«Человеческие расы, их родство и происхождение. Несостоятельность расизма».
«Человеческие расы, их родство и происхождение. Несостоятельность расизма».
Эпиграф к уроку: “…народы, распри позабыв,
в великую семью соединятся…”
А.С. Пушкин
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас
Задачи урока:
Образовательная:
– Показать единство происхождения рас.
– Дать понятия: расы, расоведение, расизм.
– Доказать несостоятельность и антигуманность расизма.
Развивающая:
– Продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, энциклопедической литературой.
– Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.
– Закрепление навыков использования на уроке информационных технологий.
Воспитательная:
– Воспитание у учащихся толерантности.
Ход урока.
Приветствие учащихся.
Ребята, нам сегодня предстоит работать в едином, дружном коллективе. Я прошу вас подобрать слова, характеризующие те отношения, которые должны быть приняты в группе или коллективе для совместной работы или совместного сосуществования, хотя бы на те недолгие 45 минут нашего урока (взаимопонимание, умение слушать, взаимопомощь, поддержка). (Записываю на доске). Я хочу, чтобы эти слова сопровождали вас на протяжении всего урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: Человеческие расы, их родство и происхождение. (Слайд 1).
Эпиграф сегодняшнего урока “…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…” А.С. Пушкин (Слайд 2)
Вы, наверное, скажите, что уже изучали эту тему на истории, географии.
- Что вы знаете о расах?
Биология эта наука, которая может с научной точки зрения говорить о происхождении и единстве человеческих рас. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока будет доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас. Я прошу вас обратить внимание на то, что эта тема в нашем учебнике следует за темами о происхождение и стадиях развития человека.
- Как вы думаете почему?
Действительно эти темы должны быть каким-то образом связаны. Поэтому давайте вспомним то, что нам может пригодиться для темы сегодняшнего урока. Ответьте на мои вопросы:
1. Какие теории происхождения человека существуют? (Слайд 3).
2. Какая из этих теорий наиболее доказана?
3. Какие доказательства происхождения человека от животных существуют? (Слайд 4).
Доказательства происхождения человека от животных.
Физиологические – принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных;
Эмбриологические – сходные этапы зародышевого развития и человека и животных;
Палеонтологические – находки останков древних человекоподобных существ;
Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;
Сравнительно – анатомические – единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;
Генетические – сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.
4. Каковы движущие силы антропогенеза? (Слайд 6)
Движущими силами антропогенеза являются биологические и социальные факторы. На ранних этапах эволюции человека ведущими были естественный отбор, борьба за существование (внутривидовая). На стадии неоантропов они потеряли значение и заменились социальными. В результате, биологическая эволюция человека почти прекратилась. Человек в основных чертах уже не меняется, он лишь переделывает окружающую среду вокруг себя, а не приспосабливается к ней. Таким образом, человек практически перестал изменяться внешне.
- Чем отличаются расы друг от друга?
- Как вы думаете, как и почему возникли разные расы?
Однако древний человек был в этом отношении гораздо уязвимее нас: ему приходилось постоянно иметь дело с опасными хищниками, паразитами, болезнями, периодическими голодовками, жарой, а на севере и с холодом, от которого едва спасали огонь и меховая одежда. В первобытных обществах продолжали идти те же генетические процессы, что и в популяциях других животных. Внешние условия вызывали изменчивость и появление различных приспособительных свойств, а естественный отбор сохранял наиболее удачные варианты приспособленности. Адаптивные свойства проявлялись наиболее ярко во внешнем облике по мере того, как человек расселялся по земному шару. Всё это привело к возникновению наследственных внутривидовых группировок, которые получили название рас.
Раса – исторически сложившаяся группа человечества, объединённая общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, волос, формой головы). Находим определение в словаре
В настоящее время выделяют 3 основные расы, внутри каждой из них выделяют малые расы или подрасы. (Слайды 7,8,9,10, 11, 12,13)
Расы человека | ||
Негроидная раса | Монголоидная раса | Европеоидная раса |
– темный цвет кожи – курчавые, спирально закрученные волосы – широкий и мало выступающий нос – толстые губы |
– смуглая или светлая кожа – прямые и достаточно жесткие волосы – уплощенная форма лица с заметными скулами и выступающими вперед губами – узкая глазная щель – сильное развитие складки верхнего века – наличие эпикантуса, «монгольской складки» |
– светлая или смуглая кожа – прямые или волнистые мягкие волосы – узкий выступающий нос – светлый цвет глаз – тонкие губы |
Выделяют две крупные ветви – африканскую и австралийскую: негры Западной Африки, бушмены, пигмеи–негритосы, готтентоты, меланезийцы и аборигены Австралии | Коренное население Азии (за исключением Индии) и Америки (от северных эскимосов до индейцев Огненной Земли) | Население Европы, Кавказа, юго-западной Азии, севера Африки, Индии, а также в составе населения Америки |
- Что же указывает на единство рас? (Слайд 14)
Единство происхождения рас вытекает из общих характерных признаков человека. (Слайд 15) Это:
– 46 хромосом
– одинаковые группы крови
– строение стопы, руки
– уровень развития мозга
– строение черепа (соотношение лицевого и мозгового отделов)
– один биологический вид (Homo sapiens).
– скрещивание и получение плодовитого потомства (метисы – европейцы + индейцы; мулаты – европейцы + негры; самбо – индейцы + негры).
Сами расы постепенно теряют характерный для них набор признаков. Это объясняется тем, что всё больше и больше людей как бы изолируются от внешней среды, переходя на жизнь в городах и благоустроенных посёлках.
А главное, между расами сейчас почти нет географической изоляции, и процесс смешения рас необычайно усилился. Когда, по словам Пушкина “…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…”; все человечество через несколько сотен поколений сольётся в единую всепланетную расу.
Несмотря на очевидность единства происхождения рас, существуют люди, которые считают, что есть «высшие» и «низшие» расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.
Расизм - это антинаучная и антигуманистическая идеология и социальная практика, основывающаяся на представлениях о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Находим определение в словаре. (Слайд 16) Существует несколько разновидностей расизма, краткие сообщения о которых подготовили ребята: фашизм, "Ку - клукс - клан", скинхеды, неофашисты, неонацисты.
Сообщения учащихся.
Фашизм (слайды 17,18)
Ку-клукс-клан (слайды 19, 20, 21,22,23)
Скинхеды (слайд 24)
(Слайд 25). Насколько же расистские предрассудки распространены в российском обществе, и почему? В какой-то мере ответить на этот вопрос можно на основе данных социологических опросов, оговорившись, однако, что последние подобные исследования проводились в 1999 году. Во-первых, предвзятое и негативное отношение к представителям других национальных групп содержится в ответах большинства респондентов (до 70-75 % опрошенных). Хуже всего россияне относятся к чеченцам и кавказцам вообще, за ними с большим отрывом идут цыгане, китайцы, прибалты. Открыто негативное отношение к чеченцам высказывали 50 % населения. При этом, к сожалению, мы располагаем только данными прошлогодних исследований. После террористических актов в Москве и Волгодонске и начала второй чеченской кампании эта цифра, конечно, еще увеличилась. Нетерпимость к цыганам декларируют 44 % опрошенных, к представителям прибалтийских народов и к выходцам с Дальнего Востока -20 % и 25 % соответственно. Относительно высокий уровень ксенофобии подписывается националистическими чувствами. Лозунг "Россия - для русских" поддерживает в среднем по России 21 % опрошенных, однако по этому вопросу существует большой разброс по регионам, до 30-40 % в наиболее "проблемных". А таковыми являются, помимо южных регионов России, как ни странно, обе столицы. Впрочем, более подробные опросы объясняют эту странность - расизм в Москве и Санкт - Петербурге во многом объясняется (как и на Западе) наплывом мигрантов и экономической конкуренцией. На простом и понятном языке это выражается лаконичным "понаехали тут всякие". Впрочем, достаточно распространены подобные настроения и в целом по стране. 40 % опрошенных россиян считают, что необходимо ввести жесткие ограничения на въезд в Россию лиц "нерусской" национальности, и только 7 % - что Россия должна быть открыта для всех. Интересно что, несмотря на высокий уровень нетерпимости в обществе, среднестатистический россиянин уверен, что "мы" к "ним" относимся лучше, чем "они" к "нам". По мнению 57 % респондентов, главные черты русского отношения к другим народам - дружелюбие и уважение. С "их" стороны картина в сознании большинства опрошенных обратная: 70 % считает, что "инородцы" относятся к русским предвзято и неприязненно.
- Что общего у всех этих течений расизма?
- Какие чувства лежат в основе расизма? (Агрессия)
Работа со словарем. В словаре Ожегова читаем:
“Агрессия” -
1) вторжение на территорию другого государства, нарушение суверенитета;
2) открытая неприязнь;
3) бытовое – нападение (неоправданное, несправедливое). Агрессивное поведение всегда сопровождается эмоциями. Агрессивное поведение есть и животных, но человек должен уметь управлять своими чувствами. Агрессивность – чувство очень коварное, которое достаточно легко вызвать, а побороть это чувство достаточно сложно.
Рассмотрим некоторые ситуации для выяснения наличия у человека определенных пространственных зон (признака, очень четко проявляющегося у животных).
А) Учитель просит подойти к нему одного из учеников. Неожиданно берет его под руку. Идет с ним по классу. Ученик должен описать свои ощущения (предполагаемый ответ: неловкость, стеснение).
Б) Вдоль доски выставлены в ряд несколько стульев. На один из них садится учитель. На другой предлагает сесть одному из учащихся (наиболее вероятный вариант: ученик сядет как можно дальше от учителя).
В) Учитель предлагает вспомнить свои ощущения во время поездки в переполненном автобусе (предполагаемый ответ: дискомфорт, неловкость, желание поскорее выбраться из давки).
Оказывается, существуют пространственные потребности человека и размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы, независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или России. Ёе можно разделить на 4 четкие пространственные зоны.
Таблица - “ЗОНАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА У ЧЕЛОВЕКА”. (Слайд 26)
Интимная зона | Персональная зона | Социальная зона | Общественная зона |
15-16 см | 46 см– 1-2 м | 1-2 м– 3-6 м | Свыше 3-6 м |
Интимная зона (от 15 до 46 см).
Из всех зон эта самая главная, поскольку именно её человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону разрешается проникать только лицам, находящимся в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники. Вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает различные физиологические реакции: сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, она приливает к мышцам и мозгу, организм приходит в состояние “боевой готовности”. Например, грудной ребенок плачет, если его хочет взять на руки чужой человек.
Неловкость возникла в ситуации “А”, ситуации “В”.
– Персональная зона (от 46 см до 1-2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас. Когда мы находимся на вечеринках, официальных встречах (ситуация “Б”)
– Социальная зона (от 1-2 м до 3-6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, с которыми вынуждены общаться. Например, водопроводчик или плотник, пришедшие заняться ремонтом в наш дом, почтальон, новый служащий на работе. На таком же расстоянии мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем.
– Общественная зона (более 3-6 м). Когда мы обращаемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.
После футбольного матча толпа разбушевавшихся фанатов начала громить витрины магазинов и избивать случайных прохожих, попадающихся им на пути. Полиция разогнала толпу водоструйными насосами и слезоточивым газом. Через некоторое время порядок был восстановлен. Анализ: при увеличении скученности толпы личное пространство каждого человека становится меньше. Агрессивность и враждебность возрастает. Чтобы нормализовать ситуацию, нужно разредить толпу. В результате личное пространство каждого человека восстановится и агрессивность снизится.
Толпа скинхедов, избивающих иностранных граждан. Все чаще преступления носят агрессивно – демонстративный характер и совершаются при большом скоплении народа – на улицах, в электричках, метро.
- Может возникнуть вопрос, зачем я вам все это говорю?
Но ведь все чаще в СМИ, Интернете появляется информация о жестоких избиениях подростками друг друга, когда кто-то является участником драки, а кто-то «кинооператором». Редко, когда подобные драки происходят один на один. Чаще всего собирается толпа, которая своими криками, своим присутствием усиливает агрессию и враждебность дерущихся. Чем же это не расизм, когда человек (ваш ровесник) становится в классе, в компании изгоем по причинам социального положения, образа жизни, внешнего вида.
Вы уже взрослые люди и мне бы хотелось, чтобы сегодняшний урок заставил вас задуматься о том, как себя вести в той или иной ситуации.
А теперь давайте вернемся к словам, которые вы мне называли в начале урока. Мне бы хотелось, чтобы во взаимоотношениях с любым человеком вы руководствовались теми чувствами, которые эти слова означают. И еще мне бы хотелось дополнить ваш список, словом толерантность. Находим в словаре.
Спасибо за урок (Слайд 27).
И. Б. Усимова, МБОУ СОШ №13, г. Арзамас, Нижегородская область
Метки: Биология