«Условия жизни и многообразие диких животных», 5 класс
«Условия жизни и многообразие диких животных», 5 класс Цели урока:
Образовательная. На базе имеющихся знаний сформировать представление о многообразии диких животных и условиях их жизни, закрепить знания о средах обитания, о влиянии факторов среды на организм, дать понятие «природная зона», использовать понятия как универсальный механизм познавательного процесса.
Развивающая. Развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе полученной информации, развивать смысловой понятийный аппарат учащихся с целью выведения их на метапредметный уровень в соответствии с ФГОС нового поколения. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки самостоятельной познавательной активности.
Воспитательная. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе.
Планируемый результат: У учащихся формируются представления о многообразии животных, делении их на группы, углубляются знания о средах обитания и условиях жизни животных, о влиянии среды на организм
Ключевые понятия темы: позвоночные и беспозвоночные животные, природные зоны, среда обитания, факторы среды.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер.
Для повышения эффективности усвоения нового материала на уроке используется слайд - презентация, отражающая узловые вопросы и основные понятия темы.
Ход урока.
- Организационный момент ( проверка готовности учащихся к уроку, домашнее задание: п. 45, подготовить сообщение о животных, занесенных в Красную Книгу (задание опережающего характера.)
- Проверка домашнего задания (фронтальная беседа)
- Почему животные относятся к живым организмам? (слайд1)
- Что общего между животными и растениями?
- Чем животные отличаются от растений?
- Как питаются животные?
- На какие группы делят животных по типу питания? (слайд 2)
Проверка выполнения домашнего задания (задание №2 п. 44) – опрос учащихся
- Какие животные относят к диким? Почему?
- Изучение нового материала Презентация + беседа, в ходе которой расширяются и актуализируются знания уч-ся о средах обитания животных и их приспособлениях к среде обитания.
Учитель: Слайд 3.Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с многообразием диких животных и условиями их жизни.
Слайд 4
Так же как растения и грибы все животные делятся на 2 группы. Одноклеточные
( тело их состоит из одной клетки, но выполняет функции целостного организма) Примеры: амебы, инфузории. Многоклеточные (тело их состоит из множества клеток). Слайд 5.
В свою очередь многоклеточные животные делятся на группы беспозвоночных ( черви, моллюски, насекомые) и позвоночных ( рыбы, птицы, звери). Главное отличие этих животных в том, что у позвоночных вдоль всего тела есть позвоночник, он составляет основу внутреннего скелета этих животных, а у беспозвоночных его нет и у них либо наружный скелет (улитки, насекомые), либо покровы тела ( черви).
Учащиеся составляют схему в тетради. Работа с рисунком в учебнике.
Учитель: Все это многообразие животных обитает в различных средах обитания.
Что такое среда обитания? (Это все, что окружает организм.)
Что такое факторы среды? (Это все условия живой и неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на организм).
На какие группы делятся факторы среды? (факторы неживой природы, факторы живой природы и влияние человека). Все они в той или иной степени влияют на животных
Назовите среды обитания? ( Наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная)
Задания для учащихся. ( слайды №6,7,8,9)
Перед вами животные. Определите среду обитания этих животных и установите,
какие приспособления имеются у животных для обитания в той или иной среде. Попытайтесь сформулировать вывод о значении приспособлений к условиям обитания для выживания различных видов животных. (Ответы учащихся)
Итак, среды обитания у нас четыре, но, как вы понимаете даже в пределах одной среды, условия обитания животных могут быть совершенно разные. Например, есть рыбы пресноводные (окунь, щука) и морские (треска, парусник), в теплых тропических водах обитают яркие тропические рыбы, кораллы, много моллюсков. В холодных полярных морях обитают другие виды совсем другие виды рыб, моржи, тюлени. (слайд 10)
Птицы – обитатели наземно-воздушной среды: на птичьих базарах Арктики это - чайки, крачки, бакланы, олуши. Оперение у них серо-бело-черное под цвет скал, на которых они гнездятся, питаются рыбой. Но вы не встретите этих птиц в лесах Африки. Там привычные обитатели – попугаи, туканы, колибри. Окраска у них такая же яркая, как у растений, которые их окружают и которыми они питаются. (слайд11)
На этих примерах вы увидели, что животные приспосабливаются к тому месту, где они обитают: к погодным условиям, к определенному виду корма.
Такие пространства на земле с одинаковыми погодными или климатическими условиями и приспособившимися к ним растениями и животными называются природными зонами ( слайд12) Запишите это определение себе в тетрадь.
Распределение природных зон по поверхности земли связано с количеством солнечного тепла, поступающего на землю и количеством влаги.
Вспомните, какие природные зоны нашей страны вы знаете? (тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни).
Перед вами карта природных зон России. Географическая карта — это изображение земной поверхности на плоскости в уменьшенном виде. В 6 классе вы подробно будете знакомиться с географическими картами в курсе географии. На этой карте вы видите уменьшенное изображение территории нашего государства ( учитель показывает границы России) Разными цветами показаны природные зоны. Совершим небольшое путешествие севера на юг нашей страны. Учитель показывает очертания природных зон на карте, и называет их (слайд 13 «Карта ПЗ») и записывает названия на доске, а учащиеся в тетрадях:
1. тундра 2. лесотундра 3. тайга 4.смешанные леса 5. широколиственные леса 6 с лесостепи 7 степи 8. пустыни и полупустыни. По карте можно увитеть, что саую большую площадь занимает зона тайги, иг. С_Пб и Ленинградская обл. находятся в этой зоне. А вот зона пустынь в нашей стране небольшая по площади.
А теперь задание для вас. По описанию вы должны угадать о какой природной зоне идет речь, и мы познакомимся с животными, обитающими в этой природной зоне.( Слайды 14-18)
1. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое и холодное. Зима длинная и суровая. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. Она занимает значительную часть побережья Северного Ледовитого океана. (Тундра). Слайд. Здесь обитают моржи и тюлени, полярные совы и полярные куропатки, полярный волк и песец, а также северный олень. Как эти животные приспособились к таким суровым условиям тундры? Они не боятся холодов, благодаря подкожному слою жира и густому пушистому меху. У белого медведя даже детеныши появляются на свет в холодные зимние месяцы.
2.. Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето жаркое, с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. Она расположена южнее зоны лесов, тянется от западных границ России до Алтая. ( Степь) Кроме грызунов здесь обитает много птиц, которые строят гнезда прямо на земле. Самая крупная птица – дрофа. Табуны лошадей пасутся на бескрайних просторах степей, степные орлы, лисы и волки – главные хищники. Все животные активно передвигаются в поисках корма.
3.Большая часть России расположена в этой зоне. Это природная зона с достаточным количеством тепла и влаги для произрастания богатой растительности, в которой преобладают хвойные деревья - лиственницы, ели и кедры. (Тайга) Слайд. Обитатели тайги –, куницы, соболи, белки – пушные звери, медведи , рыси, глухари, кедровка – птица, питающаяся семенами кедровой сосны, волки и лисы, а также знаменитый уссурийский тигр, обитающий в дальневосточной тайге. У них также густой мех и в тайге для них много корма.
4. «Двигался путник не быстро и не медленно, нормальным походным шагом, шлепая ногами по обжигающему песку. В одной руке у него была фляга, а в другой – палка, пока еще неизвестного назначения. Человек шел, не интересуясь пейзажем, потому что никакого пейзажа и не было – один песок, и солнце, белое солнце, которое ослепляет и выжигает все под собой…» Жаркое, знойное, длинное лето. Температура поднимается до 30-40 С.. Мало дождей. Дуют сильные восточные ветры-суховеи. Малоснежная, морозная зима с ветрами. Средняя температура –10 С – –15С. (Пустыня) Пустынные животные днем прячутся и пережидают зной, а ночью охотятся. Тело змей, ящериц покрыто роговыми чешуйками, которые защищают их от песка и палящего солнца. Корабль пустыни верблюд может 2 недели обходится без воды, благодаря жиру в его горбах.
5. Эта зона расположена южнее зоны тайги. Хвойные деревья, сменяются лиственными. Дубы, вязы, клены, березы, осины, множество кустарников и травянистой растительности.
Большое количество тепла и влаги, богатые перегноем почвы. (Смешанные и широколиственные леса) И, конечно, для множества животных это очень благоприятные условия обитания. Лоси, олени, кабаны, лисы, зайцы, огромное количество птиц, кроты, ежи, мыши – обитатели этой зоны .
Закончилось наше путешествие, вы увидели какое многообразие животных обитает только на территории нашей страны и как они приспособились к различным условиям обитания. Давайте вспомним.
- Что такое природная зона?
- О каких природных зонах мы сегодня говорили на уроке?
- С чем связано распределение природных зон на земле?
А теперь выполните задание и оцените свое состояние на уроке.
Задание ФИ ____________________________
Определи, в какой природной зоне обитают эти животные, найди среди них лишнее и вычеркни его.
Названия животных | Природная зона |
1. Хомяк, степной волк, суслик, лось, степной орел | |
2. Песец, тюлень, северный олень, белый медведь, барсук | |
3. Черепаха, рысь, змеи, тушканчик, верблюд, ящерица | |
4. Кабан, сойка, морж, лисица, лось | |
5. Полярная белая сова, медведь, белка, кедровка , волк |
Сегодня на уроке:
Мне было комфортно, я узнал много нового и интересного |
Мне было трудно, я ничего нового не узнал |
Мне было скучно |
Памятка учащимся при подготовке сообщения.
Формат листа А-4. 1. Титульный лист: а) название охраняемого животного; б) рисунок Работу выполнил ученик(ца) ___ класса (ФИ)______________________
|
2. План сообщения: а) среда обитания животного; б) приспособленность к среде; в) образ жизни; г) способ питания; д) почему стал редким и исчезающим видом?
|
Е. В. Петрова, ГБОУ Гимназия №271, Санкт-Петербург
Метки: Биология