Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Полости тела. Способы передвижения животных, 7 класс

Полости тела. Способы передвижения животных, 7 класс

Цели урока:1. Сформировать представление о полости тела животных, ее видах и значении, об эволюционном направлении в изменении типа полостей тела животных

2. Познакомиться с основными типами движения животных, показать эволюционное направление в изменении способов движения.

Задачи: Образовательная. Расширить знания учащихся о полостях тела, способах передвижения животных и жизненных формах.

Развивающая. Развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитательная. Развитие навыков работы в группе,

Форма решения познавательной задачи. Эвристическая беседа, приёмы возвращения назад, проблемное изложение, подготовка заданий на использование дополнительной литературы, работа с рисунками и текстом учебника, использование личного опыта, наблюдений.

Планируемый результат. Учащиеся углубляют знания о полостях тела, способах передвижения и жизненных формах животных, закрепляют знания по систематике животных

Формы организации учебной деятельности:

Методы и формы. Частично поисковый, проблемный

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа, инструктаж к выполнению самостоятельной работы, практического задания.

Ключевые слова темы: Первичная полость тела, вторичная полость тела, амебоидное движение, мышечное движение, жизненные формы животных

Для повышения эффективности усвоения нового материала на уроке используются слайд - презентация, отражающая узловые вопросы и основные понятия темы.

Ход урока.

  1. Огранизационный момент.
  2. Актуализация знаний.

В каком направлении шел процесс эволюции опорных структур от одноклеточных до многоклеточных животных?

В чем достоинства и недостатки наружного скелета?

Каковы особенности осевого скелета низших и высших хордовых?

Каково значение скелета для животного?

Что является структурной единицей позвоночника?

Какими отделами образован позвоночник?

  1. Изучение нового материала

Презентация + элементы беседы, в ходе которой актуализируются знания уч-ся по систематике животных.

- Полость тела – это пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.

А) Первичная полость тела. Полостная жидкость омывает органы, поддерживает форму тела, транспортирует питательные в-ва, накапливает ненужные продукты жизнедеятельности ( слайд№3)

У каких систематических групп животных присутствует первичная полость тела? ( круглые черви).

Б) Вторичная полость тела ( системы органов не омываются полостной жидкостью)

Все остальные животные (слайд №4)

- Движение – одно из основных свойств живых организмов. Это сложная, но слаженная деятельность больших групп мышц и биологических, химических, физических процессов в организме (слайд 5).

3 основных типа движения (слайд 6):

Работа учащихся в группах с текстом учебника, систематизация и обобщение знаний( МД поддержка) – выступления по плану (см. приложение №2)

А) амебоидное движение ( слайд7)

Б) движение при помощи жгутиков и ресничек( слайд 8,9)

В) мышечное движение: беспозвоночных (слайды 10,11,12) и позвоночных животных( слайд 13).

Закрепление полученных знаний

1. Что такое полость тела? Ее значение? У каких животных впервые появляется вторичная полость тела?

2. Каковы основные способы движения у животных?

3. Каково значение движения для животных?

- Жизненная форма - внешний облик и биологические особенности, отражающие приспособленность организма к определенным условиям среды обитания.

Вспомним жизненные формы растений: ( древесные: деревья, кустарники, кустарнички; травянистые)

Для животных, как и для растений, также важна система жизненных форм. Существенное значение для животных приобрели общие особенности среды обитания, способ передвижения в этой среде, а также характер их пищи. Одна из классификаций жизненных форм животных по способам передвижения в различной среде обитания ( слайд 14):

а) четвероногие скоростные бегуны

б) двуногие скоростные бегуны

в) скоростные пловцы

г) лазающие по деревьям

д) роющие в земле

е) планирующие в воздухе

ж) быстро летающие.

Животные, относящиеся к каждой из этих групп, имеют характерные черты строения во внешнем облике.

4.Закрепление знаний.

Самостоятельная работа уч-ся с заданием (приложение №1)

5. Домашнее задание

П. 38.

Используемая литература:

1. Учебник: Латюшин В. В.Шапкин Б. А. Биология. Животные. 7 класс Соответствует обяза­тельному минимуму содержания общего образования

2. В.Н.Киселев Биогеография с основами экологии Минск, 1995

3. Н.М. Чернова, И.А.Жигарев «Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ.» М;Дрофа 2008

Приложение №1

1. Определите жизненные формы предложенных видов животных и дайте краткую характеристику их внешнего облика.

Список видов: дельфин-белобочка, белка-летяга, тушканчик, серая акула, антилопа, крот, кенгуру, сокол-сапсан, серый тюлень, куница, гепард, лошадь, рыжая вечерница, рыба-тунец, стрекоза, сумчатая-летяга, землеройка, европейская косуля, оса.

Жизненные формы

Виды животных

Характеристика внешнего облика

Четвероногие скоростные бегуны

Двуногие скоростные

бегуны

Скоростные пловцы

Лазающие по деревьям

Роющие в земле

Планирующие в воздухе

Быстро летающие

2. Среди предложенных видов подчеркни животных, занесенных в Красную книгу Ленинградской области.

Приложение №2

Памятка учащимся для выступления по теме

«Способы передвижения животных»

  1. В чем сущность этого способа движения?
  2. 2. Кто из животного мира передвигается таким способом (тип, класс, представители)?

Е. В. Петрова, ГБОУ Гимназия №271, Санкт-Петербург

Метки: Биология