Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • План – конспект урока по биологии для учащихся 7 класса «Эти удивительные насекомые - бабочки»

План – конспект урока по биологии для учащихся 7 класса «Эти удивительные насекомые - бабочки»

План – конспект урока по биологии для учащихся 7 класса «Эти удивительные насекомые - бабочки» Цель урока:

изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек; рассмотреть значение чешуекрылых в природе и жизни человека.

Задачи:

сформировать знания об особенностях строения чешуекрылых;

продолжить формирование умений систематизировать живые организмы, выделять главное существенное в изучаемом материале;

развивать навыки самостоятельности мышления и умения делать выводы; прививать учащимся чувство ответственности по отношению к окружающему миру.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Форма организации: урок – презентация

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, таблицы, Красная книга, призма.

Ход урока:

1.Оргмомент

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний

а) Вступительное слово учителя (древнегреческая легенда)

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты. Это им посвятил свои строки А. Майков.

Долина вся в цветах,

Над этими цветами –

Рой пестрых бабочек,

Цветов летучих рой.

В одной древнегреческой легенде говорится: когда - то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки и о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так по древнегреческой легенде появились на Земле бабочки.

Ребята, а вы согласны с тем, что бабочки – это цветки, оторвавшиеся от растений? В пределах какого типа и класса мы изучаем данные организмы?

Сообщение темы и цели урока.

б) Выполнение задания: с использованием пиктограмм по основным признакам типа Членистоногие (интерактивная доска).

Ребята к нам на урок было доставлено загадочное послание. О чем в нем говорится?

У всех членистоногих скажу без промедления

Конечности имеют членистое строение

На несколько отделов расчленено их тело

Отделы из сегментов, такое братцы дело

Скелет у них наружный – хитиновый покров

Он защитить сумеет от всяческих врагов.

в) Постановка проблемного вопроса о роли насекомых в природе с последующей фронтальной беседой по вопросам.

И так загадочное послание нами расшифровано. Кстати, пиктограмма или рисуночное письмо известно человеку со времен неолита.

Ребята! А какая группа членистоногих является самой многочисленной?

(информация короткой строкой о насекомых подготовленная учащимися)

В своем произведении «Книга о ночных бабочках» У. Холенд писал «Насекомые сейчас – единственные существа, оспаривающие у человека право господства над планетой».

Как вы думаете, почему Холенд отводит такую роль насекомым? Почему они так широко представлены на нашей планете?

г) Входной контроль в форме тестирования, включающего в себя дифференцированные задания, с самопроверкой (занесение данных в лист индивидуального контроля знаний).

Проведем индивидуальный контроль ваших знаний. Предлагаю каждому из вас проверить свои знания, выполнив следующий тест. Работать мы будем в индивидуальной карте.

д) Выполнение индивидуального задания у доски по систематике живых организмов (работа у доски и в тетрадях).

Прежде, чем мы познакомимся с особенностями строения чешуекрылых, я предлагаю вам вспомнить основные систематические категории и сопоставить их с данными на этой доске. Вы выполняете задание №2 в ИККЗ.

3. Введение новых знаний (с использованием слайдов презентации, опорных понятий)

Какой ученый явился основоположником первой системы живой природы? В чем еще заключалась заслуга К. Линнея?

Карл Линней с особой любовью относился к бабочкам, давая названия описываемым видам. Он искал их в мифах классической древности. Это вошло в традицию у лепидоптерологов, ученых занимающихся изучением бабочек. Так часто среди названий бабочек встречаются имена древнегреческих богов, мифических героев: Киприда, Гектор, Лаэрт, Ио, Аполлон. Они как бы символизируют все самое яркое, сильное и прекрасное, что радует и восхищает человека.

1.Характерные особенности чешуекрылых:

а) особенности строения крыльев (формирование межпредметных компетенций: преломление световых лучей, интерференция света)

Познакомимся с особенностями строения чешуекрылых. Красота бабочки в ее крыльях, в разнообразии окраски. Это важный систематический признак отряда.

б) тип ротового аппарата

Посмотрите на слайд и определите: какой, тип ротового аппарата здесь изображен?

Перелетая с цветка на цветок, бабочки производят перекрестное опыление растений. Сбор нектара бабочками осуществляется днем, в сумерки и в ночное время ( видеофрагмент).

в) развитие с метаморфозом (создание проблемной ситуации на основе стихотворного фрагмента)

Какие типы развития характерны для насекомых? (Видеофрагмент)

Э.Успенский. Найти биологическую ошибку.

Этот странный дом без окон

У людей зовется кокон.

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нем,

Спит без просыпа всю зиму,

А зима промчалась мимо.

Март, апрель, капель, весна….

Просыпайся, Сонюшка,

Под весенним ярким солнышком!

Гусенице не до сна

Стала бабочкой она!

2. Дневные и ночные бабочки (демонстрация энциклопедии, Красной книги)

Ночные бабочки (мохнатые усики, крылья - сложены кровлеобразно или в виде плоского треугольника, сочетание элементов криптической и демонстрационной окраски).

Дневные бабочки (булавоусые, длинный хоботок широкие крылья, верхняя и нижняя сторона крыльев. Для бабочек характерно мозаичное зрение, криптическая или предостерегающая окраска, мимикрия).

3. Защитные приспособления чешуекрылых к среде обитания.

Физкультминутка (использование ЗТ)

Вы, наверное, устали?

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

4.Воспоизведение знаний. Овладение учащимися способами учебной деятельности.

1.Фронтальная беседа и внесение данных по характерным особенностям чешуекрылых в таблицу (работа в индивидуальных картах контроля знаний).

И так, определим характерные особенности строения чешуекрылых и занесем кратко данные в таблицу. Выполним задание №3 в ИККЗ. Оцените степень самостоятельности выполнения задания соответствующим знаком.

2.Самостоятельная работа учащихся в группах (распределение обязанностей в группе выполнение развивающих заданий, составление отчета)

Сформируем 3 группы: капитан, генератор идей, докладчик, оформитель, хранитель времени, оппонент. Работая не забывайте о следующем: Есть идея – не молчи, дослушай – потом говори, знаешь – расскажи, отвергая – предлагай ибо только в споре рождается истина.

2.Значение бабочек в природе и жизни человека (сообщение учащегося по теме «Домашние насекомые»).

3.. По страницам Красной книги (демонстрация Красной книги Саратовской области)

Чешуекрылые играют огромную роль в природе и жизни человека, осуществляют перекрестное опыление Но несоизмеримо эстетическое наслаждение от созерцания данных насекомых в природе. Трудно удержаться от попытки поймать бабочку. Я хочу, чтобы вы запомнили слова одного писателя, который сказал: «Я сорвал цветок и он завял, я поймал мотылька и он умер, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только сердцем. На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями строения и развития чешуекрылых, вспомнили признаки строения членистоногих, прослушали дополнительную информацию по новой теме.

5.Домашнее задание (включает в себя теоретический материал и творческое задание).

Подведение итогов урока (занесение данных в лист индивидуального контроля знаний).

Ну и в заключении урока я предлагаю вам еще раз полюбоваться этими прекрасными творениями живой природы – бабочками. Вершиной художественного мастерства и шедевром эволюции. Заставляющих нас быть чище, добрее, совершеннее. Вашему…

В зале ..Мне хочется , чтобы наш урок запомнился вам. Может быть сегодня вы стали чуточку добрее и пусть этот день будет наполнен для вас яркими красками и веселым ..

Мультимедийная фотосессия «Бабочки».

Индивидуальная карта контроля знаний учащегося 7б класса

Ф.И._____________________________________________________

I. Выполнить тест

1.Какой общий признак характеризует членистоногих?

А) членистые конечности

Б) мешковидное тело

В) две пары усиков

2. Чем покрыто тело членистоногих?

А) кутикула

Б) хитиновый покров

3. Какие отделы тела у ракообразных и паукообразных?

А) головогрудь, брюшко

Б) голова, грудь, брюшко

4. К классу насекомых не относятся:

А) прямокрылые

Б) стрекозы

В) скорпионы

5. К отряду прямокрылых относится:

А) медведка

Б) поденка

6. Развитие без превращения характерно:

А) стрекозам

Б) жесткокрылым

В) прямокрылым

*7. К особенностям насекомых, позволившим им освоить все среды обитания, НЕ относят:

А) разнообразие ротовых аппаратов

Б) разнообразие типов конечностей

В) разные типы развития

Г) наличие хитинового покрова

*8. К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими НЕ относится:

А) развитие нервной системы

Б) развитие органов чувств

В) сложное поведение

Г) развитие кровеносной системы

Ответы: 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. ; 6. ; *7. ; *8. .

(критерии оценки теста: 6 заданий+7,8 под * –«5», с 1 по 6 –«4»; 3-5 заданий –«3»).

Оценка:

II. Выполнить задание по систематике (вспомните систематические категории и сопоставьте их с приведенными данными):

Империя Клеточные

Ядерные

Животные

Многоклеточные

Членистоногие

Насекомые

Бабочки

Парусники (кавалеры)

Настоящие кавалеры

Вид Appolio parnassius (апполон)

Оцените выполнение задания: ( «+» если вы выполнили задание, «- » - если не выполнили)

III. Заполнить таблицу «Характерные особенности строения чешуекрылых».

Название отряда

Тип ротового аппарата

Особенности строения крыльев

Тип развития

Оцените выполнение задания: ( «+» если вы выполнили задание, «-» - если не выполнили)

IV. Самостоятельная работа в группе по заданию:

Оцените выполнение задания: ( «+» если вы выполнили задание, «-» - если не выполнили)

V. Выполнение индивидуального задания.

Оценка: ( оценивается учителем)

Итоговая оценка:

Е. В. Викулова, МОУ-СОШ №1 п. Степное, Саратовская область

Метки: Биология