Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета
Проблемная ситуация связана с интенсификацией УВП: уплотнением учебного материала, сокращением часов на изучение предмета, усложнением задач обучения, призванного обеспечивать разносторонне развивающее воздействие на личность учащегося.
Предметное содержание играет новую роль – средство запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Чтобы использовать содержание курса как средство развития и социализации учащихся, учитель должен виртуозно этим содержанием владеть и предложить себя как управленца в учебной деятельности учащихся.
Успех каждого ученика состоит не столько в усвоении присвоенной им информации, сколько в постоянном росте его учебных возможностей. Условием для этого является компетентность учащихся в рассматриваемых учебных вопросах и способах овладения ими, ориентация на достижение целостных знаний по предмету.
При изучении предмета необходимым условием компетентности учащегося является овладение учеником основными понятиями. В океане терминов учитель должен предложить пути их освоения, чтобы учащийся не растерялся и не отступил перед таким объемом. Большой пласт учебного материала, нередко абстрактного характера, и его усвоение вызывает немалые трудности, особенно в сложившихся условиях интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Предлагаем использовать приём организации учебной работы «Матрица».
Описание печатных матриц
Универсальные тематические матрицы – это лист формата А4, на одной стороне таблица, в каждой ячейке которой расположен один термин с определением, на другой – схемы, отражающие взаимосвязь этих понятий. Они служат в качестве материализованных основ для выполнения учащимися конкретных учебных заданий, способствуют адаптации учащихся в предметной учебной деятельности, помогают его продвижению от репродуктивного уровня к продуктивно-творческому. У каждого учащегося есть собственные папки с тематическими матрицами, хранящимися в файлах. На этих листах ребята работают с цветом, делают пометки. Матрицы обеспечивают использование разнообразных методов, форм и средств учебной работы.
Компьютерная презентация темы (электронные матрицы). (Презентация 1, Презентация 2).
Представление учебной темы в компьютерной
презентации помогает интенсифицировать учебный
процесс. На первом слайде представлена матрица с
терминами темы, на каждом слове существует
гиперссылка на отдельный слайд, в котором
содержится его определение, из этих слайдов
можно снова вернуться по гиперссылке в первый
слайд с таблицей терминов. Последний слайд –
проверка усвоения терминологии, нажимая на цифру
в таблице, гиперссылка отправляет вас в слайд с
определением, но термин высвечивается только по
щелчку или прокрутки мыши, демонстрируя учащимся
только определения со слайдов, можно просить их
называть сами термины.
Использовать печатные и электронные матрицы
можно на всем протяжении изучения темы
(объяснении нового материала, контроле знаний,
подготовке домашнего задания , повторении
материала, после болезни, пропущенных уроков).
Наблюдается значительная экономия времени
учащихся и преподавателя при освоении учебного
предмета. Прием универсальный, так как его можно
использовать при изучении других предметов.
При использовании приема, проектируя способы подачи учебного материала и формы самостоятельной работы ученика, учитываются психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы:
– внимание – непроизвольное, произвольное,
послепроизвольное, объем, распределение,
концентрация, устойчивость, переключение.
– память (словесно-логическая, образная,
двигательная, моторная, эмоциональная)
Для выбора комфортных приемов освоения нового материала, развития разных ее видов:
– модальность – предпочитаемый способ
переработки и выдачи информации (аудиал, визуал,
кинестетик)
– доминирование полушарий мозга .
Достоинством этого приема организации тренировочного диалога является снятие обычных помех общения на уроке, создание условий для «щадящего» ввода учащегося в общий диалог, осуществление им самооценки. Четкая регламентированность действий, ясность требований, очевидность ожидаемого результата способствует осознанию учащимся доступности содержания, возможности свободного владения им. А в целом – возникновению ощущения собственной компетентности на уроке. Это дает необходимый импульс для включения ученика в диалог более сложного содержания в дальнейшем обучении.
Методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица»
1. Организационный момент
Учитель предоставляет учащимся на электронном носителе следующие материалы
1. Печатные матрицы темы 1 (Приложение
1, Приложение 2)
– в каждой ячейке термин с определением,
количество ячеек соответствует числу терминов
темы
2. Печатные матрицы темы 2 – пустышка (Приложение
3, Приложение 4)
– в каждой ячейке только термин (без определения)
3. Общая печатная схема (Приложение
5) – отражает взаимосвязь терминов
таблицы
На первый урок темы учащиеся приходят с готовыми отпечатанными индивидуальными учебными материалами на листах формата А4 (матрица 1, матрица 2, схема), которые собраны в папку. Такие папки имеются у каждого ученика.
2. Изучение темы
– Учитель объясняет новую учебную информацию, опираясь на компьютерную презентацию темы с помощью мультимедия аппаратуры или интерактивной доски, разбирает каждый термин Матрицы 1 , устанавливает его взаимосвязь с другими терминами темы по общей схеме.
– Учащиеся при этом работают с индивидуальными отпечатанными учебными материалами в цвете, выделяя ключевые слова в тексте определения термина Матрицы 1 и общей схемы.
3. Коррекция и проверка усвоения информации
С использованием мультимедиа
В компьютерной презентации последний слайд представлен в виде таблицы, в которой находятся только цифры. Их количество соответствует числу терминов темы Матрицы 1. Гиперссылка, установленная на цифру, отправляет на соответствующий слайд, который содержит только определение термина, а по щелчку мыши появляется термин.
Без использования мультимедиа
Работу с индивидуальными матрицами можно организовать, используя следующие методические приемы:
1. Вспомнить все – воспроизвести все
термины урока. Один человек называет слово,
второй это же слово и свое и т.д. по цепочке.
2. Вышагивать к доске по терминам темы,
остальные учащиеся могут на местах в
терминологической карте закрывать эти термины
цветными квадратиками, если ученик забыл, то
ребята с мест говорят определение, а он термин и
продолжает идти на свое место.
3. Устами младенца – к доске выходят
несколько человек и перед ними термины, они
должны рассказать об этом слове, не упоминая его.
На местах отгадывают.
4. Брифинг – учащиеся располагаются друг
против друга и бросают мячик тому, кому задают
вопрос, работа организуется по цепочке
5. Термин – предложение – вопрос – ответ.
6. Термин – определение
7. Термин – значение – предложение – вопрос –
ответ.
8. Термин – вопрос (толстый или тонкий) – ответ
9. Тройка – к доске вызываются 3 ученика. На
вопрос отвечает первый, второй добавляет или
исправляет ответ, третий комментирует ответ.
ТОЛСТЫЕ вопросы В чем различие…
Что будет если…
Объясните почему…ТОНКИЕ вопросы Что называется…
Верно ли, что…
Когда…
10. Белый стих.
11. Составить неправильный текст с терминами,
найти правильное использование слов (кто лучше
спрячет и кто больше найдет).
12. Жокеи и лошади – у одних определения, у
других термины – найти друг друга.
13. Собрать термины и определения
разрезанные на карточки и сложенные в конверт.
14. Спроситьдруг друга по определениям темы
(работа в парах или четверках сменного состава)
15. В конверт складываются карточки, на которых с
одной стороны термин, а с другой определение.
Соседу показывается термин, и он говорит
определение или наоборот.
16. Буримэ – сочинение по опорным словам.
17. Индуктор – это начало, мотивирующее
творческую деятельность каждого. Выбрать термин
и подобрать слова, схожие с ним по звучанию.
Словосочетания, фразы – смысловые ассоциации.
Сначала каждый пишет текст самостоятельно, затем
прочитывает его вслух.
18. Опрос по терминам – на листе печатаются
только определения из Матрицы 1, ребятам надо
подставить термины, можно пользоваться
«пустышкой» – Матрицей 2.
4. Домашняя работа с матрицей
Рекомендации учителя для учащихся.
Памятка «Домашняя работа с матрицей»
– После работы с текстом учебника, найди
соответствие содержания прочитанного с Матрицей
1 и общей схемой.
– Обращая внимание на информацию, выделенную в
классе цветом, расскажи определения терминов.
– Попробуй воспроизвести определения терминов
по матрице 2, в случае необходимости вернись к
матрице 1 и общей схеме.
– Составь вопросы (толстые, тонкие) по терминам.
– Выполни задание учителя, связанное с матрицей.
Библиографический список
1. В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сонина
«Общая биология. 10-11 классы», М., «Дрофа», 2001г.,
2. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология;
Справочное пособие для старшеклассников и
поступающих в вузы» 2003;
3. Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир»
1990г.
4. С.И.Колесников «Биология: Учебное пособие для
поступающих в вузы», 1003;
5.В.Н.Фросин, В. И. Сивоглазов, «Готовимся к ЕГЭ:
Общая биология 2002;
6. Биологический энциклопедический словарь. –
М., 1989.
7. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по
биологии», М. «АСТ-Пресс школа», 2003г,
8.В.Б.Захаров «Общая биология 10-11 класс».
9. С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Т.А.Козловой
«Основы биологии», М., «Просвещение», 1992г.;
10. Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С.И.Гуленков
«Дидактические материалы по биологии» М.,
«Просвещение», 1982г
11. Н.М.Киреева «задачи по биологии» Волгоград,
Перемена, 1998г.
12. ЕМ.Иванова «Я познаю мир: Детская
энциклопедия» 2000 г.
13. Г.М.Муртазин «Задачи и упражнения по общей
биологии» М., «Просвещение», 1981г.
17.05.2012