Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Проект «Валеологический практикум»

Проект «Валеологический практикум» Цель проекта:

обучить учащихся методам оценки различных компонентов здоровья человека и мотивировать на ценностное и научное отношение к собственному здоровью.

Задачи:

Ø Формирование Валеологический компетентности учащихся

Ø Развитие навыков осуществлять практические исследовательские работы, анализировать и систематизировать полученные данные

Ø Защита осуществленных практических работ

Ø Воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, мотивация на здоровый образ жизни

Оборудование: мультимедийный комплекс, бланки опросника САН

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя: предмет валеологии, понятие «здоровье», составляющие компоненты здоровья человека, цель практикума.

2. Защита работы № 1

3. Исследование состояния человека с помощью теста дифференциальной самооценки функционального состояния – опросника САН (практическая работа с классом)

4. Защита работы № 2

5. Исследование статической балансировки (практическая работа с классом)

6. Видеоролик «Как это было»

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Перспектива развития данного направления деятельности

1. Вступительное слово учителя

(презентация: слайды 1-5)

Валеология – это наука, в основе которой лежат представления о здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества факторов окружающей среды; наука о формировании, развитии и сохранении здоровья индивида.

Термин «валеология» был предложен ученым из Санкт-Петербурга И.И.Брехманом. Основная задача данной науки – повышение количества и качества здоровья и включение человека в процесс формирования собственного здоровья. Еще Сократ говорил, что «здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».

Существуют разные определения понятия здоровья. Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют здоровья, как отсутствие психических и физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Основными факторами, влияющими на физическое здоровье, являются следующие: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, а также гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации. На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияют высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья населения на 10% зависит от уровня развития медицины и медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственными факторами, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни.

Для того чтобы заботиться о своем здоровье, надо определить его уровень.

Сегодня мы хотим представить вашему вниманию несколько методик, объединенных нами в общий проект «Валеологический практикум».

Цель данного проекта: обучить учащихся методам оценки различных компонентов здоровья человека и мотивировать на ценностное и научное отношение к собственному здоровью.

2. Практическая работа № 1

(выступление учащихся, слайды 6-17)

Оценка общего здоровья человека методом анкетирования

Количественная оценка уровня здоровья (психического и соматического), опирающаяся на экспресс-анкетирование, позволяет выявить людей группы риска, осуществлять мониторинг уровня здоровья, дает основания для направления человека к специалистам с целью углубленной диагностики.

Метод анкетирования может быть использован в отношении различных возрастных групп. Примером такого подхода является метод количественной оценки уровня здоровья школьников, разработанный в Научном центре охраны здоровья детей и подростков РАМН.

Самооценка особенностей своего поведения, переживаний, сопровождающих внутренние процессы в организме, может дать очень важную информацию для дальнейшей, более глубоко работы с человеком.

Нарушения внешних форм поведения связаны с особыми целостными понятиями – синдромами, которые объединяют набор симптомов - признаков нарушений в психической или телесной сфере человека. Выраженность этих симптомов говорит об общем уровне здоровья человека.

Достоинство данного анкетного метода оценки здоровья является его быстродействие и возможность оценки большого количества людей. Информативность данного метода, по мнению разработчиков, составляет 50-80%

Анкета, заполняемая обследуемым, включает в себя вопросы, позволяющие выделить 12 синдромов:

1) Астенический

2) Невротический

3) Истероподобный

4) Психостенический

5) Патохарактерологический

6) Церебростенический

7) ЛОР

8) ЖКТ

9) Сердечно-сосудистый

10) Анемический

11) Аллергический

12) Вегето-сосудистой дистонии

Первые шесть блоков вопросов позволяют выявить нарушения поведения человека пограничного уровня, то есть говорят о психическом здоровье

Еще пять блоков вопросов относятся к уровню здоровья физического, определяя состояния отдельных систем организма

Последний блок – вегето-сосудистой дистонии – отражает состояние вегетативной нервной системы, отражает состояние как физического так и психического здоровья человека.

Каждый блок вопросов включает десять наиболее характерных симптомов, которые оцениваются по двум параметрам: по частоте встречаемости и по силе выраженности.

Практическая работа № 1

Тема: Оценка общего здоровья человека методом анкетирования

Цель работы: оценить уровень психического и соматического здоровья на основе субъективного метода экспресс-анкетирования, научиться проводить анализ полученных результатов, получить заключение о наличии и выраженности у обследуемого определенных синдромов.

Оборудование: анкета, инструкция по заполнению анкеты, бланк для анализа результатов.

Ход работы:

1. Ознакомить обследуемого с принципом заполнения анкеты и вопросами анкеты

2. Ознакомить обследуемого с инструкцией по заполнению анкеты

3. Заполнение анкеты

4. Анализ результатов.

5. Ознакомление испытуемого с заключением.

Анализ результатов

1. Выведение интегрального коэффициента.

Необходимо по каждому синдромы вывести сумму баллов по частоте и силе выраженности симптомов – это показатель болезненности. Он является основным показателем степени неблагополучия в том или ином синдроме, а следовательно, и уровня здоровья.

2. Определение уровня здоровья по каждому из синдромов

Определить уровень здоровья в соответствии с табличными данными

Сумма баллов

Уровень здоровья

от 0 до 12

высокий – 1

от 13 до 24

выше среднего – 2

от 25 до 36

средний – 3

от 37 до 48

ниже среднего – 4

от 49 до 60

низкий – 5

3. Построить график профиля здоровья. По оси ординат расположить уровни здоровья (1-5), по оси абсцисс указать синдромы.

4. Сформулировать вывод. Определить средний уровень здоровья по всем синдромам (среднеарифметическое). Указать синдром с максимально неблагоприятным уровнем здоровья.

3. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

Практическая работа с классом

(выступление учителя, учащиеся выполняют тест, анализ данных, слайды 18-20)

4. Защита практической работы № 2

(выступление учащихся, слайды 21-25)

Расчетный метод интегрального описания здоровья человека.

Определение биологического возраста по методу Войтенко

В качестве общей оценки здоровья человека используют такое понятие, как «биологический возраст». В традиционном понимании биологический возраст (БВ) отражает рост, развитие, созревание, старение организма. Расчетные методы определения биологического возраста базируются на статистическом анализе некоторых нормативных параметров, связанных с развитием – старением организма.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма.

Для растущего организма значительное опережение и отставание биологического возраста по отношению к календарному – признак снижения уровня здоровья и служит основанием для более глубокого обследования состояния человека в специализированном медицинском учреждении.

Практическая работа № 2

Цель: определить биологический возраст по методу Войтенко, сравнить с календарным возрастом обследуемого, сделать вывод о степени общего здоровья.

Оборудование: анкета, аппарат для измерения артериального давления, секундомер, бланк анкеты

Ход работы

1. Измерения:

1) Масса тела (МТ в килограммах)

2) Пульсовое давление (разница между систолическим и диастолическим – АДП, в мм рт.ст.)

3) Продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха (задержка дыхания на вдохе – ЗДВ, в секундах)

4) Провести исследование статической балансировки (СБ в секундах)

2. Тестирование «Определение индекса самооценки здоровья по анкете» (СОЗ в баллах)

3. Провести расчет биологического возраста и должного биологического возраста.

4. Занесение полученных расчетных результатов в таблицу, сравнение, формулирование вывода о соответствии биологического возраста должному, общем уровне здоровья.

5. Ознакомление обследуемого с результатами исследования.

Проведение расчетов, анализ результатов

1. Проводим расчет биологического возраста (БВ)

Для мужчин:

БВ = 27 + 0,22хАДС – 0,15хЗДВ + СОЗ – 0,15хСБ

Для женщин:

БВ = - 1,46 + 0,22хАДП + 0,25хМТ + 0,7хСОЗ – 0,14хСБ

2. Проводим расчет должного биологического возраста (ДБВ)

Мужчины: ДБВ = 0,629хКВ + 18,6

Женщины: ДБВ= 0,581хКВ + 17,3

где КВ – календарный возраст в годах

3. Сравнить БВ и ДБВ

Если БВ-ДБВ=0, то степень постарения соответствует статистическим нормативам, если БВ-ДБВ больше 0, то степень постарения большая и следует обратить внимание на образ жизни и пройти дополнительные обследования, если БВ-ДБВ меньше 0, то степень постарения малая.

4. Вывод

5. Исследование статической балансировки (практическая работа с классом)

Практическая работа с классом (используется приложение «Секундомер», анализ данных)

6. Видеоролик «Как это было..»

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Перспектива развития данного направления деятельности

Предполагается дальнейшая работа над данным проектом. Во втором блоке запланирована реализация следующих практических работ:

1. Определение типа темперамента и свойств нервной деятельности по методу Айзенка

2. Определение состояния стопы и разработка гимнастического комплекса для укрепления свода стопы

3. Определение состояния сердечно-сосудистой системы путем применения функционального тестирования

Е. В. Марина, МБОУ СОШ № 3 ст. Павловской, Краснодарский край

Метки: Биология