытание - РАЗМИНКА.
Вам предстоит отгадать кроссворд
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
6. | |||||||||||||||
7. | |||||||||||||||
8. | |||||||||||||||
По горизонтали:
1) Наука о растениях. (Ботаника)
2) Срубленное дерево. (Лесина)
3) Газ, который выделяют все зеленые растения. (Кислород)
4) Органоид клетки, который характерен только для растений. (Хлоропласты)
5) Наука о лесном хозяйстве. (Лесоводство)
6) Часть леса, которая является крышей леса, состоит из листьев и ветвей высоких деревьев. (Полог)
7) Деревья, которые в отличие от хвойных, сбрасывают листья. (Лиственные)
8) Луг, небольшое ровное пространство среди леса. (Поляна)
По вертикали: 1) Наука, изучающая все живое.
Много деревьев, растущих на большом пространстве?(Лес)
Итак, какая же тема нашего путешествия? (мнения ребят)
Далее тема открывается на доске:
«Путешествие в лесное царство».
2.Выступление ученика - эксперта. Статистическая справка:
«Леса - основной тип растительности России, они занимают 45% ее
территории. Россия обладает самыми большими запасами леса в мире».
3.Учитель: Ребята! А чем для нас является лес? Какую роль он играет в нашей жизни? ( Сообщения ребят.)
Учитель:
« И спустились с Карпат к Днепру славяне. И поселившиеся среди деревьев стали называться ДРЕВЛЯНАМИ...»
«В каждом человеке 2/3 веса приходится на «дух деревьев» по- старому или кислород по - научному». Посчитайте, сколько кг вашего тела принадлежит лесу? (Высказывания ребят.)
Итак, где бы мы ни были, нам не обойтись без летучего духа деревьев. Кто увлажняет окружающее пространство? Кто дает земле удобрения - опавшие листья? Кто одаривает нас безвредными антибиотиками - фитонцидами? А знаете ли вы, что если совершать прогулки по лесу, то в конце прогулки нормальным станет давление у сердечника, пульс и даже температура. А что означает пословица: « Лес - голову бережет»?
Улучшается работа головного мозга. Не зря в Древности люди, что бы принять важное решение уходили в лес. Сходились под большим дубом. Среди деревьев мы обретаем здоровье, силу, умнеем, становимся чище. Ведь не зря Л.Н.Толстой утверждал:
« В лесу невозможно вырасти злым человеком».
Учитель: Ребята! А какие вы знаете леса?
(Сообщения ребят.)
Конкурс загадок «Растения леса».
1) Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)
2) Травка та растет на склонах
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист нам идет на чай.
Что за травка отгадай? (Душица.)
3) Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко
Путь - дорожку до зари
Освещают фонари
На больших столбах подряд
Лампы белые стоят. ( Ландыш.)
4.) Мягок, а не пух
Зелен, а не трава. (Мох.)
5) Шумят шпили колючие
Под тучами летучими. (Ели.)
6.) Косы зеленые, платье белое,
Сама плакучая, семя летучее. ( Береза.)
Конкурс «Знатоки птиц».
По силуэтам птиц определить название лесных птиц.
Учитель: Ребята, помимо деревьев в лесу живет множество других живых существ. Что вы знаете о лесных животных?
(Сообщения ребят о лесных животных. Свой рассказ дети сопровождают иллюстрированным материалом.)
Конкурс « Театр-экспромт». (ФИЗМИНУТКА)
Ребята на выбор берут карточки, на которых с обратной стороны написано название животного, растения и т.д. Пластикой, мимикой им необходимо будет показать этого животного (растение).
Действующие лица: солнышко, деревья, медведь, пчела, туча, лягушка, ястреб.
Весна. Лесная поляна. Солнышко встало. Все кругом просыпается:
цветы, насекомые, щебечут птицы ...
На поляну вышел медведь. Посмотрел высокое дерево, почесал за ухом , думает как бы ему поживиться медом.
Но тут, откуда, ни возьмись - пчела. Ее грозный вид испугал медведя, и он поспешил уйти в глубь леса.
Подул ветерок, всколыхнул деревья. Тяжелая синяя туча закрыла солнышко.
В предчувствии дождя на поляну выскочила большая зеленая лягушка, но увидев в небе парящего ястреба, нырнула под корягу.
Опять подул ветерок. Разогнал тучи . Опять засветило солнышко , согревая все живое своими лучами.
Учитель: Большое спасибо, участникам за замечательное выступление.
Ребята, подошло к завершению наше с вами путешествие в лесное царство. Лес дружелюбно и приветливо принял нас в свои владения. Сегодня мы узнали о разных видах животных и растениях, обитающих в лесу. Все растения, животные, грибы и бактерии приспособились друг к другу так, что друг без друга жить уже не могут. Расселение обитателей этого дома по этажам (ярусам) леса - вот один из приспособления. При таком расселении каждому растению достается столько солнечного тепла и света, сколько ему надо, а каждому животному - соответствующее количество пищи.
Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Эти сокровища надо охранять. Охраняя природу, мы охраняем себя и свою Родину...
Ребята в заключении читают гимн:
«Прекрасной быть должна Земля Она у всех у нас - одна
А мы хозяева Земли
И охранять ее должны.
Мы сохраним зверей и птиц
Бобров, гепардов и лисиц,
Дроздов, грачей и глухарей,
Малиновок и снегирей.
Под небом зашумят леса,
Не смолкнут птичьи голоса
И торжество природы
Благословят народы!»
6. Рефлексия
Закончить предложение: «Своей работой на уроке я …»
«Мне понравилось…»
«Для меня было интересным узнать…»
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Пасечник В.В., Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.: Просвещение, 2012г.
3. Пасечник В.В. «Уроки биологии 5-6 класс» методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.
Метки: Биология