Условие прорастания семян, 6 класс.
Условие прорастания семян, 6 класс.
Цель: развивать исследовательские навыки учащихся, выяснить опытным путем
условия прорастания семян.
Задачи:
- вырабатывать умения по проведению опытов и наблюдений;
- развивать понятия о значении зародыша семени;
- воспитывать любовь к природе;
- развивать умения работать с различными источниками информации;
- развивать умение работать в группах, выдвигать гипотезы и доказывать их.
Вступительное слово учителя:
Ребята, я сегодня вам принесла маленькое чудо. Посмотрите, как этот маленький проросток упорно и настойчиво тянется вверх, к свету. Я надеюсь, что и мы сегодня с вами также упорно и настойчиво будем тянуться к новым знаниям, как росточек к свету. Ведь не зря же существует поговорка «Ученье – свет, а неученье - тьма». А идти сегодня к знаниям нам предстоит нелегкой дорогой исследования. На нашей дороге нас будут сопровождать и поддерживать наши гости. Давайте им улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку.
- Скажите, пожалуйста, ребята, что я держу в руках? (семя и проросток).
- Чем они отличаются?
- Почему одно семя проросло, а другое нет? (нет необходимых условий).
Вот сегодня на уроке мы и попытаемся выяснить, какие же условия необходимы для прорастания семян.
Записываем тему урока. (Слайд 1).
Я уже сказала, что урок у нас будет необычный, а урок – исследование. Давайте вспомним этапы проведения исследования. (выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод). (Слайд 2).
Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.
Рассуждаем над каждым словом темы.
Условия
Прорастание – это переход от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и образующегося из него проростка. Дать росток, заставить дать росток.
Семя. – Что мы знаем о семени? (Орган размножения семенных растений, строение семени).
Слайды с диска. Рассказ о строении семян двудольных и однодольных растений.
- Что общего у семян однодольных и двудольных растений? (наличие семенной кожуры, питательных веществ и зародыша).
- А чем отличаются семена двудольных и однодольных вы вспомните самостоятельно заполнив таблицу (5 мин).
Признак для сравнения | Однодольные | Двудольные |
Количество семядолей | ||
Где хранится запас питательных веществ | ||
Функции семядолей | ||
Перечислите составные части зародыша |
Все вспомнили. Давайте попробуем сформулировать гипотезы. (записываю на доске).
С этого момента ученица, выполнявшая исследовательскую работу по этой теме - консультант.
Формулируем задачи. (записываю на доске).
Приступаем к сбору информации. – Где вы ее можете найти?
Объединяемся в группы. Задание: Доказать, что те или иные условия необходимы.
- Я хочу вам представить наших гостей. Это мои коллеги учителя биологии, поэтому вы к ним можете обращаться с вопросами + консультант. Я ограничиваю вас в одном источнике информации – учебник.
Работа в группах (5 – 6 мин). Докладывают результаты. Пытаемся доказать.
Подтвердить или опровергнуть ваши результаты попросим консультанта (доказывает результатами опытов) (Слайды - фото).
- Какой же вывод мы можем сделать об условиях прорастания семян?
Для прорастания семян необходимы следующие условия (Слайд 3):
– Живой зародыш;
– Вода;
– Температурные условия;
– Кислород;
– Запасные питательные вещества.
- Скажите, пожалуйста, для семян всех ли растений эти условия будут одинаковы?
- От чего это зависит?
Вода: Проникнув в семя, вода вызывает его набухание – семя увеличивается в объеме на 50 – 200%. При этом запасные питательные вещества переходят в растворенное состояние. Они разжижаются и становятся доступными для живого зародыша.
Кислород: количество кислорода, которое необходимо для прорастания семени, индивидуально. Так, например, семена риса могут прорастать под водой, так как им достаточно того кислорода, который растворен в воде.
- Почему семена хранят в бумажных, а не в полиэтиленовых пакетах?
Температура: Максимальное значение оптимальной температуры для прорастания семян – это 25 – 35 градусов, при этой температуре все семена хорошо прорастают. Минимальное значение температуры, при которой происходит прорастание, зависит от происхождения растения.
- Почему семена разных растений высевают в разное время?
Свет: Есть растения, которые не прорастают при отсутствии света (салат, табак), другие прорастают только в темноте (вероника), хотя на прорастание большинства семян свет не оказывает никакого воздействия.
Живой зародыш: жизнеспособность сухих семян различных видов растений различна – от нескольких месяцев, недель и даже дней, до десятков и даже сотен лет. Рекорд долголетия принадлежит семенам люпина арктического, пролежавшего в вечной мерзлоте 10 000 лет, после чего из него удалось вырастить нормальное растение.
У меня к вам последний вопрос. Большинство семян прорастает в почве.
- От чего зависит то, на какую глубину сажают семена?
- Какой же вывод можно сделать из нашего урока?
Посмотрите ребята, я в руках держу небольшие, невзрачные семена, из которых, при наличие благоприятных условий, вырастают большие, красивые растения. Т.е. это семечко, пройдя через ряд волшебных изменений и преобразований, превращается во взрослое растение.
Дом. задание: § 11,12. Написать сказку «Приключение принца Семени».
И. Б. Усимова, МБОУ СОШ №13, г. Арзамас, Нижегородская область
Метки: Биология