Тема урока. Жизнь на разных материках.
Тема урока. Жизнь на разных материках. Цель: создать условия для усвоения нового материала с использованием личностно – ориентированных технологий, с использованием проектного обучения.
Задачи: расширить представления обучающихся о многообразии животного мира
Развивать умения выявлять черты приспособленности у организмов к среде обитания
Осуществлять экологическое воспитание.
Оборудование: физическая карта полушарий, гербарный экземпляр риса, эвкалипта, презентации, подготовленные учащимися, учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.:Дрофа, 2004. рабочая тетрадь к учебнику Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Естествознание». Рабочая тетрадь 5 класс.-М.:Дрофа, 2012.
Ход урока.
- Оргмомент.
Класс делится на 6 групп, которые изучают жизнь на материке. Учащимся было дано опережающее задание, подготовить сообщения о животном и растительном мире материка, который они представляют, подготовить презентацию и вопросы викторины. План изучения: географические объекты материка, климатические условия материка, растительный и животный мир материка, занимательная страничка.
- Актуализация знаний. На доске располагаются картинки с изображением жирафа, утконоса, кенгуру, рис, эвкалипт, физическая карта полушарий. Учащимся предлагается определить тему урока. Объявление темы урока. Постановка цели и задачи урока. Что мы сегодня узнаем на уроке?
Чему научимся на уроке?
Сегодня мы отправляемся с тобой в путешествие. Но это не обычная прогулка, а путешествие-знакомство с необычными растениями и животными. Знакомясь с ними, мы должны ответить на вопрос «Почему отличается растительный и животный мир на различных материках».
Что нам надо взять с собой в дорогу? Очень много важных вещей. Но прежде всего нам потребуется карта.
Как все путешественники мы с вами обязаны быть собранными, наблюдательными, не отвлекаться, не отставать, вести дневник наблюдений, которым сегодня выступает наша рабочая тетрадь на стр. 70 задание №2, вы должны составить таблицу, указав характерные растения и животные материка.
Что такое материк? Возвышающиеся участки (массивы) суши, окруженные водой.
Какие материки вы знаете, покажите их на карте?
И, так в путь. Материк, о котором будет идти речь, узнаем из загадки.
- Изучение нового материала.
Загадки о материках.
Здесь горы-великаны –
Их знает целый мир.
Здесь реки –Дон, Волга,
Лесов многообразие
В родной для нас ...
(Евразии.)
Выступление группы с презентацией по Евразии, слайды 2-9.
Раскалена от жара
Пустынная Сахара.
Зато среди саванны –
Слоны и обезьяны,
Львы, зебры и жирафики
Гуляют в жаркой ...
(Африке.)
Представление Африки, слайды 11 - 17
Самые длинные, и, конечно, очень нужные,
Они почти соединили полюс северный и южный.
(Сев. и Юж. Америка)
Проект по Северной Америке, слайды – 19-24. Южная Америка, слайды – 25 – 29.
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в ...
(Австралия)
Рассказ об Австралии с использованием слайдов 30 – 35.
Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом!
(Антарктида.)
Представление Антарктиды, слайды – 37 – 41.
Представление учащимися материка по плану, внесение сведений о животном и растительном мире в рабочую тетрадь. Назвать приспособления у животных или растений к жизни на материке.
Физкульт пауза. Сядьте удобно, спина опирается на спинку стула, ноги под прямым углом, опущенные руки поднимаем вверх, делаем наклон вправо, влево.
Называем материк и объекты географические и биологические, если объект назван верно – хлопок в ладоши, неверно – покачивание головой.
Евразия: верно: Байкал, Эверест, рис, панда, Янзцы
Неверно: Амазонка, баобаб, Нил.
- Закрепление знаний.
1.Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Почему отличается растительный и животный мир на разных материках?
2.Определим, где мы можем встретить изображенных животных и растений. Выполнить задание №1 в рабочей тетради, стр.69.
3.Самый внимательный. Назвать недостающее слово.
1. Китай расположен на материке (Евразия)
2. Бамбуковый медведь – второе название – (панда)
3. Растение, которое в засушливые годы «худеет», а после дождей «полнеет», называется – (баобаб)
4. Птицы, которые не могут летать, зато отлично плавают и ныряют, живут в (Антарктиде) и называются (пингвины)
5. Гигантское хвойное дерево, растущее в Кордильерах, называется (секвойя)
6. Самая большая в мире бабочка, обитающая в Южной Америке, называется (агрипа)
7. Самые известные деревья Австралии (Эвкалипты)
8. В Антарктиде встречаются мхи и (лишайники).
- Рефлексия. Выразите свое отношение к уроку в виде синквейна, прозаического стихотворения.
Название
2 прилагательных
3 глагола
Фраза
Существительное.
- Домашнее задание. Стр. 120 кроссворд , сообщение о неизвестных животных организмах.
Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
Как вы знаете, что наша планета Земля – единственная в нашей солнечной системе, на которой есть жизнь. И поэтому давайте сохраним эту драгоценность. И будем очень бережно относиться к нашей природе.
План работы.
- географические объекты материка
- климатические условия материка
- растительный и животный мир материка
- занимательная страничка.
Здесь мы встретим замечательное культурное растение, название которого в переводе означает "основа питания человека". Правда, сейчас его выращивают по всему миру, но особенно много именно в Китае. Необычно выглядят поля с этим растением: они полностью залиты водой. Во многих местах урожай убирают с лодок. Люди возделывают это растение уже несколько тысяч лет. Народы Азии с древнейших времен обожествляют и воспевают его, называя "сыном воды и солнца", "пищей богов". Что же это за растение? Несомненно, вы его знаете на вкус.
Н. А. Бавыкина, МБОУ "Гимназия №5" г. Белгорода
Метки: Биология