Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Класс пресмыкающиеся, особенности строения и жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных (на примере прыткой ящерицы)

Класс пресмыкающиеся, особенности строения и жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных (на примере прыткой ящерицы)

Цель: развитие познавательной активности и интереса к биологии.

Задачи:

Образовательная: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, их происхождение.

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, выявлять черты приспособленности организмов к жизни на суше. Продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой. Закрепить навыки систематизации и обобщения материала.

Воспитательная: формировать у учащихся чувство бережного отношения к животным.

Оборудование: таблицы и пиктограммы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- индивидуальная;

- фронтальная.

Тип урока: комбинированный.

Методы и методические приемы: проблемный, частично-поисковый; постановка проблемной ситуации, самостоятельная работа, индивидуальные и опережающие задания.

Основное содержание:

1. Тело ящерицы и его отделы.

2. Усложнение скелета.

3. Особенности дыхательной системы.

4. Прогрессивные изменения кровеносной системы.

5. Пищеварительная система.

6. Усложнение в строении нервной системы и органов чувств.

7. Размножение и развитие ящерицы.

Ход урока

1. Организационный момент (сообщение темы, цели и задач урока).

2. Изучение нового материала.

Учитель направляет внимание учащихся на решение проблемы.

Проблема: Какие прогрессивные черты организации характерны для пресмыкающихся как первых настоящих наземных животных?

(Путем сравнения на примере лягушки и прыткой ящерицы)

(Записано на доске)

Предлагает вопрос: определите место пресмыкающихся в системе животного мира и укажите среду обитания. (Наземно-воздушная)

Учащиеся называют царство, тип, класс

Вопрос №1 (смотреть основное содержание)

Задание: пользуясь текстом и рисунками параграфа 40, составьте схему “Отделы тела ящерицы”

Учащиеся составляют схему на доске и в тетрадях

Отделы тела ящерицы:

? ? ? ? ?
голова   шея   туловище   хвост   конечности

Беседа по схеме с обобщением.

На доске таблица с терминами и понятиями:

1. Рептилии.

2. Грудина.

3. Ящерица.

4. Роговые щитки.

5. Мелкоячеистые легкие.

6. Кора больших полушарий.

7. Шейный отдел позвоночника.

8. Биологический прогресс.

9. Пояса конечностей.

10. Крестцовый отдел позвоночника.

11. Эволюция.

12. Грудная кость.

13. Костные бляшки.

14. Зубы.

16. Слепая кишка.

Задание: из перечня терминов найдите термины к первому вопросу и объясните их (№1, 3, 4)

По второму вопросу (смотрите основное содержание)

Задания:

- на стр. 192 учебника рассмотрите рисунок и выполните зад.№3 на стр. 193;

- найдите термины к данному вопросу, объяснить их (№2, 7, 9, 10, 12, 13).

Закрепление: на доске лист бумаги.

Задание: заполните схему.

Усложнение скелета позвоночных

? ? ?
Подвижность
головы  
грудная клетка
(кроме змей)
плечевой
и тазовый пояса

Обращаю внимание на проблему (записано на доске) и предлагаю послушать сообщение ученика “Регенерация - одна из прогрессивных черт организации пресмыкающихся”.

Переходим к следующему вопросу (смотрите основное содержание).

Вопрос №3

Задания:

- прочитайте стр. 194 “Дыхательная система”;

- составьте схему дыхательной системы: ? (гортань) ? (трахея) ? (бронхи) ? (ячеистые легкие).

Задания:

- рассмотрите рис. на стр.194 и объясните механизм дыхания и запишите в тетрадь;

- найдите понятия к данному вопросу и объясните их (№5).

Вопрос №4

Продолжаем работать, посмотрите в план (смотреть основное содержание) Задание: подумайте над вопросом “С чем связаны прогрессивные изменения кровеносной системы прыткой ящерицы?”.

Ответ: с наземным образом жизни.

Учащиеся рассматривают таблицу (на доске), рассказывают с помощью учителя о строении кровеносной системы (рис.145, стр. 195). Обобщает учитель.

Внимание: обращаю учащихся к следующему вопросу плана (смотреть основное содержание).

Вопрос №5

Задача: выявить особенности строения пищеварительной системы пресмыкающихся (стр. 193-194) на основе сравнения с системой пищеварения земноводных (стр. 178).

Задание: заполните схему “Особенности строения пищеварительной системы пресмыкающихся” (в тетради).

а) отграничение б) подвижность языка в) наличие зубов,
ротовой полости от глотки приросших к челюстям

Обращаю внимание учащихся к задаче данного вопроса

Работа по таблицам у доски (сравнение), учащиеся делают вывод об уровне организации пресмыкающихся

Задание: выберите и объяснить понятия (№14,16).

Переходим к следующему вопросу (смотреть основное содержание)

Вопрос №6

Задача: выявить путем сравнения и анализа, уровень усложнения в строении нервной системы и органов чувств на примере прыткой ящерицы и лягушки

Задание: прочитайте текст на стр. 195.

Беседа по таблицам, составление схемы:

Нервная система
лягушки ящерицы

Отделы
головного мозга

передний

средний

промежуточный

мозжечок

продолговатый

большие полушария, есть кора

средний

промежуточный

более развит, сложное поведение

имеет выраженный изгиб, особенность
для высших позвоночных

Внимание, о каком органе чувств идет речь, читаю текст: у варанов хорошо развит орган Якобсона – обособленная часть (пауза)_____?___ богато снабженная нервами. Варан собирает на поверхность высунотого языка молекулы пахучих веществ, а потом засовывает его в якобсонов орган, у варана чутье не уступает собачьему. Ученики отвечают на вопрос, в случае затруднения отвечает подготовленный ученик (материал из энциклопедии)

Ответ: орган Якобсона – обособленная часть обонятельного мешка

Работа с понятиями: ребята находят их и объясняют (№6)

Переходим к последнему вопросу (смотреть основное содержание)

Вопрос №7

На доске записаны кодирующие признаки земноводных и пресмыкающихся. (Размножение ящерицы в сравнении)

А) оплодотворение в большинстве случаев наружное;

Б) оплодотворение внутреннее;

В) у большинства видов размножение и индивидуальное развитие происходит в пресной воде;

Г) размножение и индивидуальное развитие происходит на суше;

Д) яйца с большим содержанием желтка;

Е) снаружи яйца покрыты кожистой оболочкой, у некоторых видов известковой скорлупой;

Ж) запас питательных веществ в яйце небольшой.

Задание: В тетрадях, в таблицу впишите буквы кодирующие признаки земноводных и пресмыкающихся

Земноводные - а, в, д, ж.

Пресмыкающиеся – б, г, е.

Взаимопроверка (учащиеся проверяют работы друг друга), оценивание работы.

Условие: 3-4 верных ответа - спасибо, молодцы!

Обращаю внимание ребят на проблему Какие прогрессивные черты организации характерны для пресмыкающихся как первых настоящих наземных животных?” (путем сравнения на примере лягушки и прыткой ящерицы)

Задание: из понятий и терминов выберите те, которые мы еще не рассматривали на уроке

Эволюция и биологический прогресс (№8, 9)

Учащиеся объясняют их, выделяя при этом прогрессивные черты пресмыкающихся:

- появление коры головного мозга;

- удлинение конечностей;

- совершенство газообмена за счет ячеистых легких;

- появление почки;

- размножение и развитие не связано с водой.

Задание: сформулируйте вывод.

Вывод: изучая тему, мы сравнили земноводных и пресмыкающихся, их строение, функции, уровни организации; анализировали и подошли к выводу, что уровень организации пресмыкающихся значительно выше, чем у земноводных - это связано с наземным образом жизни

Вопрос: какие особенности пресмыкающихся позволили им вести наземный образ жизни?

Учащиеся работают по таблице, отмечая особенности:

- сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками, защищающая организм от высыхания;

- периодическая смена покровов или линька;

- есть шея;

- глаза защищены веками;

- на каждой ноге по 5 пальцев, которые оканчиваются коготками.

3. Домашнее задание: приготовить презентации о змеях и крокодилах (по желанию).

4. Контроль знаний и умений (на листочках).

Тест (два варианта)

1 вариант

1. В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:

А) тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками;

Б) появилось кожное дыхание;

В) внутреннее оплодотворение;

Г) имеется третье веко.

2. Почему пресмыкающиеся ведут более активный образ жизни, чем земноводные?

А) за счет продолговатого мозга;

Б) развитие мозжечка;

В) более развиты большие полушария головного мозга;

Г) средний мозг более развит;

3. Строение сердца ящерицы:

А) трехкамерное с перегородкой;

Б) четырехкамерное;

В) трехкамерное;

Г) двухкамерное.

4. Как расположены конечности у ящерицы?

А) под туловищем;

Б) не прекреплены к ключице;

В) по бокам туловища;

Г) в зависимости от вида.

Ответ: 1авг; 2бв; 3а; 4в

2 вариант

1. Пресмыкающиеся – наземные хордовые, которые дышат при помощи:

А) кожи;

Б) легких и кожи;

В) жабр;

Г) легких.

2. К каким позвоночным относят пресмыкающихся?

А) теплокровным;

Б) холоднокровным;

В) черепным;

Г) оболочникам.

3. Где начинается малый круг кровообращения?

А) в левом предсердии;

Б) в правом предсердии;

В) в левой части желудочка;

Г) в правой части желудочка.

4. Чем покрыто тело пресмыкающихся?

А) хитином;

Б) эпителием;

В) содержит железы;

Г) роговой чешуей.

Ответы: 1г 2бв 3в 4г

Взаимопроверка: учащиеся проверяют работы друг друга, оценивают.

Условие: 7 верных ответов - “5”; 5-6 – “4”; 4 – “3”.

Учитель читает ответы.

5. Оценка деятельности учащихся на уроке

Выставление оценок в журнал: поднимите руку, кто заработал за урок оценку: “5”, “4”, “3”.

9.02.2015