Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема. Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Тема. Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Цель: сформировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся

Задачи:

изучить особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся, связанных с приспособлением к жизни на суше;

развивать умения сравнивать, делать выводы;

осуществлять экологическое воспитание.

Оборудование: картинки с изображением крокодила, черепахи, ящерицы, презентация, учебник В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова Биология 7 класс, М: Просвещение, 2009

Ход урока.

  1. Оргмомент. Определение темы урока, используя представленные картинки, определение цели урока. Что мы можем узнать на уроке, чему можем научиться?

Цель: познакомиться с особенностями строения, образа жизни пресмыкающихся. Научиться различать животных, определять их роль в природе, жизни человека.

  1. Общая характеристика пресмыкающихся. Работа с текстом на стр. 200. Наземные животные, размножаются на суше яйцами с запасом питательных веществ и покрытых оболочкой. Дышат легкими, температура тела непостоянная.
  2. Внешнее строение пресмыкающихся.

А) отделы тела: голова, шея, туловище, конечности, хвост.

Б) покров тела: сухая кожа с роговыми чешуйками. Происходит линька.

В) органы головы: глаза, имеющие третье веко, барабанная перепонка – среднее ухо.

  1. Внутреннее строение. Составить таблицу.
Система органов

Особенности строения

Опорно – двигательная (скелет)

Появление шеи грудной клетки

Кровеносная система

Неполная перегородка в желудочке сердца

Дыхательная

Всасывающий тип дыхания за счет грудной клетки

Половая система

Внутреннее оплодотворение, размножение яйцами

  1. Систематика пресмыкающихся. Составление схемы

Пресмыкающиеся

Отряд чешуйчатые

Отряд клювоголовые

Отряд черепахи отряд крокодилы

Интересное из жизни животных. Сообщения учащихся.

Знаете ли вы животное зем - зем? Серый варан, пустынный крокодил

Кто не читал замечательный рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»? Почему Чехов дал рассказу такое название? Кто такой хамелеон?

Змеи могут заглатывать крупную добычу? Уж, например, довольно легко заглатывает лягушек. Благодаря чему это возможно?

Часто используют выражение «крокодиловы слезы», верно ли оно?

  1. Значение пресмыкающихся. К каким пресмыкающимся и почему имеют отношение перечисленные слова и словосочетания: грызуны, чемодан, оправа для очков, кухня, заповедник, железнодорожная насыпь
  2. Закрепление знаний.

А) Игра «Третий – лишний»

Гаттерия варан анаконда кобра

Веретеница кайман гюрза уж

Кобра гавиал хамелеон гадюка

Б) тест. 1 вариант – признаки пресмыкающихся, 2 вариант – признаки земноводных

1.постоянная температура тела

2.непостоянная температура тела

3.обитают на суше и в воде

4. тело покрыто влажной, слизистой кожей

5.кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками

6. сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

7.шея имеется

8. дыхание при помощи легких

9.органы дыхания – легкие и кожа

10. оплодотворение внутреннее

11. оплодотворение наружное

Ответы.

Пресмыкающиеся – 2,5,6.7,8,10

Земноводные – 2,3,4,9,11

В) что нужно делать, если вас или вашего товарища укусила ядовитая змея?

Г) к какому отряду относится животное, имеющее характеристику:

Водный и наземный образ жизни

Панцирь – внешний скелет

Челюсти без зубов, имеют роговой клюв, покрывающий челюсти

Размножение на суше, развитие без превращений

  1. Домашнее задание

П. 52. Составить 2 цепи питания, в которых пресмыкающиеся являлись бы одним из звеньев. По следам ящеров, сон, который приснился мне.

Рефлексия.

Н. А. Бавыкина Нина Алексеевна, МБОУ "Гимназия №5" г. Белгорода

Метки: Биология