Определение деревьев и кустарников зимой, 7 класс
Определение деревьев и кустарников зимой, 7 класс Цель:
Научить учащихся определять деревья и кустарники в безлиственном состоянии по побегам
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся, полученные на экскурсии в природу, по распознаванию деревьев и кустарников в зимнее время.
2. Продолжить формирование умения работать с определительными карточками.
3. Содействовать развитию практических навыков работы с живыми объектами, коллекциями, гербарием, а также развитию коммуникативной культуры учащихся через работу в группах.
4. Прививать любовь и бережное отношение к природе.
Методы работы:
- Групповой
- Наглядный
- Практический
Оборудование:
Коллекции листьев, плодов, шишек, побегов древесных растений (все образцы под номерами). Определительные карточки деревьев и кустарников в осенне-зимний период. Карточки по распознаванию деревьев зимой. Лупы.
Мультимедийный проектор, ПК.
Оформление кабинета:
Стенды:
«Определение деревьев и кустарников»,
«Сегодня на уроке».
Выставка книг по теме урока.
План
Организационный момент.
I. Активизация знаний учащихся, полученных на экскурсии в природу.
1. Составление фрагмента растения (использование природного материала).
2. Составление общей «живой» таблицы.
3. Выполнение упражнений на соответствие (см. приложение).
II. Новый материал:
Практическая работа: Определение деревьев и кустарников по побегам. Работа с определительной карточкой.
III. Закрепление:
Исправление ошибок деформированного текста, используя все источники информации урока (см. приложение).
IV. Рефлексивное осмысление результатов урока.
V. Творческое домашнее задание на выбор:
– мини-сочинение «Деревья и кустарники зимой»;
– придумать загадку или составить кроссворд (не менее 15 слов) на тему урока.
Ход урока
I. Сегодня наш урок посвящен подведению итогов зимней экскурсии.
Работать мы будем на отпечатанных бланках, подпишите их.
На бланках – задания. Найдите в таблицах задания для своей группы. Их вы будете выполнять индивидуально или совместно.
Ответы на задания других трёх групп вы будете вписывать при проверке.
На выполнение задания дается ограниченное время. Группа, выполнившая задания раньше, получает дополнительный плюс.
Осенью мы с вами собирали листья древесных растений, а можно ли по ним определить название растения? Отв: ДА. По каким ещё признакам можно определить растение в теплое время года? Отв: по цветам, плодам. Плоды некоторых растений сохраняются на ветках до конца зимы.
Итак, я предлагаю знатокам листьев и плодов, приступить к выполнению задания №1 и составить фрагмент растения из представленных листьев, плодов или шишек.
Остальная группа выполняет задание №2 (см. приложение).
Время выполнения задания №1 и №2 – 3 минуты.
На прошлом уроке у нас была экскурсия в природу.
Какова была цель нашей экскурсии? Отв: научиться определять деревья и кустарники зимой.
Назовите признаки, по которым можно определить кустарники и деревья. Отв: цвет коры, запах коры, форма кроны, наличие плодов.
II. Сегодня на уроке мы продолжим изучение деревьев и кустарников в безлиственном состоянии.
Тема урока:
Определение деревьев и кустарников зимой.
Цель урока:
Научиться определять деревья и кустарники по побегам.
Дайте определение понятия «Побег». Отв: стебель с расположенными на нем почками.
Как же определить по побегу название целого дерева?!
Для определения деревьев и кустарников в безлиственном состоянии необходима специальная справочная литература и определители.
Небольшой опыт работы с определительными карточками вы получили, когда определяли растения различных семейств.
Вспомним, как пользоваться определительной карточкой.
Инструкция по определению растений:
В определительной таблице за каждой цифрой и знаком «0» перечислены разные признаки.
Признаки, перечисленные за цифрой, составляют «ТЕЗУ» - положение.
Признаки, перечисленные за знаком «0», составляют «АНТИТЕЗУ» - противоположение.
Каждая теза и антитеза составляют ступень.
1. ТЕЗА 1. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА
2. ТЕЗА 2. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА
Порядок определения растений:
Прочитай тезу и антитезу 1-й ступени и реши, что больше соответствует признакам растения, которое определяешь.
В конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую нужно перейти.
На новой ступени продолжай такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения.
На какой-то ступени выбранная тобой теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения.
Для выполнения задания №3 проведем практическую работу. Вам необходимо определить три растения и вписать их названия в таблицу.
Для примера одно растение мы определим с вами вместе.
Возьмите побег № 28 (тополь).
Прежде чем начать работу, обратите внимание на признаки, по которым можно определить побег: расположение почек, количество почечных чешуй, почки сидячие или на ножке, цвет, запах. Рассматривая почки – пользуйтесь лупой.
Определитель деревьев и кустарников в осенне-зимний период.
1. Растения зимуют с зелеными листьями(хвоей). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 0. Листопадные растения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 2. Длинные хвоинки сидят по две на укороченных побегах. . . . . . . . . . (сосна) 0. Хвоинки короткие, расположены по одной. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(ель) 3. Почкорасположение супротивное, побеги заканчиваются двумя почками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(сирень) 0. Почкорасположение очерёдное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 4. Побеги с колючками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 0. Побеги без колючек. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 5. Колючки крупные до 5 см, побеги красноватые . . . . . . . . . . . .(боярышник) 0. Колючки мелкие, мягкие. Сидят сбоку от почки. Побеги зеленоватые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(желтая акация) 6. Почки закрыты одной почечной чешуей (колпачком). Почки, сбросившие колпачок опушены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(ива) 0. Почечных чешуй две и больше. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 7. Почки на ножке. На боковых побегах часто сохраняются сережки и «шишечки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .(ольха) 0. Почки сидячие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 8. Почки округлые, ассиметричные почечных чешуй две. . . . . . . . . . . . .(липа) 0. Почки заостренные, почечных чешуй много . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 9. Почки темные, почти черные, почечные чешуи опушившиеся. . . . (рябина) 0. Почки бурые, клейкие, со специфическим запахом . . . . . . . . . . . . . .(тополь)
Составитель: Кирсанова Н.А Рецензент : доцент каф. ботаники РГПУ Клейменова Л.М.
|
Теперь возьмите побеги под №1 и под №2 – определите по запаху эти растения.
№1 – черная смородина
№2 – черемуха
Приступаем к выполнению работы. Время для выполнения – 7 минут.
После окончания работы каждая группа зачитывает определение одного листопадного растения. Остальные учащиеся рассматривают образец под номером, следят по карточке за ходом определения и записывают название растения в таблицу.
(Определение и проверка заданных образцов)
Сели ровно, красиво. Ваше тело имеет 4 точки опоры: сиденье стула, спинка стула, ноги, локти. Чтобы осанка была красивой, легко дышалось.
Представьте, что гуляете по зимнему парку. Узнаете ли вы некоторые древесные растения: березу, рябину, ясень, ель… Откройте глаза и посмотрите на экран.
Назовите признаки, по которым можно определить деревья и кустарники зимой:
– форма кроны;
– хвойные – по хвое и шишкам;
– по цвету коры;
– по плодам;
– по запаху;
– по почкам.
Мы вполне справились с казалось неразрешимой некоторое время назад задачей. Допишите, пожалуйста, 15-й пункт анкеты по зимней экскурсии.
III. Приступим к выполнению задания № 4. Необходимо найти биологические ошибки в тексте (см. приложение), используя все источники информации, находящиеся на вашем столе. Время на выполнение – 2 минуты.
(проверка текстов)
IV. Ответьте мне на вопрос: нужны ли человеку биологические знания? Станет ли нам легче жить, если мы будем узнавать дерево или сидящую на нем птичку?
Отв: цепи питания, лекарственные растения, сырье для промышленности.
В окружающее нас мире все взаимосвязано, нет ничего лишенного. Каждое живое существо имеет свое предназначение, но мы не всегда знаем какое. Человек – часть природы, он обладает огромной силой, а силу надо применять умеючи, иначе природа может наказать за безграмотность.
И я не раз еще, наверно,
Природой буду изумлен.
Она, как песня, соразмерна,
Равна со всеми как закон.
ойди по ней лесами, лугом,
Пей чудеса как из ведра
И если сможешь, стань ей другом,
Не расточай ее добра.
С. Островский
V. Творческое домашнее задание на выбор:
– мини-сочинение «Деревья и кустарники зимой»
– придумать загадку или составить кроссворд (не менее 15 слов) на тему урока.
Приложение
Индивидуальный бланк заданий для учащихся
Тема урока: Определение деревьев и кустарников зимой
Цель урока: Научиться определять деревья и кустарники по побегам
Задание №1
Составьте фрагмент растения из представленных в коллекции органов: листьев, плодов, шишек. Номера образцов запишите в таблицу.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Ель | Сосна | Ель | Сосна |
Клен | Ясень | Сирень | Дуб |
Желтая акация | Рябина обыкновенная | Липа | Шиповник |
Задание №2
Установите соответствие между:
1 группа - расположением почек и растениями;
2 группа - способом распространения плодов и растениями;
3 группа - вечнозелеными и листопадными растениями;
4 группа - плодами и растениями.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А) очередное Б) супротивное
1)тополь 2)рябина 3)сирень 4)ива 5)ольха 6)клен |
А) ветром Б) птицами
1)рябина 2)клен 3)калина 4)ясень 5)липа 6)шиповник |
А) вечнозеленые Б) листопадные
1)дуб 2)сосна 3)ива 4)лиственница 5)ель 6)тополь |
А) сухие Б) сочные
1) рябина 2) боярышник 3) ольха 4) липа 5)калина 6) ясень |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Задание №3
Определение деревьев и кустарников по побегам. Работа с определительной карточкой.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
№21 | №24 | №22 | №25 |
№23 | №29 | №27 | №26 |
№31 | №30 | №31 | №30 |
Задание №4
Найдите ошибки в тексте, используя все источники информации (гербарий, коллекцию плодов, побеги, определительные карточки). Подчеркните ошибки карандашом.
Найди в тексте ошибки:
Береза – единственное в мире дерево с совершенно белой корой. Крупные боковые ветви отходят от ствола под острым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз, поэтому березу называю повислой. На них можно заметить большие ярко-красные мужские сережки и черные одревесневшие женские шишечки. Почки березы очень крупные, расположены супротивно.
Цветет береза одновременно с распусканием листьев. Душистые цветки содержат много нектара, поэтому береза является хорошим медоносным растением.
Найди в тексте ошибки:
Шиповник – скромный предок розы – царицы цветов. Деревья растут непроходимыми зарослями.
Побеги их покрыты шипами, чтобы люди не ломали их. Гибкие молодые ветви используются для плетения корзин.
Листья шиповника богаты витамином С, их используют для приготовления витаминных концентратов и сиропа.
Плоды шиповника имеют красно-оранжевый цвет. Они сохраняются на ветках почти всю зиму, но птиц не привлекают, так как несъедобны.
Н.А. Кирсанова, ГБОУ СОШ №569 г.Санкт-Петербург
Метки: Биология