Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Зачет по разделу: « Эволюционная теория».

Зачет по разделу: « Эволюционная теория». Цель: проверка знания обучающихся по данной теме

1 Образовательная задача: выявить уровень сформированности понятий; умения находить причинно – следственные связи, делать обобщения и применять знания на практике и в нестандартной ситуации.

2. Развивающая задача: продолжить развитие интеллектуальных умений у обучающихся в процессе выполнения ими заданий об эволюции органического мира.

3. Воспитательная задача: развивать творческую активность, ответственность, уважение к мнению каждого члена группы.

План проведения зачета.

1. Диктант терминов и составление схемы «Эволюция».

2.Заполнение таблиц.

3.Устный опрос.

4.Защита содержания учебных таблиц по теме: «Развитие жизни на Земле»

5. Лабораторная работа.

6. Подведение итогов.

Ход зачета.

1. Работа в группах.( Работают 3 группы)

  • Работа с терминами. Каждая группа выбирает те термины, которые соответствуют определённой теме.

1). Дарвинизм

2). Доказательства эволюции

3). Происхождение человека

( предложены карточки с перечнем терминов: наследственность, гомологи, антропология, изменчивость, мутации, аналогия, биогенетический закон, социальный дарвинизм, австралопитеки, модификация, ароморфоз, атавизм, борьба за существование, вид, идиоадаптация, палеонтология, популяция, дивергенция, питекантроп, мышление, речь, рудименты).

  • Составить схему «Эволюция», имея набор слов: наследственность, движущие силы, борьба за существование, мутации, изменчивость, модификации, внутривидовая, естественный, межвидовая, с неблагоприятными условиями, отбор, искусственный, бессознательный, методический. (Работа на время)

2. Работа по вариантам.

1 вариант. Заполните таблицу «Формы естественного отбора»

форма отбора

действие

направленность

результат

примеры

2 вариант Заполните таблицу «Борьба за существование»

форма борьбы

определение

причины

примеры.

3. Устный опрос:

1) Какой тип покровительственной окраски имеют: гусеницы бражника? Листовидка? Божья коровка?

2) Дайте краткую характеристику двум направлениям эволюции.

3) Приведите примеры ароморфозов в растительном и животном мире.

4) Дайте определение идиоадаптации и приведите примеры.

5)Что характерно для дегенерации?

6) Систематическое положение человека.

7)Назовите сходство и отличие человека и понгид(шимпанзе, гориллы, орангутанга).

8) Назовите рудименты, доказывающие родство человека и млекопитающих животных.

9) Назовите биологические факторы антропогенеза.

10) Социальные факторы антропогенеза.

11) Приведите примеры приспособительного поведения животных.

4.Защита содержания учебных таблиц по теме: «Развитие жизни на Земле»

5.Лабораторная работа. Работа выполняется по вариантам.

1 вариант. Выявление ароморфозов и идиоадаптации у животных.

2 вариант. Выявление ароморфозов и идиоадаптации у растений.

3 вариант. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

4 вариант. Из гербарных образцов подберите растения: тундры и степи. Обоснуйте свой выбор.

6. Подведение итогов работы.

Литература:

А.В. Пименов Уроки биологии в 10-11 классах. Ярославль, Академия развития.2006г

Биология в таблицах для 6-11 классов. Москва ИПЕКСА 1997г

А.В. Кулиев Общая биология 10 класс. Санкт – Петербург, «Паритет» 2001г

М. Д. Комарова, МБОУ "Михайловская районная вечерняя (сменная) бщеобразовательная школа", Кемеровская область

Метки: Биология