Познавательная игра по биологии "Путешествие к дальним берегам"
Познавательная игра по биологии "Путешествие к дальним берегам"
Предмет (направленность):
биология.
Возраст детей: 5 класс.
Место проведения: класс.
Методические рекомендации: мероприятие под таким названием проводится для учащихся 5 классов. Перед началом мероприятия кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами.
Мероприятие включает 7 конкурсов: 1 конкурс «Начало пути», 2 конкурс «Северная Америка», 3 конкурс «Южная Америка», 4 конкурс «Антарктида», 5 конкурс «Африка», 6 конкурс «Австралия», 7 конкурс «ЕврАзия».
Цели:
обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Жизнь организмов на разных материках»;
углубление знаний детей о животных, которые обитают на разных континентах;
развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками;
воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; расширение кругозора детей.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, дидактический материал.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день! Сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие, узнаем много нового и интересного. Отправимся мы с вами в кругосветное путешествие на прекрасной шхуне. В этом путешествии участвуют учащиеся 5 классов и наше жюри. Для того чтобы отправится в это путешествие я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Оценивать наше жюри специальными монетками, которые встречаются на континентах, которые мы посетим. Только в Антарктиде нет специальных монет, но команды, побывав на этом континенте, получат кусочки льда. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения. Итак, начнём!
Конкурс 1. «Начал пути»
Ведущий: Для того, что бы начать наше путешествие, нам нужна карта. Каждой команде выдаётся карта мира, на которой необходимо как можно быстрее отметить названия материков. За правильно написанные названия материков и быстроту команда получает 5 монет.
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Ведущий: Теперь мы можем отправляться в наше кругосветное путешествие. Но куда мы отправимся сначала? Куда мы будем отправляться, вы будете узнавать либо из стихотворения, либо отгадав загадку. Вот первое стихотворение, в котором обозначены сразу два места, куда мы поплывём.
Континент Америка -
Два материка:
Северная, Южная –
Все легко пока.
Штаты, Мексика, Канада
В Северной живут,
Ураганы и торнадо
Пролетают тут.
В Южной – вот Колумбия,
Чили, здесь – Бразилия,
Аргентина, Парагвай,
Перу и Боливия.
Речки есть большие,
Помнить это нужно:
Миссисипи – в Северной,
Амазонка – в Южной.
Тянутся высокие
Горы цепью дружно:
Кордильеры – в Северной,
Горы Анды – в Южной.
С. Парамонов
Конкурс 2. «Северная Америка»
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки о некоторых рыбах и животных, которые обитают в Северной Америке. Команды будут отвечать поочереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 монетку. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
1. Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную. (Медведь)
2. Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный… (Рысь)
3. Из деревьев сделал хатку.
Всё в ней просто, по порядку -
И в воде, и над водой!
Кто построил дом такой?
Кто загадку отгадает,
И строителя узнает? ( Бобёр)
4. Кто слывёт сестрой куницы
И кого боятся птицы?
Всяк грызун дрожит от страха,
Если рядом ... (Росомаха )
5. Он обычно спит в дупле,
А не на сырой земле.
Не помыв, не тянет в рот
Даже вкусное… (Енот )
6. Над водой взметнулась глыба -
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (Акула)
7. Птиц, мышей ловлю все лето,
Как бы в маске я на вид.
А еще хвостом двухцветным
Средь зверей я знаменит. (Хорёк)
8. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
9. В океане тёмно-синем
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Он дрейфует не дрожа. (Белый медведь)
10. Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой. (Песец)
11. Этот котик не мурчит,
Не шипит и не рычит.
В море он купается,
Рыбкой там питается. (Морской котик)
12. Из куньих этот зверь, врагов в природе нет,
Имеет под хвостом химический секрет.
Поднятый кверху хвост – сигнал: «Меня не тронь!»
Того, кто пренебрёг – сшибёт тараном вонь! (Скунс)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Ведущий: Куда же теперь мы отправимся? Вспомните стихотворение, которое я читала о Северной Америке. О каком ещё континенте там говорилось?
Конкурс 3. «Южная Америка»
Ведущий: Каждой команде выдаются карточки. Там изображены животные, которые обитают в Южной Америке. Участникам команд необходимо вписать в клеточки названия этих животных. Продолжительность конкурса – 2 минуты. Максимальное количество 5 монет.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Ведущий: Куда же теперь мы отправимся? Слушайте загадку.
Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна... (Антарктида)
Конкурс 4. «Антарктида»
Ведущий: Есть много удивительных жителей планеты Земля. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение, разрезанное на 6 частей. Необходимо его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту команда получает 5 льдинок.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Ведущий: Продолжаем наше путешествие. А куда, вы узнаете, прослушав загадку.
Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)
Конкурс 5. «Африка»
Ведущий: Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Им необходимо соединить точки по порядку, и увидеть одного из обитателей Африки. Кто это? Кто быстрее? За правильно выполненное задание и быстроту участник приносит команде 3 монетки.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Ведущий: Давайте отправляться дальше. А куда, вы узнаете, прослушав загадку.
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ... (Австралия)
Конкурс 6. «Австралия»
Ведущий: У берегов Австралии обитает одна из самых опасных акул – Белая Акула. Давайте поохотимся на них. (На кегли (5-6 штук) прикрепляются вырезанные из бумаги акульи пасти.) Каждый участник команды с определенного расстояния должен мячом с одного броска сбить хотя бы одну «акулу». За каждую сбитую «акулу» команда получает по 1-ой монетки. Затем монеты суммируются.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Ведущий: Пора возвращаться домой. Нам осталось отгадать последнюю загадку.
Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас ... (Евразия)
Мы с вами отплывали из европейской части этого континента, а возвращаться будем в азиатскую её часть. Ведь континент Евразия состоит из двух частей: ЕВРОПЫ и АЗИИ.
Конкурс 7. «ЕврАзия»
Ведущий: У северных берегов этого континента обитают морские котики, а у южного берега – их злейшие враги - акулы. Каждой команде выдаются силуэты морского котика и акулы и геометрические заготовки. Как же это вы сделаете? С помощью старинной китайской игры-головоломки «Танграм». В Китае название “Танграм” неизвестно, а игра имеет название Чи-Чао-Ту (семь хитроумных фигур). Сущность её заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок. В вашем случае это будет морской котик и акула. За правильно собранный танграм и быстроту команда получает 4 монетки. (слайд № 53)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
Ведущий: Друзья! Вот и подошло к финалу наше кругосветное путешествие. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового об обитателях разных континентов.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
И.Н. Пономарёва Биология: 5 класса: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Стихи о континентах – http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/cat-98
1. Танграмы для конкурса «ЕврАЗИЯ» - http://neposed.net/training-games/53-training-games/igry-na-razvitie-myshleniya.html
2. Загадки о животных - http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode
3. Картинка «Пингвины» - С. Вохринцева «Окружающий мир. Обитатели Арктики и Антарктики» дидактический материал, издательство «Страна Фантазий», 2003г.
4. Кроссворд для конкурса «Южная Америка» - И.В. Павлова Атлас для дошкольников. Азбука географии. – Дрофа, 2007.
5. Конкурс «Африка» - http://www.filipoc.ru/puzzles/uznay-obitalelya-afriki.
Метки: Биология