Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в лесное царство"

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в лесное царство"

Предмет (направленность):

биология.

Возраст детей: 6 класс.

Место проведения: класс.

Цели: формировать представления о таком природном сообществе, как лес;

О многообразии лесов и о живых организмах, населяющих его; роли и значении леса в природе и в жизни человека.

Задачи:

1) Создание условий для развития индивидуального познавательного интереса.

2) Способствовать развитию инициативы, самостоятельности и творчества детей;

3) Способствовать расширению кругозора ребят;

4) Содействовать сплочению классного коллектива.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и дополнительной литературой, сотрудничество с одноклассниками при обсуж­дении вопросов.

Подготовительная работа.

1 .Подбор материала детьми (о лесных жителях, о роли леса и его разновидностях)

2. Подбор литературы по теме классного часа (пословицы, загадки, составление кроссворда « Лес», аудиокассета «Голоса птиц»).

3.Подготовка иллюстрированного материала для оформления класса.

4.Изготовление карточек для театра - Экспромт.

5.Изготовление карточек для конкурса « Художник»

6.Отпечатать пословицы на отдельных листах.

Оформление, оборудование, инвентарь:

1 .Магнитофон, запись «Голоса птиц».

2.Карточки с изображением силуэтов птиц.

3 Кроссворд «Лес»

4.На доске написаны пословицы о лесе.

5.Иллюстрации животных и птиц

6.Парты и стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга.

Ход проведения:

1. Актуализация знаний

(Звучит запись « Голоса птиц»)

Учитель : Ребята! Вы, конечно, любите путешествовать.

Сегодня нам представился такой случай. Мы отправляемся в необычное интересное путешествие. Надеюсь, что вы узнаете много интересного и полезного для себя. В нем вам предстоит так же преодолеть небольшие испытания, а смекалка, фантазия, хорошее настроение вам помогут в этом.

Итак, первое испытание - РАЗМИНКА.

Вам предстоит отгадать кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

По горизонтали:

1) Наука о растениях. (Ботаника)

2) Срубленное дерево. (Лесина)

3) Газ, который выделяют все зеленые растения. (Кислород)

4) Органоид клетки, который характерен только для растений. (Хлоропласты)

5) Наука о лесном хозяйстве. (Лесоводство)

6) Часть леса, которая является крышей леса, состоит из листьев и ветвей высоких деревьев. (Полог)

7) Деревья, которые в отличие от хвойных, сбрасывают листья. (Лиственные)

8) Луг, небольшое ровное пространство среди леса. (Поляна)

По вертикали: 1) Наука, изучающая все живое.

Много деревьев, растущих на большом пространстве?(Лес)

Итак, какая же тема нашего путешествия? (мнения ребят)

Далее тема открывается на доске:

«Путешествие в лесное царство».

2.Выступление ученика - эксперта. Статистическая справка:

«Леса - основной тип растительности России, они занимают 45% ее

территории. Россия обладает самыми большими запасами леса в мире».

3.Учитель: Ребята! А чем для нас является лес? Какую роль он играет в нашей жизни? ( Сообщения ребят.)

Учитель:

« И спустились с Карпат к Днепру славяне. И поселившиеся среди деревьев стали называться ДРЕВЛЯНАМИ...»

«В каждом человеке 2/3 веса приходится на «дух деревьев» по- старому или кислород по - научному». Посчитайте, сколько кг вашего тела принадлежит лесу? (Высказывания ребят.)

Итак, где бы мы ни были, нам не обойтись без летучего духа деревьев. Кто увлажняет окружающее пространство? Кто дает земле удобрения - опавшие листья? Кто одаривает нас безвредными антибиотиками - фитонцидами? А знаете ли вы, что если совершать прогулки по лесу, то в конце прогулки нормальным станет давление у сердечника, пульс и даже температура. А что означает пословица: « Лес - голову бережет»?

Улучшается работа головного мозга. Не зря в Древности люди, что бы принять важное решение уходили в лес. Сходились под большим дубом. Среди деревьев мы обретаем здоровье, силу, умнеем, становимся чище. Ведь не зря Л.Н.Толстой утверждал:

« В лесу невозможно вырасти злым человеком».

Учитель: Ребята! А какие вы знаете леса?

(Сообщения ребят.)

Конкурс загадок «Растения леса».

1) Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)

2) Травка та растет на склонах

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист нам идет на чай.

Что за травка отгадай? (Душица.)

3) Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко

Путь - дорожку до зари

Освещают фонари

На больших столбах подряд

Лампы белые стоят. ( Ландыш.)

4.) Мягок, а не пух

Зелен, а не трава. (Мох.)

5) Шумят шпили колючие

Под тучами летучими. (Ели.)

6.) Косы зеленые, платье белое,

Сама плакучая, семя летучее. ( Береза.)

Конкурс «Знатоки птиц».

По силуэтам птиц определить название лесных птиц.

Учитель: Ребята, помимо деревьев в лесу живет множество других живых существ. Что вы знаете о лесных животных?

(Сообщения ребят о лесных животных. Свой рассказ дети сопровождают иллюстрированным материалом.)

Конкурс « Театр-экспромт». (ФИЗМИНУТКА)

Ребята на выбор берут карточки, на которых с обратной стороны написано название животного, растения и т.д. Пластикой, мимикой им необходимо будет показать этого животного (растение).

Действующие лица: солнышко, деревья, медведь, пчела, туча, лягушка, ястреб.

Весна. Лесная поляна. Солнышко встало. Все кругом просыпается:

цветы, насекомые, щебечут птицы ...

На поляну вышел медведь. Посмотрел высокое дерево, почесал за ухом , думает как бы ему поживиться медом.

Но тут, откуда, ни возьмись - пчела. Ее грозный вид испугал медведя, и он поспешил уйти в глубь леса.

Подул ветерок, всколыхнул деревья. Тяжелая синяя туча закрыла солнышко.

В предчувствии дождя на поляну выскочила большая зеленая лягушка, но увидев в небе парящего ястреба, нырнула под корягу.

Опять подул ветерок. Разогнал тучи . Опять засветило солнышко , согревая все живое своими лучами.

Учитель: Большое спасибо, участникам за замечательное выступление.

Ребята, подошло к завершению наше с вами путешествие в лесное царство. Лес дружелюбно и приветливо принял нас в свои владения. Сегодня мы узнали о разных видах животных и растениях, обитающих в лесу. Все растения, животные, грибы и бактерии приспособились друг к другу так, что друг без друга жить уже не могут. Расселение обитателей этого дома по этажам (ярусам) леса - вот один из приспособления. При таком расселении каждому растению достается столько солнечного тепла и света, сколько ему надо, а каждому животному - соответствующее количество пищи.

Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Эти сокровища надо охранять. Охраняя природу, мы охраняем себя и свою Родину...

Ребята в заключении читают гимн:

«Прекрасной быть должна Земля Она у всех у нас - одна

А мы хозяева Земли

И охранять ее должны.

Мы сохраним зверей и птиц

Бобров, гепардов и лисиц,

Дроздов, грачей и глухарей,

Малиновок и снегирей.

Под небом зашумят леса,

Не смолкнут птичьи голоса

И торжество природы

Благословят народы!»

6. Рефлексия

Закончить предложение: «Своей работой на уроке я …»

«Мне понравилось…»

«Для меня было интересным узнать…»

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Пасечник В.В., Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.: Просвещение, 2012г.

3. Пасечник В.В. «Уроки биологии 5-6 класс» методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.

Метки: Биология