Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Экзаменационные задания по биологии, 10 кл.

Экзаменационные задания по биологии, 10 кл. Задание -А

Выберите один правильный ответ, обведите его кружком и аккуратно занесите цифры правильных ответов в таблицу ответов в конце задания.

А1. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность всех экосистем земного шара в их взаимосвязи?

1) биосферный

2) экосистемный

3) популяционно-видовой

4) биогеоценотический

А2. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида

1) географическому

2) генетическому

3) морфологическому

4) экологическому

А3. Пример внутривидовой борьбы за существование -

1) соперничество самцов из-за самки

2) “борьба с засухой” растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

А4. Приспособленность организмов к среде обитания – результат:

1) стремления особей к самоусовершенствованию

2) проявления конвергенции

3) методического отбора

4) взаимодействия движущих сил эволюции

А5. У человека в связи с прямохождением:

1) сформировался свод стопы

2) когти превратились в ногти

3) срослись фаланги пальцев стопы

4) большой палец противопоставляется остальным

А6. К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится

1) наследственная изменчивость

2) борьба за существование

3) естественный отбор

4) членораздельная речь

А7. К абиотическим факторам среды относят:

1) подрывание кабанами корней

2) нашествие саранчи

3) образование колоний птиц

4) обильный снегопад

А8. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:

1) сезонные изменения в природе

2) изменения погодных условий

3) колебания численности популяций одного вида

4) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов

А9. Необходимое условие устойчивого развития биосферы –

1) создание искусственных агроценозов

2) сокращение численности хищных животных

3) развитие промышленности с учётом экологических закономерностей

4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур

А10. Что изображёно на рисунке?

1) экологическая пирамида

2) пищевая цепь

3) пищевая сеть

4) виды взаимоотношений организмов

А11. Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки?

1) мутаций

2) внутривидовой борьбы

3) межвидовой борьбы

4) естественного отбора

А12. Появление у древних млекопитающих четырёхкамерного сердца, теплокровности, развитой коры головного мозга – пример:

1) идиоадаптации

2) ароморфоза

3) биологического прогресса

4) биологического регресса

А13. Что является структурной единицей вида?

1) особь

2) колония

3) стая

4) популяция

А14. Каковы последствия действия движущего отбора?

1) сохранение старых видов

2) поддержание нормы реакции

3) появление новых видов

4) устранение особей с новыми мутациями

А15. Какую закономерность отображает рисунок?

1) пищевую цепь

2) экологическую пирамиду

3) колебания численности популяций

4) процесс саморегуляции

Таблица ответов задания А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Задание -В

В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в ответы в порядке возрастания.

В1. Каково значение круговорота веществ в биосфере? Запишите соответствующие цифры.

1) Обеспечивает приток энергии извне.

2) Способствует образованию приспособленности организмов к среде.

3) Поддерживает биологические ритмы.

4) Обеспечивает многократное использование веществ.

5) В его основе лежат пищевые связи между организмами.

6) В его основе лежат территориальные связи между организмами.

ОТВЕТ____________________

В2. Искусственный отбор в отличие от естественного:

1) осуществляется человеком

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) происходит среди особей одного сорта, породы

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов

ОТВЕТ_____________________

При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В3. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

ОРГАНИЗМЫ

1)

использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

А

Автотрофы

Гетеротрофы

2)

использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ

Б

3)

использование только готовых органических веществ

4)

синтез органических веществ из неорганических

5)

выделение кислорода в процессе обмена веществ

1

2

3

4

5

При выполнении задания В4 установите правильную последовательность процессов или явлений. Запишите в таблице буквы ответов в той последовательности, которую вы составили.

В4. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

А)

уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов

Б)

заселение среды обитания особями других видов

В)

сокращение численности исходных видов

Г)

изменение среды обитания в результате действия экологических факторов

Д)

формирование новой экосистемы

Задание - С

На задание С1 дайте полный развернутый ответ

С1. В экосистему пресноводного водоема, где обитали моллюски, караси и щуки, запустили карпов. Охарактеризуйте отношения, которые сложились между карпами и перечисленными организмами.

Ответы к экзаменационной работе по биологии за курс 10 класса

Задания уровня А.

За каждый правильный ответ- 1 балл.

Таблица ответов задания А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

1

3

1

4

1

4

4

4

3

1

4

2

4

3

1

Задания уровня В

- полностью правильный ответ- 2 балла

- В1-В2 любые 2 (два) верных ответа- 1 балл

- В3-В4 любая правильная последовательность 3 (трёх) ответов- 1 балл

В1. «1 4 5»

В2. «1 3 5»

В3.

1

2

3

4

5

А

Б

Б

А

А

В4.

Г

А

В

Б

Д

Задания уровня С.

- полностью верный ответ- 3 балла

- верно 2 (два) из 3- 2 балла

- верно 1 (один) из 3- 1 балл

- нет верных ответов- 0 баллов

1. Карп – Моллюск. Карп выступает в роли хищника, а моллюск - жертвы.

2. Карп – Карась. Межвидовая борьба за существование, так как у представителей сходные требования к факторам и ресурсам среды. Возникают конкурентные отношения.

3. Карп – Щука. Карп выступает в роли жертвы, а щука – хищника.

А. Н. Руднев, МОУ СОШ п. Красная Кудрявка, Саратовская обл.

Метки: Биология