Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Вода - это жизнь

Вода - это жизнь

Цели:

  • Ознакомить со значением экологически чистой воды в жизни человека.
  • Рассмотреть причины загрязнения водоёмов.
  • Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.

Оборудование и наглядность:

  • экран; глобус; презентация;
  • музыкальное сопровождение (шум воды),
  • детская энциклопедия "Махаон". "Тайны природы"
  • современная Иллюстрированная энциклопедия "География",
  • фотографии реки Кама;
  • слайд "Физическая карта России";
  • репродукция картины Апполинария Васнецова "Кама";
  • карточки со словами: бытовой мусор, нефть, водные животные,
  • мазут, отходы заводов и фабрик, водные растения;
  • слайды о природе;
  • слайды о воде;
  • портреты С. Аксакова и Антуана де Сент - Экзюпери;
  • слайды о станции очистки воды.

Группа детей и учитель выходят на сцену.

В руках у них глобус, карта, энциклопедия и другие книги.

Учитель: Здравствуйте, дети, учителя и уважаемые гости!

Ученик : Мы - любители и защитники природы.

Слайд №1, 2

Учитель: Сегодня поговорим о богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы, об источнике жизни всего живого на нашей планете.

Все: О воде.

(Звучит шум воды.)

Слайд №3

Ученик 5: Вода - бесценный дар природы.

Учитель: Вода - одно из главных богатств на Земле. Почему так говорят?

Ученик 2: Потому, что без воды мы не можем жить. Мы же её пьём, едим, водой умываемся, а летом ещё купаемся.

Слайд №4

Ученик 3: Да, жизнь без воды невозможна!

Посмотрите на модель нашей планеты - глобус.

Ученик 1: Глобус как глобус!

Ученик 3: А ты попробуй его быстро вращать.

Ученик 1: Ой, да он весь голубого цвета!

Учитель: А где мы можем встретить воду в жизни?

Ученики 5, 6, 7: Мы, мы знаем! (Читают стихотворение)

Слайды №5, 6, 7

5.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

6.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И снежинке,

И в росинке.

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

7.

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Слайд №8

Ученики 2, 7:

2. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Воду мы пьём и едим, потому, что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. На самом деле - это солевой раствор.

7. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только "поит", но ещё и кормит - по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода "добывает" электрический ток на электростанциях. Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!

Ученик 4: А я знаю много интересного о воде.

Учитель: Мы с удовольствием послушаем тебя.

Слайд №9

Ученик 4:

- Тело новорождённого состоит из воды на 86 %, старика - около 50 %.

- Человек может прожить без пищи 3 - 4 недели, а без воды лишь несколько дней.

- Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.

Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды.

- Ежедневно человек выпивает 2, 5 литра воды и 1, 5 литра получает через кожу - душ, ванну.

- Основная часть мозга - вода. (На самом деле - это солевой раствор.)

Ученик 3: Да, это очень интересно!

Учитель: А где мы с вами можем встретить сразу много воды?

Ученики: В реке.

Ученик 2: А ведь наш город Нижнекамск стоит на реке Кама.

Ученик 3: Я прочитала о нашей Каме в Современной Иллюстрированной Энциклопедии в томе "География"

Вот послушайте, что о ней говорится.

Слайды №10, 11

Кама, левый приток Волги, протекает по Пермской области, Удмуртии и Татарстану. Длина 1805 км. Берёт начало на Верхнекамской возвышенности. Левый берег низменный, заболоченный, правый - высокий. Питание преимущественно снеговое, хорошо выражено весеннее половодье. Главные притоки: Иньва, Обва, Иж, Вятка, (справа), Вишера, Айва, Косьва, Чусовая, Белая (слева). Ледостав с ноября до апреля. Главные пристани: Соликамск, Березники, Пермь, Краснокамск, Сарапул, Камбарка, Елабуга, Набережные Челны.

Берега Камы и её водохранилища живописны и привлекают многочисленных туристов.

Слайд №12

Даже художники восхищались ею и рисовали картины.

Аполлинарий Васнецов в 1895 году нарисовал картину "Кама".

Учитель: Ребята, а вы любите купаться? (Да)

А знаете ли вы, что в Каме небезопасно купаться, ведь вода в ней грязная.

Ученик 5: Интересно, почему?

Слайд №13

Учитель: А вот давайте мы с вами вместе и выберем, что наносит вред нашей камской воде. Прочитайте слова на экране и ответьте на вопрос.

Слайды №14 - 19

  • бытовой мусор,
  • нефть,
  • водные животные,
  • мазут,
  • отходы заводов и фабрик,
  • водные растения

Учитель: Ребята, а если вы увидите, что в реку сбрасывают отходы промышленного предприятия, как поступите?

Слайды № 20, 21

  • пройдёте мимо;
  • позовёте взрослых;
  • сообщите в общество по охране природы.

Ученик 7: Пройти мимо нельзя!

Ученик 4: Позвать взрослых?! А может им всё равно!

Ученик 2: А что такое общество охраны природы?

Ученик 6: А я знаю, что это. В этом обществе люди занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.

Ученик 2: Вот в это общество я и обращусь.

Слайд №22

Ученик 7:

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода

В. Огнецвет.

Слайды №23 - 26

Ученик 1:

Казалось бы воды на Земле сколько угодно - океаны моря покрывают большую часть поверхности планеты. Воды одного только Тихого океана хватило бы для нужд человека на долгие годы. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А ведь людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Берегите и экономьте воду, своевременно ремонтируйте сломанные краны.

От загрязнения воды страдает всё живое, гибнет природа!

Слайд №27

Ученик 3:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

В. Шефнер

Ученики:

1. - Не загрязняйте реки и озёра!

6. - Не бросайте мусор в реки!

5. - Не оставляйте отходы на берегу!

7. - Закрывайте краны!

Учитель: Молодцы вы у меня! Настоящие защитники природы.

Ученик 6: Сегодня у нас в гостях химик - эколог Смирнова Ф. З. Она расскажет о станции очистки воды.

Слайд №28 "Станция очистки воды"

Химик - эколог:

20 ноября 2007 года, 15 часов 57 минут.

Исторический день для нашего города - открытие новой станции очистки воды, самой современной в России.

Первый заместитель председатель правительства России Сергей Иванов, президент Татарстана Минтимер Шаймиев, уполномоченный представитель президента России в Приволжском Федеральном округе Александр Коновалов и глава Муниципального района Айдар Метшин нажимают главные кнопки на переносном пульте управления станцией.

Минтимер Шаймиев не скрывал радости по случаю ввода долгостроя в эксплуатацию:

Сегодня самая чистая питьевая вода в Нижнекамске. Здесь и озонирование, и фторирование, и двойная очистка.

Он отметил, что такую станцию нижнекамцы заслужили. Сегодня на долю третьего по численности населения города Татарстана приходится почти четверть производимой в республике промышленной продукции.

Как работает станция? Начнём с того, что её производимость составляет 125 тысяч кубических метров в сутки и рассчитана на долгие годы - с учётом перспективы города. К слову, станция, аналогичная нашей, в стране на сегодняшний день только одна. Она расположена в Москве, на Рублёвке.

Подача воды на станцию производится водозаборными станциями, находящимися в посёлке Красный Ключ и на Соболековской трассе.

Вначале воду избавляют от микробов. Уничтожают имеющиеся вирусы и бактерии.

Следующий этап - очистка воды с помощью химического реагента. Его добавляют в мутную речную воду. Растворяясь, он обволакивает невидимые глазу частицы, которые делают воду мутной. Мелкие частицы и реагент образуют хлопья, которые потом можно легко удалить.

Затем поступившую в резервуары воду планируется окислять озоном, очищая её по всем биологическим параметрам.

Избавившись от вирусов, бактерий и вредных мелких частиц, вода отправляется на следующую процедуру - песочную. Представьте школьную промокашку, через которую фильтруют воду. Примерно по такому же принципу воду фильтруют через 4-х метровый слой кварцевого песка, который задерживает содержащиеся в ней частицы грязи.

После всех принятых "процедур" наша вода перестала быть мутной. Самое время отправляться на чистку с помощью активированного угля. Он прекрасно впитывает в себя содержащиеся в воде углероды и одновременно обогащает воду полезной микрофлорой.

Здесь же в воду добавляют фтор и хлор, без которых никак нельзя. Но в небольших количествах.

Далее воду отправляют в резервуары, а оттуда в город. Но прежде её качество тщательно проверяют работники местной лаборатории. Здесь делается 65 различных анализов на качество и безопасность - бактериологические, органолептические, технологические и многие другие. И только после этого медики дают добро на отправку чистой воды в город.

И не секрет, что такой чистой, какой вода поступает из резервуаров, в город она не доходит. И виной тому - старые трубы, по которым она проходит в Нижнекамск. Коммунальщики взялись за дело, засучив рукава, и приступили к замене старых металлических труб на новые полипропилены. Дело за магистральными водопроводами, общая протяжённость которых составляет 24 км. Скоро вода будет одинаково чистой как на станции, так и в наших квартирах.

С пуском станции очистки воды решилась проблема не только её дефицита, но и её потребления.

Сегодня, открыв кран на кухне, мы наливаем в стакан чистую воду, о которой так долго мечтали. И сейчас все мы с полным правом можем сказать: мы хотели построить в Нижнекамске станцию очистки воды и мы это сделали!

Ученик 2: Как много интересного, удивительного и полезного мы узнали о воде.

(Звучит шум воды) Слайды №29, 30

Учитель: А ведь о воде говорили и великие люди.

- "Вода - краса природы", - говорил С. Аксаков.

- " Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты -сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете", - написал Антуан де Сент - Экзюпери.

Слайд №31

Ученик 3: Верим, что наше мероприятие "Вода - краса природы" пойдёт на пользу каждого из вас. Мы дарим вам памятки о воде.

Памятка

Берегите воду!

  1. Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку).
  2. Своевременно ремонтируйте краны.
  3. Не засоряйте водоёмы.
  4. Не оставляйте мусор на берегу.

Слайды №32, 33

Ученик 6:

Песня "Дождь".

Слова и музыка Татьяны Андрейченко.

Метки: Биология