Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

«Условия жизни и многообразие диких животных», 5 класс

«Условия жизни и многообразие диких животных», 5 класс Цели урока:

Образовательная. На базе имеющихся знаний сформировать представление о многообразии диких животных и условиях их жизни, закрепить знания о средах обитания, о влиянии факторов среды на организм, дать понятие «природная зона», использовать понятия как универсальный механизм познавательного процесса.

Развивающая. Развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе полученной информации, развивать смысловой понятийный аппарат учащихся с целью выведения их на метапредметный уровень в соответствии с ФГОС нового поколения. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки самостоятельной познавательной активности.

Воспитательная. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе.

Планируемый результат: У учащихся формируются представления о многообразии животных, делении их на группы, углубляются знания о средах обитания и условиях жизни животных, о влиянии среды на организм

Ключевые понятия темы: позвоночные и беспозвоночные животные, природные зоны, среда обитания, факторы среды.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер.

Для повышения эффективности усвоения нового материала на уроке используется слайд - презентация, отражающая узловые вопросы и основные понятия темы.

Ход урока.

  1. Организационный момент ( проверка готовности учащихся к уроку, домашнее задание: п. 45, подготовить сообщение о животных, занесенных в Красную Книгу (задание опережающего характера.)
  2. Проверка домашнего задания (фронтальная беседа)

- Почему животные относятся к живым организмам? (слайд1)

- Что общего между животными и растениями?

- Чем животные отличаются от растений?

- Как питаются животные?

- На какие группы делят животных по типу питания? (слайд 2)

Проверка выполнения домашнего задания (задание №2 п. 44) – опрос учащихся

- Какие животные относят к диким? Почему?

  1. Изучение нового материала Презентация + беседа, в ходе которой расширяются и актуализируются знания уч-ся о средах обитания животных и их приспособлениях к среде обитания.

Учитель: Слайд 3.Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с многообразием диких животных и условиями их жизни.

Слайд 4

Так же как растения и грибы все животные делятся на 2 группы. Одноклеточные

( тело их состоит из одной клетки, но выполняет функции целостного организма) Примеры: амебы, инфузории. Многоклеточные (тело их состоит из множества клеток). Слайд 5.

В свою очередь многоклеточные животные делятся на группы беспозвоночных ( черви, моллюски, насекомые) и позвоночных ( рыбы, птицы, звери). Главное отличие этих животных в том, что у позвоночных вдоль всего тела есть позвоночник, он составляет основу внутреннего скелета этих животных, а у беспозвоночных его нет и у них либо наружный скелет (улитки, насекомые), либо покровы тела ( черви).

Учащиеся составляют схему в тетради. Работа с рисунком в учебнике.

Учитель: Все это многообразие животных обитает в различных средах обитания.

Что такое среда обитания? (Это все, что окружает организм.)

Что такое факторы среды? (Это все условия живой и неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на организм).

На какие группы делятся факторы среды? (факторы неживой природы, факторы живой природы и влияние человека). Все они в той или иной степени влияют на животных

Назовите среды обитания? ( Наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная)

Задания для учащихся. ( слайды №6,7,8,9)

Перед вами животные. Определите среду обитания этих животных и установите,

какие приспособления имеются у животных для обитания в той или иной среде. Попытайтесь сформулировать вывод о значении приспособлений к условиям обитания для выживания различных видов животных. (Ответы учащихся)

Итак, среды обитания у нас четыре, но, как вы понимаете даже в пределах одной среды, условия обитания животных могут быть совершенно разные. Например, есть рыбы пресноводные (окунь, щука) и морские (треска, парусник), в теплых тропических водах обитают яркие тропические рыбы, кораллы, много моллюсков. В холодных полярных морях обитают другие виды совсем другие виды рыб, моржи, тюлени. (слайд 10)

Птицы – обитатели наземно-воздушной среды: на птичьих базарах Арктики это - чайки, крачки, бакланы, олуши. Оперение у них серо-бело-черное под цвет скал, на которых они гнездятся, питаются рыбой. Но вы не встретите этих птиц в лесах Африки. Там привычные обитатели – попугаи, туканы, колибри. Окраска у них такая же яркая, как у растений, которые их окружают и которыми они питаются. (слайд11)

На этих примерах вы увидели, что животные приспосабливаются к тому месту, где они обитают: к погодным условиям, к определенному виду корма.

Такие пространства на земле с одинаковыми погодными или климатическими условиями и приспособившимися к ним растениями и животными называются природными зонами ( слайд12) Запишите это определение себе в тетрадь.

Распределение природных зон по поверхности земли связано с количеством солнечного тепла, поступающего на землю и количеством влаги.

Вспомните, какие природные зоны нашей страны вы знаете? (тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни).

Перед вами карта природных зон России. Географическая карта — это изображение земной поверхности на плоскости в уменьшенном виде. В 6 классе вы подробно будете знакомиться с географическими картами в курсе географии. На этой карте вы видите уменьшенное изображение территории нашего государства ( учитель показывает границы России) Разными цветами показаны природные зоны. Совершим небольшое путешествие севера на юг нашей страны. Учитель показывает очертания природных зон на карте, и называет их (слайд 13 «Карта ПЗ») и записывает названия на доске, а учащиеся в тетрадях:

1. тундра 2. лесотундра 3. тайга 4.смешанные леса 5. широколиственные леса 6 с лесостепи 7 степи 8. пустыни и полупустыни. По карте можно увитеть, что саую большую площадь занимает зона тайги, иг. С_Пб и Ленинградская обл. находятся в этой зоне. А вот зона пустынь в нашей стране небольшая по площади.

А теперь задание для вас. По описанию вы должны угадать о какой природной зоне идет речь, и мы познакомимся с животными, обитающими в этой природной зоне.( Слайды 14-18)

1. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое и холодное. Зима длинная и суровая. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. Она занимает значительную часть побережья Северного Ледовитого океана. (Тундра). Слайд. Здесь обитают моржи и тюлени, полярные совы и полярные куропатки, полярный волк и песец, а также северный олень. Как эти животные приспособились к таким суровым условиям тундры? Они не боятся холодов, благодаря подкожному слою жира и густому пушистому меху. У белого медведя даже детеныши появляются на свет в холодные зимние месяцы.

2.. Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето жаркое, с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. Она расположена южнее зоны лесов, тянется от западных границ России до Алтая. ( Степь) Кроме грызунов здесь обитает много птиц, которые строят гнезда прямо на земле. Самая крупная птица – дрофа. Табуны лошадей пасутся на бескрайних просторах степей, степные орлы, лисы и волки – главные хищники. Все животные активно передвигаются в поисках корма.

3.Большая часть России расположена в этой зоне. Это природная зона с достаточным количеством тепла и влаги для произрастания богатой растительности, в которой преобладают хвойные деревья - лиственницы, ели и кедры. (Тайга) Слайд. Обитатели тайги –, куницы, соболи, белки – пушные звери, медведи , рыси, глухари, кедровка – птица, питающаяся семенами кедровой сосны, волки и лисы, а также знаменитый уссурийский тигр, обитающий в дальневосточной тайге. У них также густой мех и в тайге для них много корма.

4. «Двигался путник не быстро и не медленно, нормальным походным шагом, шлепая ногами по обжигающему песку. В одной руке у него была фляга, а в другой – палка, пока еще неизвестного назначения. Человек шел, не интересуясь пейзажем, потому что никакого пейзажа и не было – один песок, и солнце, белое солнце, которое ослепляет и выжигает все под собой…» Жаркое, знойное, длинное лето. Температура поднимается до 30-40 С.. Мало дождей. Дуют сильные восточные ветры-суховеи. Малоснежная, морозная зима с ветрами. Средняя температура –10 С – –15С. (Пустыня) Пустынные животные днем прячутся и пережидают зной, а ночью охотятся. Тело змей, ящериц покрыто роговыми чешуйками, которые защищают их от песка и палящего солнца. Корабль пустыни верблюд может 2 недели обходится без воды, благодаря жиру в его горбах.

5. Эта зона расположена южнее зоны тайги. Хвойные деревья, сменяются лиственными. Дубы, вязы, клены, березы, осины, множество кустарников и травянистой растительности.

Большое количество тепла и влаги, богатые перегноем почвы. (Смешанные и широколиственные леса) И, конечно, для множества животных это очень благоприятные условия обитания. Лоси, олени, кабаны, лисы, зайцы, огромное количество птиц, кроты, ежи, мыши – обитатели этой зоны .

Закончилось наше путешествие, вы увидели какое многообразие животных обитает только на территории нашей страны и как они приспособились к различным условиям обитания. Давайте вспомним.

  1. Что такое природная зона?
  2. О каких природных зонах мы сегодня говорили на уроке?
  3. С чем связано распределение природных зон на земле?

А теперь выполните задание и оцените свое состояние на уроке.

Задание ФИ ____________________________

Определи, в какой природной зоне обитают эти животные, найди среди них лишнее и вычеркни его.

Названия животных

Природная зона

1. Хомяк, степной волк, суслик, лось, степной орел

2. Песец, тюлень, северный олень, белый медведь, барсук

3. Черепаха, рысь, змеи, тушканчик, верблюд, ящерица

4. Кабан, сойка, морж, лисица, лось

5. Полярная белая сова, медведь, белка, кедровка , волк

Сегодня на уроке:

Мне было комфортно, я узнал много нового и интересного

Мне было трудно, я ничего нового не узнал

Мне было скучно

Памятка учащимся при подготовке сообщения.

Формат листа А-4.

1. Титульный лист:

а) название охраняемого животного;

б) рисунок

Работу выполнил

ученик(ца) ___ класса

(ФИ)______________________

2. План сообщения:

а) среда обитания животного;

б) приспособленность к среде;

в) образ жизни;

г) способ питания;

д) почему стал редким и исчезающим видом?

Е. В. Петрова, ГБОУ Гимназия №271, Санкт-Петербург

Метки: Биология