Органы чувств. Анализаторы. (Разновозрастное занятие по биологии в 7,8 классах)
Органы чувств. Анализаторы. (Разновозрастное занятие по биологии в 7,8 классах) Пояснительная записка.
Занятия с РВГ провожу редко, 2-3 раза в год. Эта форма работы интересна и ученикам и коллегам. При составлении тематического плана стараюсь, чтобы некоторые темы (заранее продумываю, какие) совпадали по содержанию учебного материала разных классов. Отличие состоит в глубине изучения тем в определённом классе. Перед собой ставлю задачи:
-Как взаимосвязано содержание занятия в разных классах?
-Какая идея может объединить учащихся разных классов?
-Как сформулировать общую тему или проблему?
-Чего хочу добиться на таком занятии?
Проведения уроков с РВГ проходит по технологии РКМЧП, которая позволяет разнообразить совместную работу детей, обеспечить индивидуально-ориентированный подход к групповой работе. Учащиеся приобретают опыт организаторской деятельности в микрогруппах. В практику входит выполнение некоторых педагогических функций (распределение работы в группе, проверка правильности выполненных заданий, ведение учетного листа и т. п.).
Приёмы используемые на уроке – «Знаю/хочу узнать/узнал» (з/х/у)
З (знаю) |
Х (хочу знать) |
У (узнал) |
«Оратор»- за 1 минуту необходимо убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Дискуссия в парах».
«Сотрудничество в группах».
«Подсказка» – приводится краткая информация с целью вызвать любопытство;
«Инсерт» - маркировка текста
«+» - узнал, это новое, это надо добавить в багаж собственных знаний;
«-» - это противоречит тому, что я знаю, я не согласен с этим;
«۷» - я это знал, это совпадает с тем, что мы обсуждали;
«?» - я хочу об этом узнать подробнее, требуется уточнение информации.
Стадия | Деятельность | Деятельность | Возможные приемы и методы | |||||
(фаза) | учителя | учащихся | ||||||
1. Вызов
|
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Создать ситуацию успеха. |
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы |
Составление списка «известной ин- формации»: рассказ-предположение по ключевым словам или по подсказке.
|
|||||
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа в парах или группах | ||||||||
2 Осмысление содержания
|
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой ин- формацией, постenенное продвижение от знания «старого» к «новому» |
Ученик читает (слушает) текст, пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации |
Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях );
|
|||||
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (презентация, лекция, материал параграфа). Работа ведется в парах и группах | ||||||||
3 Рефлексия
|
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения, дополнения;
|
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления со- держания |
Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Написание творческих работ, эссе, синквейна.
|
|||||
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | ||||||||
Для успешной работы на занятиях в разновозрастных группах учителю необходимы хорошие знания методики обучения, предмета, возрастной психологии и психофизических особенностей ребёнка, высокая культура педагогического общения, умение организовывать равноправный диалог между учащимися разных возрастов, умение регулировать процесс обучения при коллективном общении.
Задачи
Образовательные:
Общие:
1) Сформировать у учащихся знания об органах чувств животных и человека, акцентрировать внимание на отличие понятий «анализатор» и «органы чувств».
2) Продолжить формировать представление об эволюции систем органов животных и человека на примере системы органов чувств.
7 класс: Отследить этапы эволюции органов чувств у животных от простейших до млекопитающих, показать роль органов чувств в жизни животных.
8 класс: Актуализировать знания учащихся об органах чувств и их значении;
сформировать знания об особенностях устройства анализатора, раскрыть механизм его функционирования.
Воспитательные: Формировать коммуникативные качества , культуру общения, чувство ответственности за учебные успехи группы, формировать бережное отношение к животным и самому себе, как частице животного мира, природы.
Развивающие: Развивать интеллектуальные способности , навыки самообразования, формировать общеучебные навыки и умения работы в группе; формирование умений по работе с книгой, развивать познавательную активность.
Оборудование: таблицы с изображением органов чувств различных животных и человека. Карточки учета знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы» (по количеству РВГ). Компьютер(если возможно).
Тип занятия: Изучение нового материала с использованием технологии РКМЧП, технологии сотрудничество.
Ход занятия.
1.Стадия вызова
Учитель: – Что ты видел, слышал, чувствовал, когда ехал (шел) в школу; Высказывается каждый. (Даётся 3мин для обсуждения в группах).
Учитель: А кто или что помогло вам это воспринять? (ответы правильные - глаза, зрение, обоняние, уши, нос, слух, руки; ответы в зависимости от возраста)
Учитель: Тему мы правильно предсказали. Органы чувств. Анализаторы. Все ли слова, записанные на доске вам знакомы? Подберите к ним синонимы или объясните их.
Органы – части тела, отделы тела…
Чувств (чувства) – ощущения, восприятия….
Анализатор - (от слова анализ, т.е. разложение на части, компоненты)
Учитель: - А кто знает, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? Я уверена, что кое-что вы об этом уже знаете. Заполните первую и вторую графы таблицы ЗХУ (прием составления списка известной информации), нужно постараться написать как можно больше. Каждую новую мысль начинайте с новой строки. Заполняете только 1 и 2графу.
З (знаю) |
Х (хочу знать) |
У (узнал) |
Прием «дискуссия в парах»
Учитель: - А теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно об органах чувств и анализаторах.
Если вы согласны с тем, что написал ваш сосед, то поставьте знак «+», а если у вас возникли сомнения знак «?» (проходит обмен информацией).
Учитель: - А теперь обменяемся знаниями. Начнем с семиклассников: Итак, я знаю ….
Я хочу знать…… ( на доске в таблицу записываю задачи урока, сформулированные детьми, хочу знать…)
Физкультминутка (презентация 1 зарядка для глаз), если нет компьютера, то:
Раз— согнуться, разогнуться,
Два— нагнуться, потянуться,
Три — в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять-шесть — тихо сесть,
Семь-восемь— лень отбросим!
2. Изучение нового материала. Прием «сотрудничество в группах» .
(разновозрастную группу учащихся 7-8 классов делю на группы по 3-4 человека по уровню подготовленности, назначаю руководителя группы – ученика, который хорошо учится и пользуется авторитетом у своих товарищей, выдаю «Памятки работы в группах», руководитель группы знакомит с правилами работы в сотрудничестве.)
Учитель: - Разделимся на группы по 3 человека. У вас на столах лежит пакет рабочих материалов к уроку, руководитель группы должен распределить задания между членами всей группы и организовать обсуждение темы сегодняшнего занятия, должен организовать процедуру оценки каждого члена группы с записью в карточку учета знаний, организовать процедуру заполнения последней графы таблицы ЗХУ. Вперёд за знаниями!
( РВГ работают, согласно плану, заложенного в «Рабочие материалы», в соответствии с памяткой, имея компьютер, можно просмотреть презентации)
3.Обсуждение полученных знаний в группах ( у восьмиклассников идет актуализация знаний об органах чувств и их эволюции; у семиклассников происходит приращение нового материала по теме, идет опережающее обучение).
4. Обобщение изученного материала:
Приём “Оратор”.
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Учитель:
- Считаете ли вы, что органы чувств это тоже самое, что и анализаторы?
- Чем же отличаются понятия «органы чувств» и «анализаторы»?
- Что же нового мы узнали на нашем занятии?
- Заполним нашу общую таблицу ЗХУ (последнюю графу) – представители от групп озвучивают результаты работы в группах.
5.Рефлексия:
В пакете рабочих материалов к уроку лежит листок с незаконченными предложениями, Каждый из вас выбирает предложение и заканчивает его по своему усмотрению, предложения распределяет руководитель группы.
6. Домашнее задание:
7. класс - параграф ……….., 8 класс – параграф …………..
Составьте синквейн с ключевым понятием «Органы чувств» и кластер с ключевым словом «Анализаторы».
Приложение1
Ф.И.ученика | класс | Оценка за объяснение | Оценка за качество заполнения таблицы |
Рабочий материал к занятию по теме «Органы чувств. Анализаторы.»
1)Рабочий лист для учащегося 7 класса.
- Самостоятельно прочитайте параграф ……….;
- Используйте приём инсерт .
- Сформулируйте и запишите определение понятия «органы чувств»:
- Органы чувств – это________________________________
- Заполните таблицу и подготовьте по ней рассказ об эволюции органов чувств у животных от простейших до млекопитающих:
Представители царства животных | Органы чувств | Особенности строения и работы органа чувств |
|
2) Рабочий лист для учащихся 8 класса.
Прочитайте параграф ………... Заполните рабочий лист:
– Выпишите определение анализатора, сделав к определению схематический рисунок анализатора.
– Выпишите определение понятий «рецептор».
– Заполните таблицу «Анализатор».
Анализаторы человека | Функции | Значение и пример |
3). Алгоритм работы в группе – памятка для работы в сотрудничестве руководителю группы.
1. Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.
2. Составь план и определи способы выполнения группового задания.
3. Распредели задания между членами группы в соответствии с их способностями, возможностями, интересами, заданиями учителя.
4. Помоги товарищам в выполнении задания.
5. В случае возникновения затруднений при выполнении задания обратись за помощью к учителю.
6. Обеспечь соблюдение правил сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.
7. В результате обсуждения назначь выступающего от группы.
8. Дай оценку деятельности каждого члена группы, заполни карточку учета.
9. Старайся создать дружескую атмосферу в группе.
4.) Рефлексия «Незаконченное предложение».
а) На занятии меня сегодня порадовало……
б) Я считаю наиболее удачным моментом занятия …………
в) Я удовлетворен своей работой, потому что……
г) Сегодня на занятии я открыл для себя………..
Т. М. Суцкель, МОУ СОШ с.Минаевки Асиновского района Томской области
Метки: Биология