Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема урока. Жизнь на разных материках.

Тема урока. Жизнь на разных материках. Цель: создать условия для усвоения нового материала с использованием личностно – ориентированных технологий, с использованием проектного обучения.

Задачи: расширить представления обучающихся о многообразии животного мира

Развивать умения выявлять черты приспособленности у организмов к среде обитания

Осуществлять экологическое воспитание.

Оборудование: физическая карта полушарий, гербарный экземпляр риса, эвкалипта, презентации, подготовленные учащимися, учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.:Дрофа, 2004. рабочая тетрадь к учебнику Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Естествознание». Рабочая тетрадь 5 класс.-М.:Дрофа, 2012.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Класс делится на 6 групп, которые изучают жизнь на материке. Учащимся было дано опережающее задание, подготовить сообщения о животном и растительном мире материка, который они представляют, подготовить презентацию и вопросы викторины. План изучения: географические объекты материка, климатические условия материка, растительный и животный мир материка, занимательная страничка.

  1. Актуализация знаний. На доске располагаются картинки с изображением жирафа, утконоса, кенгуру, рис, эвкалипт, физическая карта полушарий. Учащимся предлагается определить тему урока. Объявление темы урока. Постановка цели и задачи урока. Что мы сегодня узнаем на уроке?

Чему научимся на уроке?

Сегодня мы отправляемся с тобой в путешествие. Но это не обычная прогулка, а путешествие-знакомство с необычными растениями и животными. Знакомясь с ними, мы должны ответить на вопрос «Почему отличается растительный и животный мир на различных материках».

Что нам надо взять с собой в дорогу? Очень много важных вещей. Но прежде всего нам потребуется карта.

Как все путешественники мы с вами обязаны быть собранными, наблюдательными, не отвлекаться, не отставать, вести дневник наблюдений, которым сегодня выступает наша рабочая тетрадь на стр. 70 задание №2, вы должны составить таблицу, указав характерные растения и животные материка.

Что такое материк? Возвышающиеся участки (массивы) суши, окруженные водой.

Какие материки вы знаете, покажите их на карте?

И, так в путь. Материк, о котором будет идти речь, узнаем из загадки.

  1. Изучение нового материала.

Загадки о материках.

Здесь горы-великаны –

Их знает целый мир.

Здесь реки –Дон, Волга,

Лесов многообразие

В родной для нас ...

(Евразии.)

Выступление группы с презентацией по Евразии, слайды 2-9.

Раскалена от жара

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны –

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой ...

(Африке.)

Представление Африки, слайды 11 - 17

Самые длинные, и, конечно, очень нужные,

Они почти соединили полюс северный и южный.

(Сев. и Юж. Америка)

Проект по Северной Америке, слайды – 19-24. Южная Америка, слайды – 25 – 29.

Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нём всего одна

Живописная страна.

В других местах таких зверей

Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в ...

(Австралия)

Рассказ об Австралии с использованием слайдов 30 – 35.

Мы найдём на глобусе

Два различных полюса!

А у Южного найдём

Материк, покрытый льдом!

(Антарктида.)

Представление Антарктиды, слайды – 37 – 41.

Представление учащимися материка по плану, внесение сведений о животном и растительном мире в рабочую тетрадь. Назвать приспособления у животных или растений к жизни на материке.

Физкульт пауза. Сядьте удобно, спина опирается на спинку стула, ноги под прямым углом, опущенные руки поднимаем вверх, делаем наклон вправо, влево.

Называем материк и объекты географические и биологические, если объект назван верно – хлопок в ладоши, неверно – покачивание головой.

Евразия: верно: Байкал, Эверест, рис, панда, Янзцы

Неверно: Амазонка, баобаб, Нил.

  1. Закрепление знаний.

1.Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Почему отличается растительный и животный мир на разных материках?

2.Определим, где мы можем встретить изображенных животных и растений. Выполнить задание №1 в рабочей тетради, стр.69.

3.Самый внимательный. Назвать недостающее слово.

1. Китай расположен на материке (Евразия)

2. Бамбуковый медведь – второе название – (панда)

3. Растение, которое в засушливые годы «худеет», а после дождей «полнеет», называется – (баобаб)

4. Птицы, которые не могут летать, зато отлично плавают и ныряют, живут в (Антарктиде) и называются (пингвины)

5. Гигантское хвойное дерево, растущее в Кордильерах, называется (секвойя)

6. Самая большая в мире бабочка, обитающая в Южной Америке, называется (агрипа)

7. Самые известные деревья Австралии (Эвкалипты)

8. В Антарктиде встречаются мхи и (лишайники).

  1. Рефлексия. Выразите свое отношение к уроку в виде синквейна, прозаического стихотворения.

Название

2 прилагательных

3 глагола

Фраза

Существительное.

  1. Домашнее задание. Стр. 120 кроссворд , сообщение о неизвестных животных организмах.

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Как вы знаете, что наша планета Земля – единственная в нашей солнечной системе, на которой есть жизнь. И поэтому давайте сохраним эту драгоценность. И будем очень бережно относиться к нашей природе.

План работы.

  1. географические объекты материка
  2. климатические условия материка
  3. растительный и животный мир материка
  4. занимательная страничка.

Здесь мы встретим замечательное культурное растение, название которого в переводе означает "основа питания человека". Правда, сейчас его выращивают по всему миру, но особенно много именно в Китае. Необычно выглядят поля с этим растением: они полностью залиты водой. Во многих местах урожай убирают с лодок. Люди возделывают это растение уже несколько тысяч лет. Народы Азии с древнейших времен обожествляют и воспевают его, называя "сыном воды и солнца", "пищей богов". Что же это за растение? Несомненно, вы его знаете на вкус.

Н. А. Бавыкина, МБОУ "Гимназия №5" г. Белгорода

Метки: Биология