Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Ботаника, ч. 7
Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Ботаника, ч. 7
Тест 30. Мхи, папоротники, плауны, хвощи, голосеменные
Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите цифровые обозначения правильных суждений.
1. Мхи, папоротники, хвощи и плауны — споровые растения.
2. У большинства мхов имеются ризоиды.
3. Ризоиды у мха-сфагнума образуются весной.
4. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается отдельно от по¬лового поколения (гаметофит).
5. Листья у всех мхов имеют хлорофиллоносные и водоносные клетки.
6. Из спор у мхов развивается бесполое поколение (спорофит).
7. Зеленые мхи, к которым отно¬сится кукушкин лен, — листостебельные растения.
8. Мох-сфагнум произрастает густыми, плотными дернинами.
9. Дернины сфагнума ежегодно отмирают в их нижней части.
10. Водоносные клетки в листьях сфагнума защищают хлорофиллоносные клетки от механических повреждений.
11. Быстрое развитие болота в местах, где произрастает сфагнум, связано с его высокой способностью поглощать и удерживать воду.
12. Воду сфагнум всасывает непосредственно стеблем и листьями.
13. У сфагнума зеленые клетки составляют 2/3 поверхности листа.
14. Листья у мха-сфагнума состоят из одного слоя клеток.
15. На женских растениях сфагнума развивается по одной коробочке со спорами.
16. Обыкновенный кукушкин лен достигает в длину 30-40 см.
17. В листьях кукушкина льна водоносных клеток меньше, чем в листьях у сфагнума.
18. Листья у кукушкина льна состоят из двух слоев клеток.
19. В листьях кукушкина льна имеются средние жилки.
20. Кукушкин лен — двудомное растение.
21. У кукушкина льна коробочка со спорами покрыта войлочным колпачком.
22. Молодые растения кукушкина льна развиваются из почек, образующихся на разветвленной нити (протонемы), которая в свою оче¬редь развивается из споры.
23. Современные плауны — небольшие кустарнички.
24. Хвощи — однолетние растения.
25. Основное значение в фотосинтезе у полевого хвоща выполняет стебель.
26. Споры у полевого хвоща образуются на весенних побегах.
27. Взрослое растение мужского папоротника (щитовника) имеет по одному развитому листу.
28. Стебель папоротника (корневище) находится в земле.
29. Корневище папоротника заканчивается верхушечной почкой.
30. Листья папоротника-щитовника дважды пальчаторассеченные.
31. Молодые листья папоротника свернуты улиткообразно.
32. Листья папоротника развиваются очень быстро.
33. Листья папоротника имеют верхнюю и нижнюю кожицу (эпидермис).
34. Голосеменные растения — исключительно деревья.
35. Наибольшее число видов среди современных голосеменных имеют хвойные растения.
36. Все хвойные растения вечнозеленые.
37. У всех хвойных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвои.
38. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
39. Семена у голосеменных растений развиваются из семяпочек.
40. У большинства хвойных растений развиваются мужские и женские шишки.
41. Семяпочки в женских шиш¬ках находятся на верхней поверх¬ности кроющих чешуи шишек.
42. Зрелый зародыш семени со¬сны состоит из зачаточного корешка, стебелька, семядолей и почечки.
43. У зародыша семени сосны две семядоли.
44. Семена у сосны обыкновенной созревают через полтора года после опыления.
45. У сибирской сосны («кедровой сосны», «кедра») образуются плоды — «кедровые орешки».
46. На ветвях ели иглы живут 5-7 лет.
47. У лиственницы хвоинки живут 2-3 года.
48. Хвоинки у сосны растут по две на очень коротких побегах.
49. Можжевельник — листопадный кустарник.
50. Хвоинки у ели растут на побегах по три.
51. Иглы ели короткие и остроконечные.
52. Сосна и ель — ветроопыляемые растения.
53. Можжевельник образует плоды, называемые ягодами.
54. Женские шишки у сосны растут тесными группами.
55. Молодые женские шишки у сосны находятся на концах молодых побегов.
56. Сосновые боры светлые, а в еловых лесах темно.
57. На болотистых почвах глав¬ный корень у сосен развивается лучше, чем на песчаных.
58. У ели главный корень глубоко уходит в землю.
59. Семена ели высыпаются из шишек поздней осенью.
Тест 31. Мхи, папоротники, хвощи, плауны и голосеменные
Выберите по каждому вопросу один ответ, который считаете наиболее правильным. Запишите номера правильных ответов.
1. Мох-сфагнум — растение:
а) листостебельное;
б) слоевищное;
в) листостебельно-слоевищное.
2. Листья сфагнума состоят из:
а) одного слоя клеток и не имеют средней жилки;
б) двух слоев клеток и проводящих сосудов;
в) трех слоев клеток: верхней и нижней кожицы и клеток с хлоропластами между ними.
3. Листья сфагнума имеют клетки:
а) хлорофиллоносные, а между ними большие межклеточные пространства;
б) хлорофиллоносные и водоносные;
в) хлорофиллоносные, водонос¬ные и бесцветные покровные.
4. Водоносные клетки сфагнума;
а) узкие, бесцветные, заполнены водой;
б) широкие, бесцветные, цитоплазма которых поглощает и удерживает много воды;
в) широкие, бесцветные, заполнены водой.
5. Белесоватый цвет листьев сфагнума связан с:
а) наличием особых веществ в пластидах клеток;
б) наличием большого числа водоносных клеток;
в) восковым налетом на поверхности листьев.
6. Взрослые растения сфагнума:
а) лишены ризоидов;
б) имеют ризоиды на стеблях до их разветвления;
в) имеют ризоиды только в условиях жизни в местах с небольшой увлажненностью.
7. Зеленые «елочки» кукушкина льна — это:
а) гаметофиты;
б) спорофиты;
в) одни веточки — гаметофиты, другие — спорофиты.
8. Коробочки со спорами образуются у кукушкина льна:
а) только на мужских растениях;
б) только на женских растениях;
в) на всех особях.
9. Споры у кукушкина льна прорастают и образуются зеленые ветвящиеся нити — предростки, на которых развиваются:
а) почки, а из них вырастают побеги;
б) женские и мужские половые клетки;
в) женские или мужские половые клетки.
10. У кукушкина льна водоносные клетки:
а) отсутствуют;
б) имеются в большом количестве;
в) имеются в небольшом количестве.
11. Ризоиды у кукушкина льна:
а) имеются только в молодом возрасте;
б) не имеются;
в) развиваются как у молодых, так и у взрослых растений.
12. У кукушкина, льна развивается:
а) по одной коробочке;
б) по две коробочки;
в) по три-пять коробочек.
13. Кукушкин лен по продолжительности жизни:
а) однолетнее растение;
б) двулетнее растение;
в) многолетнее растение.
14. Папоротники (щитовник, орляк, лиственник) имеют:
а) листья, корневище, корни, ризоиды;
б) надземный побег, корневище, корни, ризоиды;
в) листья, корневище, корни.
15. Мужской папоротник (щитовник) — обычный обитатель тенистых участков леса — это поколение, на котором образуются:
а) споры;
б) половые клетки;
в) половые клетки, а затем споры.
16. Из спор папоротника развиваются:
а) заростки в виде зеленой пластинки;
б) предростки в виде зеленых ветвящихся нитей;
в) предростки в виде зеленой елочки.
17. У полевого хвоща споры образуются:
а) на концах веточек надземных зеленых побегов;
б) на верхушке надземных розовато-бурых побегов;
в) на любых надземных побегах.
18. Появление хвощей на лугах и полях свидетельствует о том, что:
а) почва кислая, и в нее нужно вносить известь;
б) почва щелочная, и в нее нужно вносить гипс;
в) почва нейтральная — не кислая и не щелочная.
19. Листья хвощей:
а) чешуевидные, бурые и часто лишены хлорофилла;
б) чешуевидные, зеленые, имеющие хлорофилл;
в) зеленые, длинные и тонкие.
20. Заросток хвоща имеет вид:
а) зеленой разветвленной нити;
б) зеленой нерасчлененной пла¬стинки;
в)зеленой, многократно рассеченной пластинки.
21. Избавление от хвощей на огородах затруднительно вследствие того, что:
а) на корневищах развиваются клубеньки;
б) корневища находятся глубоко в почве;
в) корневища находятся в верхнем слое почвы и образуют много побегов.
22. Стебель плауна:
а) разветвленный, прямостоячий;
б) неразветвленный, стелющийся по земле;
в) разветвленный, стелющийся по земле, с вертикально поднимающимися ответвлениями.
23. На одном заростке хвоща развивается: ,
а) один зародыш;
б) несколько зародышей;
в) один, а часто несколько зародышей.
24. Спороносные колоски у плауна образуются:
а) по одному на верхушке каждой вертикально расположенной веточки;
б) по два колоска на верхушке каждой вертикально расположенной веточки;
в) по одному на верхушке основного (стелющегося) побега.
25. К отделу голосеменных относятся растения: .
а) имеющие цветки, но не образующие плодов;
б) не имеющие цветков, но обра¬зующие семена из семяпочек;
в) размножающиеся спорами, которые образуются в молодых шишках.
26. Современные голосеменные растения — это:
а) только хвойные — сосны, ели, лиственницы и др.;
б) не только хвойные, но и саговниковые пальмы эфедровые и др.;
в) только разные виды сосен , и елей.
27. К голосеменным из ниже названных современных растений относятся:
а) кипарис, секвойя, тисc;
б) кокосовая пальма, самшит, саксаул;
в) инжир, саговая пальма, баньян.
28. Хвойными называют растения из отдела голосеменных, которые:
а) все имеют жесткие иголки (хвою);
б) все имеют листья-иголки, но не обязательно жесткие;
в) имеют не только листья-иголки, но и чешуйчатые листья.
29. К самым долгоживущим деревь¬ям из числа названных голосемен¬ных относятся:
а)секвойя;
б) Мамонтово дерево;
в) сосна долговечная, или остистая.
30. В отделе голосеменных хвойные имеют:
а) наибольшее число видов;
б) несколько десятков видов;
в) около десятка видов из 600 видов голосеменных.
31. Из хвойных деревьев, произрастающих в России, наибольшее чис¬ло видов имеют:
а) род «ель»;
б) род «сосна»;
в) род «лиственница».
32. У сосны обыкновенной хвоинки длинные и располагаются:
а) по 2 в пучке;
б) по 3 в пучке;
в) по 5 в пучке.
33. У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются:
а) на разных растениях — на одних мужские, на других женские;
б) на одних и тех же растениях;
в) в разных местах произраста¬ния или тот или другой вариант.
34. Семена в шишках сосны обык¬новенной созревают через:
а) полтора года после опыления;
б) несколько месяцев после опыления (к осени того же года);
в) три года после опыления.
35. Кедровая сибирская сосна и кедр – это:
а) разные виды растений;
б) один вид растений, имеющий разные местные названия;
в) кедровая сибирская сосна — вид рода «сосна», а кедр — один из родов хвойных растений.
36. В отличие от ели у пихты:
а) хвоя не колючая (мягкая);
б) хвоя ежегодно сбрасывается;
в) хвоя короче.
37. Старые женские шишки у сосны и ели:
а) опадают целиком вскоре после выпадения из них семян;
б) опадают целиком после длительного времени нахождения на деревьях;
в) не опадают, а постепенно рассыпаются на чешуйки.
38. Среди современных голосеменных имеются:
а) только деревья;
б) деревья и кустарники;
в) деревья, кустарники и травы.
Тест 32. Грибы и лишайники
Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1. Грибы — низшие растения.
2. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.
3. Все грибы — многоклеточные организмы.
4. Грибы имеют грибницу и мицелий, состоящий из нитей-гифов.
5. В клеточных стенках грибов, как и в покровах тела раков, насекомых, пауков, имеется органическое вещество - хитин.
6. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из плотно перепле¬тенных бесцветных нитей-гиф.
7. Среди грибов имеются паразиты человека и животных.
8. Опенок осенний — паразит берез, орешника и некоторых других деревьев и кустарников.
9. Все трубчатые и пластинчатые грибы съедобны.
10. Все трубчатые и пластинчатые грибы растут в лесах.
11. Подберезовики, подосиновики, маслята — трубчатые грибы.
12. Микориза — это то же, что и мицелий.
13. Грибница шляпочных грибов однолетняя.
14. Шампиньоны не образуют микоризу.
15. Шляпочные и плесневые грибы размножаются спорами.
16. Пеницилл — один из видов белой плесени.
17. У пеницилла, как и у мукора, мицелий не разделен пере¬городками и представляет собой как бы одну разветвленную клет¬ку.
18. Дрожжи — одноклеточные грибы.
19. Дрожжи, как и другие грибы, размножаются спорами.
20. В природе дрожжи встречаются в нектаре цветков, в соковыделениях растений, на плодах и в почве.
21. Колосья ржи, пораженные головней, выглядят почерневшими, словно обгоревшими.
22, Гифы спорыньи развиваются из спор, попавших при помощи ветра на развивающиесяколосья ржи, ячменя, пшеницы и других хлеб¬ных злаков.
23. Грибы-трутовики по способу питания относятся к сапрофитам.
24. Насекомые, в частности, мухи, часто поражаются грибом - эмпузией.
25. Картофель и другие пасленовые часто поражаются грибом - фитофторой.
26. Лишайники могут поселяться не только на коре деревьев, но и на почве и даже на камнях.
27. Лишайник образуют нити гриба и одноклеточные водоросли.
28. Лишайники не причиняют никакого вреда деревьям, на кото¬рых они поселяются.
Тест 33. Грибы и лишайники
1. Пеницилл относится к:
а) плесеням;
б) дрожжевым грибам;
в) ржавчинным хлебам.
2. Дрожжи размножаются:
а) только делением;
б) только почкованием;
в) делением и почкованием.
3. Пекарские дрожжи в природе:
а) не известны;
б) встречаются часто в нектаре, соке плодов;
в) встречаются, но очень редко.
4. К дрожжам относятся:
а) только пекарские дрожжи;
б) дрожжи нескольких сотен видов;
в) дрожжи нескольких десятков видов.
5. Плодовые тела из пенька и шляпки имеют:
а) все съедобные шляпочные грибы;
б) все съедобные шляпочные грибы, за исключением трюфелей, сморчков и строчков;
в) все съедобные шляпочные грибы, за исключением валуев.
6. Шляпочные грибы в природе размножаются:
а)спорами;
б) разрастанием и делением грибницы;
в) спорами, разрастанием и делением грибницы.
7. Шляпочные грибы питаются:
а) органическими веществами и минеральными солями, которые они всасывают вместе с водой из корней деревьев и влажной почвы;
б) органическими веществами, которые всасывают гифами грибницы из корней деревьев;
в) минеральными веществами, которые они всасывают грибницей из лесной почвы.
8. Корни деревьев и гифы грибни¬цы многих шляпочных грибов образуют:
а) мицелий;
б) микоризу;
в) и мицелий, и микоризу.
9. Грибница мукора — это:
а) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и одним ядром;
б) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и множеством ядер;
в) ветвящиеся нити, образованные клетками, каждая из кото¬рых имеет цитоплазму и ядро.
10. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:
а) его нити погибают и загнивают;
б) с возрастом в нитях грибницы образуются вещества черного цвета;
в) в его головках образуются споры.
11. Настоящий, или осенний, опенок по способу питания:
а) чаще всего сапрофит на отмершей древесине;
б) вначале сапрофит, а затем паразит;
в) паразит.
12. У злаковых растений, пораженных головней, соцветия выглядят обгорелыми, потому что:
а) разрушенный эндосперм зер¬новок становится черным;
б) ткани несформировавшихся соцветий разрушаются мицели¬ем гриба, образующим споры;
в) пораженные соцветия засыха¬ют и чернеют.
13. Грибница головни развивается, когда:
а) у злаков происходит образование цветков;
б) при прорастании зерновок;
в) после цветения в образую¬щихся зерновках.
14. Пищевые продукты из муки, в которую попали размолотые рожки спорыньи, вызывают у человека:
а) горечь во рту;
б) расстройство кишечника;
в) судороги, боли головы, желудка, омертвение пальцев, носа и пр.
15. Гриб фитофтора сильно поражает посадки картофеля во время:
а) всходов;
б) цветения;
в) влажной погоды и пониженной температуры (ближе к осени).
16. Гриб фитофтора поражает у картофеля:
а) только листья;
б) листья и стебли;
в) все растение, в том числе и клубни.
17. Грибница гриба трутовика разрушает:
а) кору дерева;
б) древесину;
в) сердцевину.
18. Шампиньоны можно выращивать на навозе, потому что они:
а) не образуют микоризу;
б) почвенные паразиты;
в) могут жить как почвенные сапрофиты и в сожительстве с корнями деревьев.
19. Отношения между грибом и водорослью в едином организме лишайника основаны:
а) на паразитизме, особенно сильном со стороны гриба;
б) на взаимовыгодном существовании: гриб «снабжает» водоросль водой и неорганическими солями, а водоросль «снабжает» гриб органическими веществами;
в) на паразитизме, особенно сильном со стороны водоросли.
20. С грибом, образующим лишайник, может существовать:
а) одноклеточная водоросль любого вида;
б) одноклеточная водоросль того или иного вида;
в) одноклеточная или нитчатая водоросль того или иного вида.
21. В слоевище лишайника водоросли находятся:
а) на верхней стороне;
б) на нижней стороне;
в) в переплетениях гиф по всей толще или сосредоточены в од¬ном слое толщи слоевища.
22. Лишайники, живущие на коре деревьев, по отношению к дереву:
а) являются паразитами;
б) не являются паразитами;
в) являются паразитами в начале своего роста и развития.
И.Г. Габриелян, МОУ СОШ №17, г. Солнечнодольск.
Метки: Биология