Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Урок биологии в 7-м классе на тему: "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений"

Урок биологии в 7-м классе на тему: "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений"

Эпиграф:

В природу шагу не ступить,
Чтоб тотчас так ли сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить,
За этот самый шаг. (А.Твардовский.)

Девиз: Не уничтожать, а изучать, охранять, приумножать богатства природы.

Оборудование:

  • Красная книга растений ЧР,
  • компьютер для показа презентации растений из Красной книги и лекарственных растений,
  • книги с растениями лугов, лесов, полей, оформления класса в виде зала суда.

Цели:

  1. Сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу своей местности.
  2. Учащиеся смогут научиться видеть различные, противоположные стороны одной и той же проблемы.
  3. Развивать внимание, навыки участия в дискуссии, активность и самостоятельность учащихся.
  4. Учащиеся смогут сформировать толерантное отношение к другим мнениям.

Ход урока

1. Оргмомент

Мы сегодня проведем урок-суд. Суд над человечеством. Сможет ли чаша весов положительной деятельности человечества перевесить чашу весов отрицательной деятельности. И еще вспомним свое влияние на растительный мир.

В игре участвуют 4 группы:

  • обвинение,
  • защита,
  • суд присяжных,
  • человечество.

2. Предварительная подготовка к уроку

Учащимся предлагается следующая проблема. Представьте себе такую ситуацию. В суд поступило следующее заявление: “Просим осудить человечество и лишить ее свободы, так как оно наносит большой вред природе, что может привести к исчезновению растительности на Земле”.

Нам надо рассмотреть это заявление в суде и принять решение.

3. Задания группам.

Обвинение

Выбирает прокурора для ведения судебного заседания. Продумывает направления для обвинения (вырубка лесов, исчезновение видового состава растительности, загрязнение атмосферного воздуха). Готовит вопросы для свидетелей обвинения, выбранных из общественности.

Защита

Выбирает обвиняемого человечество. Продумывает направления для защиты (увеличение разнообразия растений, заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга). Готовит вопросы для свидетелей защиты, выбранных из общественности.

Суд присяжных

Знакомится с материалами, представленными защитой и обвинением. Готовит заключительную речь.

Природа

Готовит свидетелей для защиты и обвинения (каждый свидетель готовит рассказ).

Всем группам выдаются дополнительные материалы, а так же предлагается найти собственную информацию.

4. Ход игры.

I. “Встать, суд идет”.

Сегодня слушается дело человечества, которого природа обвиняет о нанесении вреда окружающему миру.

II. Участники группы обвинения, обращаясь к человечеству и к суду, приводят аргументы обвинения.

- к чему приводит вырубка лесов;

- черезмереное использование химикатов;

- исчезновение видового состава растительности;

- загрязнение атмосферного воздуха;

- выпас скота в неразрешенном месте;

- нерациональное природопользование;

- уменьшаются лекарственные растения.(рис.1-рис.8)

Лекарственные растения.

id19343

Алоэ древовидный

id19343

Мелисса лекарственная

id19343

Одуванчик лекарственный

id19343

Ромашка аптечная

id19343

Тысячелистник обыкновенный

id19343

Череда трехраздельная

id19343

Бодяг пеолевой

id19343

Мать-и-мачеха

III. Выступление защиты.

- увеличение разнообразия растений;

- постройка заповедников, заказников, национальных парков;

- введение Красной книги регионов;(рис.9-рис.39)

Растения из Красной книги ЧР.

- Устраивает месячники по охране и посадке деревьев;

- Создает организации по охране природы.

IV. Обвинительная речь прокурора.

V. Заключительная речь защиты.

VI. Последнее слово человечества.

VII. Суд присяжных удаляется для принятия решения.

Во время этого процесса проводится беседа об охране растительности, дальнейших обдуманных действий человечества.

VIII. Присяжные выносят приговор.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

Человек возделывает лучшие сорта растений, увеличивает площади земель, пригодных для сельского хозяйства, использует удобрения, борется с сорными растениями, насекомыми-вредителями, грызунами и т.д.

Человек оказывает сильное влияние на дикорастущие растения: проводит лесопосадки, изменяет состав растений луга, леса, болота и т.п.

Человек губит деревья, рвет цветы, плохо обращается с пойменными лугами, по вине человека иногда бывают лесные пожары, заболачиваются территории и уничтожаются растении.

С одной стороны, человек увеличивает разнообразие растений, а с другой нарушает взаимосвязи в природе, разрушает растительные сообщества. Отсюда вытекает необходимость охраны растительного мира как важного компонента окружаюшей среды, защиты, восстановление и обогащение природы государством.

Рационально надо использовать растительные ресурсы.

Соблюдать законы и постановлений по охране природы.

Сохранить в неизменном состоянии и охране от уничтожения и разрушения особо ценных объектов, взятых под охрану государством, создании заповедников и заказников.

В России в настоящее время около 100 заповедников, общая площадь охраняемых природных объектов достигает 3% общей площади страны. (США – 7,1%, в Австралии – 4,6%)

Красная книга – это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.

Первая Красная книга – международная появилась в 1966г. Её изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех, опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет этой книги не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде. Вскоре вышли Красные книги отдельных стран, областей, республик.

В книге: черная страница содержит названия исчезнувших видов, красная – виды на грани исчезновения, желтая – восстанавливающихся, зеленая – малоизученных, белая – не изученных видов животных и растений.

Василек синий, колокольчик, Лилия, Подснежник, Тюльпан, Пион, Цикламен, Незабудка.

Есть и лекарственные растения, которые помогают вылечиться от многих болезней человеку. В нужное время им они так необходимы. Вот, например мать-и-мачеха – помогает от простудных заболеваний, также тысячелистник, кедр, подорожник, но некоторые из них занесены в Красную книгу.

Охраняемые территории: заповедники (территории, где исключается хозяйственная деятельность человека, разводят редкие виды растений и животных)

Есть и лекарственные растения, которые помогают вылечиться от многих болезней человеку. В нужное время им они так необходимы. Вот, например Мать-и мачеха – помогает от простудных заболеваний, также тысячелистник кедр, подорожник, но некоторые из них занесены в Красную книгу.

Охраняемые территории: заповедники (территории где исключаются хозяйственная деятельность человека, разводят редких видов растений и животных)

Памятники природы (отдельные природные объекты (водопады, пещеры, гейзеры), заказники (территории с частичным режимом охраны)

Национальные парки (участки, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях.)

Значение леса: воздухоохранная, место обитания животных, почвозащитная, снегозащитная, полезащитная, водоохранная, закрепление песков.

Тополь, дуб – очень много углекислоты поглощает.

Статья 61 Конституция ЧР

Граждане ЧР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Выводы:

  1. Чтобы не загрязнять атмосферу, следует на трубах заводов ставить фильтры, препятствующих выбросу ядовитых веществ.
  2. Необходимо создавать больше охраняемых территорий, микрозаказники с целью охраны конкретных видов растений.
  3. Необходимо запретить сбор диких цветковых растений.
  4. Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объеме, исключить из этого списка растения редкие и занесенные в Красную книгу.
  5. Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища.
  6. Обучать подрастающее поколение к охране природы к рациональному природопользованию.

5. Закрепление.

Ответить на вопросы:

- Какова роль человека в увеличении разнообразия культурных растений, в повышении урожайности?

- Как сказывается хозяйственная деятельность человека на многообразие цветковых растений?

- Приведите примеры влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

- Какие мероприятия по охране природы проводятся в нашей стране?

- Какова роль Красной книги России в сохранении растений.

- Какие растения охраняются в нашей местности?

- Почему возникла необходимость охраны растений, о которых мы говорим?

Приложение 1

Приложение 2

6. Домашнее задание. Написать рассказ “Мой вклад в охране природы”.

20.01.2006