Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Цель: ознакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности папоротников,
Задачи:
1. Расширить представления обучающихся о папоротниках, показать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
2. Продолжить формирование умений узнавать изученные растения, обосновать их принадлежность к определенному отделу.
3. Прививать интерес к предмету.
Оборудование: презентация, гербарии папоротников, мхов, хвощей, плаунов, таблица с изображением папоротников, сообщения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Мобилизующее начало урока.
- Посмотрите на картинки. Что их объединяет? Как только догадаетесь- тихо сядете. (высшие споровые растения)
II. Сообщение темы и целей урока
- Тема сегодняшнего урока… . Запишите число и тему урока.
- Как вы думаете. О чем пойдет речь на уроке?
-Но прежде проверим домашнее задание.
III. Контроль знаний
1) Индивидуальная работа по карточкам
2) Работа с гербариями (распредели по группам)
3) Работа у доски (заполни таблицу «Сходство и различие мхов и папоротников»)
4) Тестирование (слайд)
Взаимопроверка.
IV.Объяснение нового материала
Папоротники –большая группа высших растений. Насчитывает более 12000 видов. Все они травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных местах. В тропических лесах Азии, Америки и Австралии. Они достигают 15-20 м в высоту. Некоторые выращиваются как декоративные –комнатные (нефролепис, «олений рог» и др.)
Современные папоротники- представители очень древних растений. Их часто называют живыми ископаемыми. Все они нуждаются в охране.
- Куда занесены все редкие и исчезающие виды растений? (в Красную Книгу)
- В Красную Книгу внесены такие папоротникообразные, как: орляк, щитовник, страусово перо.
- Как вы думаете, почему многие виды исчезают?
1) сообщение о щитовнике мужском, его полезных свойствах
2) Физминутка
«Мы как папоротники в лесу, шелестим листвою
Сбросим мы с себя росу землю всю укроем».
3) самостоятельная работа с учебником
-Прочитайте текст на с. 63. Запишите в тетрадь значение папоротников.
4) образование каменного угля
- Все папоротникообразные жили более 350 млн. лет назад. Это были крупные древовидные растения.
В то время на Земле господствовал теплый влажный климат. Папоротникообразные образовывали леса на всех континентах нашей планеты, в том числе и в Антарктиде. Густые тропические леса, где росло множество папоротников, образовали огромные массы органического вещества и при этом обогащали атмосферу кислородом, что создавало условие для развития наземных животных. Одновременно буйно разросшиеся папоротники сами отмирали, образовывая перегной почвы. Но не все погибшие растения перегнивали. Некоторые падали в воду, пропитывались там минеральными солями и окаменевали. Со временем из них образовались мощные слои каменного угля. И сейчас в нем нередко находят окаменелые стволы некогда живших папоротникообразных, отпечатки их листьев, и даже споры. Так залежи каменного угля «рассказывают» нам о растениях и животных, живших сотни миллионов лет назад.
5) Значение каменного угля
-Как вы думаете, какое значение имеет каменный уголь для человека?
-Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос «Что получают из каменного угля?»
V. Закрепление
1) верно ли утверждение (слайд)
-Взаимопроверка
VI. Подведение итогов
- Ребята, вспомните материал прошлого урока и все о чем мы говорили сегодня. Какие выводы можно сделать?
- Что можно сказать о строении папоротников по сравнению с мхами и плаунами?
- Что можно сказать о размножении папоротников?
- Чем еще интересны и важны человеку папоротники?
VII. Домашнее задание
VIII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
Н. В. Шкирдова, МОУ "ООШ п. Восточный", Ивантеевский район, Саратовская область
Метки: Биология