Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Авторская программа курса "Древние ремесла удмуртов"

Пояснительная записка.

Вместе с появлением человека на земле появляется и его потребность к творчеству. Глядя на работы народных умельцев, не перестаешь восхищаться: яркими пятнами горят самотканые ковры и салфетки, традиционные женские наряды и украшения, туески, шкатулки, обереги, игрушки. Удмуртские традиционные ковры вызывают восхищение у специалистов - сочетание цветов говорит об отменном вкусе мастеров, а в орнаменте зашифрованы древними знаками, образами, символами традиционные представления удмуртского народа о мироздании. Каждый человек стремится выразить себя, через изготовление необходимых ему в жизни предметов. Стремится их украсить. Одним из способов украшения одежды является ее окраска различными доступными способами. Например, при помощи растений. Но для того чтобы окрасить ткани при помощи растительного сырья, нужно много знать и уметь. В Удмуртии действует широкая программа восстановления народных промыслов. В нашей школе созданы национальные классы. Поэтому и возникла идея приобщить учащихся к традиционным народным ремеслам.

Цель курса –

  • Развивать интерес к родному краю, его истории и ремеслам.
  • Привлечь внимание учащихся веществам и их превращениям и при проведении опытов с веществами.
  • Формировать у них интерес к биологии, химии, способствовать приобретению экспериментальных умений и навыков.

Данный курс предназначен для учащихся 5-7 классов и предполагает знакомство с народным костюмом, методами окрашивания тканей, растениями красителями и химическими красителями.

Курс предполагает различные формы организации занятий: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Предполагаемые результаты:

  • Создание положительной мотивации к учению
  • Развитие познавательного интереса и творческих способностей
  • Развитие коммуникативных навыков.

Содержание программы.

Тема 1. Знаете ли вы, как выглядит народный костюм удмуртов?

История народного костюма удмуртов.

Первые поселения на территории Удмуртии, Находки предметов быта при раскопе поселений на территории Удмуртии. Народный костюм, его составляющие части. Что носили зимой, а что летом. Цветовая гамма.

Экскурсия в музей. (Экскурсия может быть организована в зависимости от возможностей или в город Глазов музей городища Иднакар, или в музей под открытым небом Лудорвай, или в школьный музей д. Мувыр, или в какое-то другое место)

Демонстрации. Фотографии костюмов, находок с мест раскопов.

Тема 2. Какими красителями пользовались наши предки? (Исторические сведения о природных красителях и крашении).

Исторические сведение о природных красителях и крашении. Типы природных красителей. Цветовая гамма. Технология крашения. Демонстрации. Коллекция природных красителей. Коллекция окрашенных природными красителями тканей. Рисунки природных красителей. Таблица “Технология крашения”.

Практическая работа. “Технология крашения”

Тема 3. Какие местные растения можно использовать как красители? Местные растения красители.

Знакомство с гербарными образцами. Экскурсия по изучению растений-красителей в природе.

Демонстрации. Коллекция местных растений-красителей.

Практическая работа: “Окрашивание ткани”

Тема 4. Химические красители, что это?

Химические красители. Классификация красителей. Азотокрасители, Сернистые красители. Кубовые красители.

Волокнистые вещества. Сущность и способы крашения.

Демонстрация коллекции тканей, окрашенных химическим путем. Коллекции химических красителей.

Практическая работа: “ Окрашивание ткани химическими красителями”

Тема 5. Легко ли изготовить куклу-оберег?

Народный костюм, его составляющие части. Кукла оберег в народном костюме. Демонстрации. Коллекция кукол в народных костюмах. Кукла оберег. Викторина.<приложение 3>

Творческая работа: “Изготовление куклы в народном костюме”. <приложение 1>

Тематическое планирование.

Содержание курса рассчитано на 10 часов и включает следующие темы:

1. Знаете ли вы, как выглядит народный костюм удмуртов?

2. Какими красителями пользовались наши предки? (Исторические сведения о природных красителях и крашении.)

3. Какие местные растения можно использовать как красители?

4.Химические красители, что это?

5.Легко ли изготовить куклу – оберег?

Название темы Содержание занятия Количество часов Форма контроля
Знаете ли вы, как выглядит народный костюм удмуртов? 1. История народного костюма удмуртов

2. Экскурсия в музей

 

2

Игра-конкурс: “Чей костюм лучше?”
Какими красителями пользовались наши предки? ( исторические сведения о природных   красителях и крашении.) 3. Исторические сведения о красителях и крашении

4. Практическая работа: “Технология крашения”

 

2

Практическая работа
Какие местные растения можно использовать как красители? 5. Местные растения-красители

6. Практическая работа: “Окрашивание ткани”

2 Практическая работа
Химические красители, что это? 7. Знакомство с химическими красителями.

8. Практическая работа: “Окрашивание ткани химическими красителями

 

2

Практическая работа
Легко ли изготовить куклу-оберег? 9-10 Изготовление куклы-оберега. Викторина 2 Творческие работы учащихся

Особенностью занятий является тесная связь теории с практикой, что стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию практических навыков и умений.

Отбор и структурирование содержания курса осуществлялись исходя из главной задачи: показать связь биологии и химии с творчеством народа, способствовать развитию интереса учащихся к изучению народных ремесел, к использованию в качестве красителей различных растений, умению применять полученные знания в своей жизни, заложить основы простых операций с веществами.

Знания учащихся должны иметь мировоззренческий, политехнический и экологический характер. Содержание курса включает ряд сведений, обеспечивающих элементы занимательности, что содействует положительной мотивации изучения химии и биологии. Методологический аспект включает использование объяснительно-иллюстративных и личностно ориентированных технологий, способствующих процессу самоопределения учащихся.

Методические рекомендации.

Уважаемые коллеги!

При обсуждении практических работ особое внимание обратите на правила безопасности при манипуляциях с реактивами и химической посудой. Желательно на всех занятиях держать под рукой аптечку для оказания медицинской помощи. Если занятия проводятся в каникулярное время, целесообразно сократить теоретическую часть занятий, а большую часть времени отвести на экскурсии, знакомство с родным краем.

Оборудование готовят, заранее и тщательно его проверяем. Руководитель дает время на ознакомление с инструкцией. В случае необходимости ребята получают дополнительные разъяснения разрешение на выполнение работы.

Занятие следует заканчивать обсуждением результатов и выводов, полученных в каждой группе. Анализировать удачи и неудачи в каждой группе. Что понравилось, что не понравилось, что мешало работе, как можно было бы эти трудности устранить. А самое важное, чтобы дети осознанно могли ответить, что нового они узнали и что еще хотят знать.

Удачи в вашей работе. С уважение автор.

Занятие 1. Знаете ли вы, как выглядит народный костюм удмуртов?

Лучше всего это занятие провести, посетив экспозицию одного из предложенных музеев (Экскурсия может быть организована в зависимости от возможностей или в г.Глазов музей городища Иднакар, или в музей под открытым небом Лудорвай, или в школьный музей д. Мувыр, или в какое-то другое место). Побывав в музее, ребята увидят подлинные костюмы, узнают их историю. Познакомятся с историей народного костюма удмуртов. Узнают о первых поселения на территории Удмуртии. Рассмотрят находки археологов.

Узнают, что носили зимой, а что летом. Обратят внимание на цветовую гамму народного костюма удмуртов.

Перед посещением музея необходимо задать детям вопросы, ответы на которые они получат, выслушав экскурсовода. Это необходимо для того, чтобы учащиеся из потока информации выделили необходимую по теме.

Примерные вопросы:

  1. Из чего изготовлена одежда?
  2. Что носили летом, а что зимой?
  3. Чем отличается женский костюм от мужского?
  4. Какие цвета преобладают в одежде?
  5. Как изготавливали одежду?

Демонстрации. Фотографии костюмов, находок с мест раскопов.

Занятие 2. Игра конкурс “Чей костюм лучше?”

Учащиеся делятся на группы по 4-6 человек. Каждая группа получает задание придумать свой костюм, опираясь на рисунки народных костюмов. На это отводится 15-20 минут. Ребята рисуют эскизы костюма. Остальное время занятия отводится на творческую защиту костюма.

Занятие 3. Исторические сведения о природных красителях и крашении.

Это занятие можно начать с вопроса: “Как ткани, из которых изготовлена одежда приобретают окраску?”

Ребята обычно отвечают “Их покрасили”, так как это не представляет для них труда. Но следующий вопрос обычно вызывает затруднения: “А чем их покрасили?” Тут начинаются самые различные предположения, обычно связанные с их жизненным опытом. Роль учителя сводится к тому, чтобы направить беседу в нужное русло необходимыми вопросами.

Учитель сообщает исторические сведения о природных красителях и крашении, о типах природных красителей, о цветовой гамме.

Демонстрации. Коллекция природных красителей. Коллекция окрашенных природными красителями тканей. Рисунки природных красителей

Занятие 4. Практическая работа. “Технология крашения”

Вначале занятия необходимо провести инструктаж по правилам безопасности при работе. <приложение 2>

Инструкция по крашению ткани.

Объемы ткани и растительной вытяжки должны соотноситься как 1 : 20. Поместите в кастрюлю ткань и налейте в нее красильный раствор так, чтобы он с запасом покрывал окрашиваемую ткань. Поставьте кастрюлю на электрическую плитку. Красильный раствор должен слабо кипеть в течение 45 мин, а ткань необходимо непрерывно переворачивать. После крашения ткань выньте пинцетом или двумя прутиками из кастрюли, тщательно промойте водой и высушите в тени. Цвета, в которые можно окрашивать ткань, приведены в таблице. <рисунок 1>

Реактивы и оборудование: вытяжка растительного материала-3л, кастрюли (можно использовать большие консервные банки) — 3, белая хлопчатобумажная ткань — З куска (20—30 см2), веселка (прутик), электрическая плитка — 1, спички, пинцет — 3.

До занятия руководитель готовит вытяжку растительного материала. Для этого в кастрюлю или банку помещают 1 часть сухого измельченного растительного материала и 10 частей воды, полученную смесь нагревают 3—4 ч примерно при 80°С, периодически перемешивая суспензию. Через 3—4 ч вытяжку процеживают. [4]

Демонстрации. Таблица технология крашения.

Занятие 5. Красители из растений.

Сообщите исторические сведения о природных красителях и крашении. Ознакомьте ребят с местными растениями-красителями сначала по фотографиям, гербарным образцам, затем в природе. Лучше это занятие проводить на поляне или лугу среди растений.

Демонстрации. Коллекция местных растений-красителей

Занятие 6. Окрашивание ткани.

Вначале занятия необходимо провести инструктаж по правилам безопасности при работе.

Практическая работа “Окрашивание ткани” проводится с заранее подготовленным растительным материалом (собран и высушен). Ткань, которую предстоит окрасить, стирают и выдерживают в течение часа в растворе квасцов для протравы. Готовят раствор так: на литр воды берут столовую ложку квасцов, не содержащих хром.

До занятия руководитель готовит вытяжку растительного материала. Для этого в кастрюлю или банку помещают 1 часть сухого измельченного растительного материала и 10 частей воды, полученную смесь нагревают 3—4 ч примерно при 80°С, периодически перемешивая суспензию. Через 3—4 ч вытяжку процеживают. Ребята знакомы с технологией окраски ткани по предыдущему практическому занятию. Они получают инструкцию и задание по окраске белой ткани в различные цвета (каждая группа окрашивает ткань в свой цвет).

Реактивы и оборудование: раствор квасцов — З л, кастрюли (можно использовать большие консервные банки) — 3, белая хлопчатобумажная ткань — З куска (20—30 см2), веселка (прутик), электрическая плитка — 1, спички, пинцет — 3. [4]

Занятие 7. Химические красители, что это?

Сообщите учащимся о современных способах окраски тканей их преимуществах и недостатках. Познакомьте с различными химическими красителями. Если есть возможность, можно организовать экскурсию на производства, связанные с химическими красителями.

Демонстрация коллекции тканей окрашенных химическим путем. Коллекции химических красителей.

Занятие 8. Практическая работа: “ Окрашивание ткани химическими красителями”

До занятия руководитель готовит химические красители и, если необходимо, их растворы.

Вначале занятия необходимо провести инструктаж по правилам безопасности при работе.<приложение 2> Окрашивание ткани проводится согласно инструкции по использованию химического красителя

 Занятие 9-10. Легко ли изготовить куклу-оберег?

До занятия руководитель готовит весь необходимый материал для изготовления куклы (лоскутки из разных тканей, можно использовать те которые окрасили на предыдущих занятиях, нитки, ножницы). Ребята с увлечением делают кукол, иногда еще и не одну, поэтому запаситесь большим числом необходимого материала.

Творческая работа: “ Изготовление куклы в народном костюме”. <приложение 1>

Для изготовления куклы-завертки необходимо:

  • лоскуток плотной ткани (драп) размером 7 - 15см (из него изготовим основу куклы)
  • лоскут белого ситца размером 10-10 см (из него изготовим лицо)
  • лоскут любого цвета размером 4 -6 см ( из него сделаем платье)
  • лоскут любого цвета размером 2 – 4 см (из него сделаем фартук)
  • лоскут любого цвета размером 8-15 см (из него сделаем платок)

Приложение 4. 

Литература.

1. Касимова С.В., Корепанова А.А., Романова Т.В. Охрана труда на уроках химии. Педагогический родник №9 (22) 2008

2. Каталог “Удмуртия”, 1994

3. По родному краю: Исторические и культурные достопримечательности Удмуртии. – Устинов: Удмуртия, 1987

4. Созонтова О.С. Шабаршин В.М. Биолого – химический кружок в летнем лагере, - Химия в школе, 1998, №4, с74-75

5. Съедобные целебные растения: Справочник. Ростов н Д: Издательство Ростовского университета, 1994

6. Г.Н.Чагин. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург, 2002

7. Шмуклер Е.Г. Идеи “Химия – с седьмого класса”. Химия (ИД “Первое сентября”), 2007, №3, с13-15

8. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00038/43300.htm

9. http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/udmurt.htm

10. http://www.oberejie.ru/zakrutka.htm#

11. http://mamubi.livejournal.com/14380.html

12. http://fio.novgorod.ru/projects/Project2031/index.htm

13. http://folkartsudm.narod.ru/foto.htm

26.03.2010