Экологический алфавит
Экологический алфавит
Цель: Создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи:
– Расширение кругозора учащихся.
– Развитие внимания и быстроты реакции.
– Внедрение новых игровых форм проверки знаний.
Оборудование: ручки, листы бумаги, жетоны.
Пояснение к игре
Вопросы составлены и распределены по порядку таким образом, что первые буквы ответов соответствуют порядку русского алфавита. Игру можно проводить как командно, так и индивидуально. Количество команд и игроков не ограничено. Временной отрезок игры также определяется организаторами.
Правила игры:
Ведущий задает вопросы, а игроки пишут ответы на специально подготовленных листах, которые потом сдаются помощникам и проверяются. Ответы могут сдаваться после каждого вопроса или нескольких (в зависимости от удобства проверки). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Вместо вопросов с ответами на буквы Й, Ь, Ъ, Ы – следуют блиц-вопросы, т.е. немного сложнее, чем остальные и ответ может быть на любую букву алфавита, за правильные ответы на эти вопросы начисляется 3 балла. Или игра проводится в устном варианте. Тогда игрокам, правильно ответившим на вопрос, выдается жетон. Для разнообразия можно 1 раунд провести устно, а второй - письменно. В конце игры подводятся итоги, лучшие игроки награждаются. Между раундами проводится рекламная пауза, в ходе которой рекламируются книги и периодические издания экологической тематики, исполняются номера художественной самодеятельности, в которых упоминаются названия растений, животных, природных объектов или явлений, о которых шла речь в вопросах.
Вариант№2
Раунд 1
А А- Название какого цветкового растения переводится как «звезда» (астра)
Б Б- Наука о растениях (ботаника)
В В– Растение, из ягод которого делают вино (виноград)
Г Г– Коллекция засушенных растений (гербарий)
Д Д– Одна из жизненных форм растений (дерево)
Е Е– Хвойное новогоднее дерево (ель)
Ё - Колючий любитель грибов (ёж)
Ж Ж- Уборка зерновых культур (жатва)
З З- Время года (зима)
И И- Донные отложения (ил)
Й - Вещество, содержащееся в коре березы, которое придает ей белый цвет (бетулин)
К К- Лист какого дерева изображен на флаге Канады (клен)
Л Л- Из коры какого дерева наши предки плели лапти (липа)
М М- Огромное соленое водохранилище (море)
Н Н- Время суток (ночь)
О О- Из какого дерева делают спички (осина) Раунд 2
П П– Индейцы Южной Америки называли это растение «след белого человека» (подорожник)
Р Р- Королева цветов (роза)
С С– Белый мох, в стеблях которого найдено вещество, обладающее бактерицидными свойствами. Этот мох использовали во время войны в качестве перевязочного материала (сфагнум)
Т Т– Продукт длительного разложения растительных останков под действием воды и солнца (торф)
У У- Граница между Европой и Азией (Урал)
Ф Ф– Как в современной медицине называется траволечение (фитотерапия)
Х Х– Зеленый цвет растениям придает…(хлорофилл)
Ц Ц- Из корней этого растения делают имитатор кофе (цикорий)
Ч Ч– Тонизирующий напиток, родом с Цейлона (чай)
Ш Ш– Дикая роза (шиповник)
Щ Щ- Исполнительница желаний (щука)
Ь - Самый большой и дурно пахнущий цветок (раффлезия)
Ы Ы– Леса с преобладанием какого дерева называют «листвяги» (лиственница)
Ъ - Выделяемые растениями вещества, которые уничтожают или сокращают количество вредных микроорганизмов, бактерий, насекомых (фитонциды)
Э Э– Вид, встречающийся только в какой-то одной местности (эндемик)
Ю Ю- Часть света (юг)
Я Я– Плодовое дерево (яблоня)
В конце игры проводится рефлексия:
- Что нового узнали в ходе игры?
- Что понравилось ?
- Что поразило во время игры? Чему ты удивился?
- Ваши предложения.
По итогам игры проводится награждение победителей.
Литература
1.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991;
2.Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2002;
3.Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 1994;
4.Я познаю мир: ботаника. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003;
5.Я познаю мир: загадочные растения. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.
Метки: Биология