Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Мастер класс на тему: «Свободный полет» (литературно – филосовская импровизация на уроке биологии)

Мастер класс на тему: «Свободный полет» (литературно – филосовская импровизация на уроке биологии)

Мастер класс на тему: «Свободный полет» (литературно – филосовская импровизация на уроке биологии) Актуальность предложенной темы: возрастание безразличного отношения к учебной деятельности, снижение учебных результатов. Нужно повышать интерес к предмету, к учебе.

Цель: Обмен опытом по проведению различных форм урока.

С годами меня стала волновать проблема возрастающего безразличия учащихся к учебной деятельности, они теряют интерес к учению, который был у них, когда они пришли в школу. Это отражается во всем учебном процессе и естественно приводит к снижению учебных результатов. Эта тенденция нарушает системность учебной деятельности. Известный педагог В.Ф. Шаталов сказал: «Ученик учится победно только тогда, когда он учится системно».

Применение различных форм уроков позволяет решить эту проблему. Урок «Свободный полет» – урок размышление, которое совсем не вписывается в законы жанра и в строгие рамки программы. Методисты спросят: «А где же здесь биология?». Дидакты с легкостью обнаружат множество примеров того, что сделано не правильно. Но так хочется позволить себе и своим ученикам этот волшебный полет.

Тема урока:

Превращения.

Задачи:

- разбудить в учениках стремление развиваться;

- раскрытие не обычного в очевидном;

-эстетическое развитие учащихся.

Ход урока.

I. Психологический настрой.

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа,

Он долго зреет в тайне где то…

Когда сомнений нету боле-

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что – то получилось!

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье-

Урок, рожденный вдохновением…

II. Свободный полет.

Наш урок необычный, но всякий урок имеет тему, вы ее уже знаете.

Это «Превращения». Домашнем заданием у вас было подготовить упоминание о превращениях в природе, сказках, музыке. Все справились с домашним заданием.

Давайте, приступим к работе и начнем со сказочного направления. Пожалуйста, Оля.

…помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!.. И только таковы слова она молвила, как заблестели молнии со всех сторон, затряслась земля от грома великого…

«…они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть!..» И он поплыл навстречу прекрасным лебедям…»Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде?

-Спасибо.

- Вы узнали эти сказки? Выделите, пожалуйста, то, что объединяет эти фрагменты.

- В этих сказках происходят превращения.

-А за счет чего они происходят?

- В сказке «Аленький цветочек» Аксакова превращения происходят за счет силы любви.

- А в жизни так бывает?

- Да, есть примеры, когда врачи отказываются от больного, а он выздоравливает, благодаря своим близким, которые своим терпением и любовью ставят их на ноги.

- Верно. Спасибо.

- В сказке «Гадкий утенок» Андерсена показаны действия сил природы на пороге зрелости.

- Какой пример из жизни вы можете привести?

- Я в 7 классе была неуклюжей, потому что у меня неравномерно развивалось тело. Я стеснялась, комплексовала своей внешностью, но оказалось все это было зря, ведь я сейчас превратилась в стройную, красивую, интересную девушку.Значит все это временно, нужно только немного подождать.

Я очень рада за тебя, Ирина.

2 направление – музыкальное. Послушаем Лилию.

- Поет песню «Весеннее танго» В. Миляева.

- Почему люди «Головы теряют» в этой песне.

- На смену зиме приходит весна, меняется настроение людей, а потом все повторяется.

3 Следующее направление – загадочное.

- Показываю шкатулку и говорю, что в ней находится то, что в биологии традиционно является символом развития. Что это?

- Яйцо.

4 направление – визуальное.

Ирина, что ты приготовила.

- Демонстрация слайда «Превращение гусеницы в бабочку».

Природа полна чудес и загадок. Из страшного вредителя – гусеницы получается бабочка – труженица.

5 У нас осталось поэтическое направление:

Зерно взрывается в земле,

Как бы себя уничтожая,

И повторяется в стебле

Как бы себя приумножая.

Но повторяется ль оно,

Не изменяясь в вечной смене,

Иль изменяется зерно

В круговороте возрождений?..

Я знаю: мир, в конце концов,

поблек бы, если б зерна эти

Не изменялись, и отцов

Всего лишь повторяли дети…

Д. Кугультинов.

- Уважаемые коллеги вы согласны с этими строками?

- Да, я согласна. Дети должны быть другими: активнее, смелее, ярче.

- Да, я тоже согласна, что дети должны быть лучше и увереннее летать.

-Урок, к сожалению, приближается к финалу. Наступает время рефлексии.

III Рефлексия.

- Являются ли эти слова: превращение и метаморфоз синонимами.

(Раздаю листочки с этимологической справкой).

Этимологическая справка.

В русском языке приставка «пре» имеет разные значения:

1) высокой, высшей степени чего-либо (прекрасный, пренеприятный);

2) интенсивности или полноты действия (преисполниться, преувеличивать).

Существительное «вращение» обычно связывают с круговым движением.

Глагол «превратиться» означает: «принять иной вид, перейти в другое качество, стать чем-нибудь иным». (Толковый словарь русского языка).

Слово «метаморфоза» имеет греческое происхождение. Первая составляющая часть слова- «meta» означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, а вторая часть – «morphe» обычно относится к виду, форме, образу.

Таким образом, под метаморфозой обычно понимают превращение, преобразование чего-либо, полную, совершенную перемену. (Словарь иностранных слов и выражений).

Дома поразмышляйте и напишите эссе «Мои метаморфозы».

На память о нашем необычном уроке я вам дарю стихотворение Николая Голя «Монолог зоолога».

Кем угодно можно в жизни стать,

Но нельзя не быть самим собою!

Пусть козе захочется летать-

Ей не стать вовеки стрекозою.

Каждому свой вид, свой цвет, свой срок

Дан природой – не поспоришь с нею.

У сороконожки – сорок ног.

Две людские – в сорок раз быстрее…

Тут уж не до ссор, не до обид,

Каждому свое предназначение.

Кто родился ползать – не взлетит.

Гусеница – это исключение.

Всем спасибо.

Мой опыт подсказывает, что это стихотворение никого не оставит равнодушным. Ведь оно показывает, что можно верить в себя, а можно всю жизнь провести в шкурке гусеницы.

После таких уроков дети становятся ближе к учителю, а это значит, повышается интерес к предмету.

С годами меня стала волновать проблема возрастающего безразличия учащихся к учебной деятельности, они теряют интерес к учению, который был у них, когда они пришли в школу. Это отражается во всем учебном процессе и естественно приводит к снижению учебных результатов. Эта тенденция нарушает системность учебной деятельности. Известный педагог В.Ф. Шаталов сказал: «Ученик учится победно только тогда, когда он учится системно».

Применение различных форм уроков позволяет решить эту проблему. Урок «Свободный полет» – урок размышление, которое совсем не вписывается в законы жанра и в строгие рамки программы. Методисты спросят: «А где же здесь биология?». Дидакты с легкостью обнаружат множество примеров того, что сделано не правильно. Но так хочется позволить себе и своим ученикам этот волшебный полет.

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа,

Он долго зреет в тайне где то…

Когда сомнений нету боле-

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что – то получилось!

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье-

Урок, рожденный вдохновением…

Наш урок необычный, но всякий урок имеет тему, вы ее уже знаете.

Это «Превращения». Все справились с домашним заданием.

Давайте, приступим к работе и начнем со сказочного направления. Пожалуйста, Оля.

-Спасибо.

- Вы узнали эти сказки? Выделите, пожалуйста, то, что объединяет эти фрагменты.

-А за счет чего они происходят?

- А в жизни так бывает?

- Верно. Спасибо

- Какой пример из жизни вы можете привести?

- Почему люди «Головы теряют» в этой песне.

что в ней находится то, что в биологии традиционно является символом развития. Что это?

- Яйцо.

4 направление – визуальное.

5 У нас осталось поэтическое направление:

- Уважаемые коллеги вы согласны с этими строками?

- Да, я тоже согласна, что дети должны быть лучше и увереннее летать.

-Урок, к сожалению, приближается к финалу. Наступает время рефлексии

Дома поразмышляйте и напишите эссе «Мои метаморфозы».

Всем спасибо.

Г. Л. Юнусова, МБОУ "Комсомольская СОШ", Республика Татарстан

Метки: Биология