Развитие ключевых компетенций школьников на уроках биологии средствами ИКТ.
Развитие ключевых компетенций школьников на уроках биологии средствами ИКТ. Современное общество предъявляет каждому гражданину России высокий уровень личностной ответственности за свое здоровье и конкурентоспособность на рынке труда, что в свою очередь, совершенно обоснованно выдвигает необходимость в формировании таких личностных качеств, как креативность, толерантность, компетентность, социализированность.
Развитие таких свойств и качеств личности в определенной доле выполняют образовательные учреждения среднего звена. Поэтому учебные программы по предметам должны быть направлены, прежде всего, на формирование ключевых компетенций у школьников.
Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. (Ожегов).
По В.В.Краевскому:
Компетентный человек владеет 4 видами опыта.
(общепредметный образовательный минимум):
¢ Опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;
¢ Опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;
¢ Опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
¢ Опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций
Выделяют и другую классификацию образовательных компетенций:
Ценностно-смысловые – способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь принимать решения (работа с Интернет, работа с документами, выявление пути заражения бактериальными заболеваниями, Общекультурные - формирование высокого уровня ответственности за свое здоровье и здоровье близких.
Учебно-познавательные – способность ученика к самостоятельной деятельности, включающей в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными объектами, а так же умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Информационные – при помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать, сохранять, преобразовывать и передавать информацию.
Коммуникативные – формирует навыки работы в группе, умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию.
Компетенции личностного самосовершенствования – освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, непрерывного самопознания.
Главная проблема школьников в наше время - отрыв академических знаний от практического применения.
Как я развиваю ключевые компетенции средствамиИКТ?
Остановимся на применении ИКТ в формировании некоторых компетенций.
При проведении уроков я применяю графо-логические структуры. Например, графо-логическая структура при изучении темы «Бактерии».
После самостоятельного изучение темы параграфа, или даже вначале урока учащимся предлагается расшифровать информацию, что ставит их в нестандартную ситуацию и заставляет самостоятельно искать пути решения.
Графологические структуры развивают
1. Ценностно-смысловые компетенции
2. Учебно-познавательные компетенции
3. Информационные компетенции
Эффективно для формирования компетенций учащихся на уроке или при подготовке домашнего задания применять групповой метод обучения.
Класс делиться на микрогруппы и каждая группа получает свое задание.
Например:
1 группа – должна подобрать список сайтов в Интернет для изучения;
2 группа – работает с картинками и фотографиями видеодокументальными материалами;
3 группа – составляет презентацию, основываясь на выбранный материал.
4 группа - контролирует деятельность всех групп и представляет отчет по теме.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, в зависимости от сложности материала, его объема и возможностей учащихся.
Например, результат работы 1 из групп 6 а класса по теме «Способы деления клеток».(презентация)
Результатом долговременного проекта может быть участие в городских научных конференциях.(Выдержки из презентации о витаминах.)
При выполнении исследовательских работ формируются все виды компетенций и в полной мере, она помогает личности стать креативной, компетентной, социализированной.
Результатом исследовательской деятельности являются:
Внешний:
Презентация проекта.
Рекомендации по применению продукта.
Результаты применения продукта.
Внутренний:
Формирование личностных качеств.
Рефлексия и самооценка.
Осмысление результатов собственной деятельности.
Обучение выбору и осмыслению последствий выбора.
Опыт деятельности, как достояние учащегося.
Приобретение всех видов ключевых компетенции.
Современное оснащение кабинета биологии предполагает наличие цифрового микроскопа, с помощью которого можно фотографировать объекты, снимать их через определенные промежутки времени, монтировать фильм, делать звуковую обработку, создавать коллекции материалов.
Формирование ключевых образовательных компетенций позволит учебным учреждениям любого ранга выпускать личности, способных конкурировать на трудовом рынке, которые могут обеспечить развитие общества в различных его отраслях производства и обладают личностной ответственностью, то есть компетентны во многих вопросах.
Н. В. Логунова, МБОУ "СОШ №15", Нижневартовск
Метки: Биология