Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов.

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов.

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов. Задачи:

1. Сформировать первоначальное представление о клетке;

2. Познакомить с историей развития микроскопической техники в ходе накопления знаний о клеточном строении организмов;

3. Раскрыть сущность клеточной теории как первой биологической теории, роль ряда ученых в ее становлении

4. Раскрыть особенности строения увеличительных приборов: лупы и светового микроскопа;

5. Познакомить с техникой безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

6. Начать формировать умения работать с микроскопом, приготавливать временные микропрепараты.

Планируемые результаты: называть увеличительные приборы, основные даты в истории становления учения о клетке; определять понятия по теме; описывать вклад Р. Гука, А. Левенгука и других ученых в становлении клеточной теории; называть части лупы и микроскопа; соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Основные термины и понятия по теме: микроскоп, клетка, клеточная теория, лупа, микропрепарат.

Основное содержание урока:

1. История изучения клеточного строения организма

2. Клеточная теория

3. Устройство увеличительных приборов

Оборудование: световой микроскоп, презентация, учебник, тетрадь-тренажер.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель:

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

2.Изучение нового материала

Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.

Давайте скорее его прочитаем.

Учитель читает письмо.

Привет, мальчишки и девчонки из 5 «АБ» класса!

Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!

Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.

А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов и узнать что они из себя представляют.

Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать и как выглядят живые организмы внутри?

С уважением, ваш Стекляшкин.

Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин? (ответы учащихся).

Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительным прибором, с его устройством и с правилами работы, а также определить, из чего состоят живые организмы.

Учитель: Ребята, сформулируйте тему нашего урока.

Правильно. Записываем тему. (слайд 1)

-Ребята! А как вы думаете с помощью чего можно рассмотреть внешнее и внутреннее строение организмов? (лупы, микроскопа)

Действительно, мелкие черты внешнего строения можно рассмотреть с помощью лупы. (слайд 2)

Однако детально изучить внутреннее строение поможет только микроскоп. (слайд 3)

Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом. (слайд 4). Рассмотреть строение микроскопа.

-Ребята, найдите в учебнике на стр.38,ответ на следующий вопрос: «Кто и когда впервые изобрел микроскоп»?

( Изобрели голландцы. В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.

И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?

На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.

Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!

Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.

Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.

О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.

Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.

Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.

Но, а усовершенствовал в 1665 Роберт Гук) слайд 5

С помощью микроскопа он рассмотрел тонкий срез растительной пробки, и предположил, что пробка состоит из крошечных ячеек плотно прилегающих к друг другу. Он назвал их клетка. (слайд 6)

-Ребята! А какой вклад в науку внес ученый Антони ванн Левенгук?

(он изобрел микроскоп с увеличением в 270 раз).

Постепенно знания о клетки стали расширяться. Стало известно, что клетки имеют различную форму, а также что есть организмы состоящие только из одной клетки, а есть из множества. (слайд 6)

Клеточная теория:

-Ребята, найдите основные положения клеточной теории, и когла она была создана? (слайд 7)

1838 г.Матиас Шлейден и Теодор Шванн создали клеточную теорию:

Основные положения клеточной теории:

1. Все живые организмы состоят из клеток

2. Клетки разных организмов сходны по строению и составу веществ

3. В клетке происходят все процессы свойственные живому организму: питание, дыхание, выделение.

Правила работы с микроскопом:

1. Переносить микроскоп нужно только двумя руками

2. Следить, чтобы во время настройки линзы объектива не коснулись препарата.

3. Не трогать руками увеличительные стекла

4. После завершения работы столик протереть чистой салфеткой, микроскоп убрать в футляр.

  1. Домашнее задание:

Параграф 13, 14

Тетрадь-тренажер с.36 № 3-5; с. 39 № 1, 2; с. 42 № 1-3; с. 43 №4; с. 48 № 2.

Написать письмо Стекляшкину, о приборе, который помогает увидеть что находится внутри организма, а также как он устроен.

Ю. А. Роговая, МАОУ СОШ №1 им. Сергея Бондарева, п.г.т. Серышево, Амурская область

Метки: Биология