Зачет по разделу: « Эволюционная теория».
Зачет по разделу: « Эволюционная теория». Цель: проверка знания обучающихся по данной теме
1 Образовательная задача: выявить уровень сформированности понятий; умения находить причинно – следственные связи, делать обобщения и применять знания на практике и в нестандартной ситуации.
2. Развивающая задача: продолжить развитие интеллектуальных умений у обучающихся в процессе выполнения ими заданий об эволюции органического мира.
3. Воспитательная задача: развивать творческую активность, ответственность, уважение к мнению каждого члена группы.
План проведения зачета.
1. Диктант терминов и составление схемы «Эволюция».
2.Заполнение таблиц.
3.Устный опрос.
4.Защита содержания учебных таблиц по теме: «Развитие жизни на Земле»
5. Лабораторная работа.
6. Подведение итогов.
Ход зачета.
1. Работа в группах.( Работают 3 группы)
- Работа с терминами. Каждая группа выбирает те термины, которые соответствуют определённой теме.
1). Дарвинизм
2). Доказательства эволюции
3). Происхождение человека
( предложены карточки с перечнем терминов: наследственность, гомологи, антропология, изменчивость, мутации, аналогия, биогенетический закон, социальный дарвинизм, австралопитеки, модификация, ароморфоз, атавизм, борьба за существование, вид, идиоадаптация, палеонтология, популяция, дивергенция, питекантроп, мышление, речь, рудименты).
- Составить схему «Эволюция», имея набор слов: наследственность, движущие силы, борьба за существование, мутации, изменчивость, модификации, внутривидовая, естественный, межвидовая, с неблагоприятными условиями, отбор, искусственный, бессознательный, методический. (Работа на время)
2. Работа по вариантам.
1 вариант. Заполните таблицу «Формы естественного отбора»
форма отбора | действие | направленность | результат | примеры |
2 вариант Заполните таблицу «Борьба за существование»
форма борьбы | определение | причины | примеры. |
3. Устный опрос:
1) Какой тип покровительственной окраски имеют: гусеницы бражника? Листовидка? Божья коровка?
2) Дайте краткую характеристику двум направлениям эволюции.
3) Приведите примеры ароморфозов в растительном и животном мире.
4) Дайте определение идиоадаптации и приведите примеры.
5)Что характерно для дегенерации?
6) Систематическое положение человека.
7)Назовите сходство и отличие человека и понгид(шимпанзе, гориллы, орангутанга).
8) Назовите рудименты, доказывающие родство человека и млекопитающих животных.
9) Назовите биологические факторы антропогенеза.
10) Социальные факторы антропогенеза.
11) Приведите примеры приспособительного поведения животных.
4.Защита содержания учебных таблиц по теме: «Развитие жизни на Земле»
5.Лабораторная работа. Работа выполняется по вариантам.
1 вариант. Выявление ароморфозов и идиоадаптации у животных.
2 вариант. Выявление ароморфозов и идиоадаптации у растений.
3 вариант. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
4 вариант. Из гербарных образцов подберите растения: тундры и степи. Обоснуйте свой выбор.
6. Подведение итогов работы.
Литература:
А.В. Пименов Уроки биологии в 10-11 классах. Ярославль, Академия развития.2006г
Биология в таблицах для 6-11 классов. Москва ИПЕКСА 1997г
А.В. Кулиев Общая биология 10 класс. Санкт – Петербург, «Паритет» 2001г
М. Д. Комарова, МБОУ "Михайловская районная вечерняя (сменная) бщеобразовательная школа", Кемеровская область
Метки: Биология