Урок биологии по теме "По следам Х.Колумба". Обобщающий урок с элементами интеграции по теме "Классификация покрытосеменных растений"
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии и значении покрытосеменных растений;
- развивать творческую активность учащихся;
- воспитание уважения к труду ученых - селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова.
Оборудование: Таблицы, гербарии, рисунки, карта полушарий, атласы географические, портреты Х. Колумба, Н.И. Вавилова, видеофильм.
Ход урока
Учитель: Каждый из вас любит путешествовать. Вы не раз отправлялись в походы по родному краю, многие побывали в других странах. Сегодня мы совершим не совсем обычное путешествие, оно будет заочным - прямо на уроке, из классного кабинета. Мы закончили изучение темы «Классификация покрытосеменных растений» и на уроке должны систематизировать и обобщить наши знания. Прежде чем отправиться в путешествие, проверим вашу готовность, а заодно и приобретем билеты на корабль. Куда же мы отправляемся? Путь предстоит долгим, ведь мы плывем вслед за Х. Колумбом. Вместе с нами плывут историки и географы. Предоставим им слово.
Историк: Это было почти 500 лет назад. В то время европейцы вели большую торговлю с Индией. Там они покупали пряности (перец, корицу, гвоздику), которые высоко ценились в Европе. Путь проходил по суше через Малую Азию. Турки перестали пропускать европейских купцов через свои земли и нужно было искать морской путь в Индию. На поиски новых путей отправился смелый и отважный мореплаватель - Христофор Колумб.
Учитель: Кто такой Х. Колумб?
Историк: Х. Колумб родился в Генуе в 1446 году в семье ткача-суконщика, молодость провел в плавании по Средиземному морю и Атлантическому океану у берегов Европы. Его интересовали дальние страны, он мечтал о путешествиях и был уверен, что Земля шарообразная. А коль это так, то путь в Индию может лежать не только на восток, но и на запад через Атлантический океан. Получив корабли от испанского короля, Х. Колумб с трудом набрал команду и отправился в путешествие.
Учитель: (фронтальная работа с классом) Откройте атласы и ответьте на вопросы:
а) в какие годы совершал путешествие Х.Колумб;
б) стрелками какого цвета отмечен на карте его маршрут;
в) где началось и закончилось плавание.
«3 августа 1492 года корабли вышли из бухты. Море было спокойно и пустынно, дул попутный ветер. Так шли больше месяца. 15 сентября 1492 года Колумб и его спутники увидели зеленую полоску…»
Итак, мы приобретаем посадочные билеты (жетоны).
Вопросы:
- Что такое ботаника?
- Кто является основоположником систематики?
- Что изучает систематика?
- Что такое вид?
- Какие систематические группы вы знаете?
- Какие растения называются культурными?
- Что такое сорт?
- Какие классы выделяют в отделе покрытосеменные?
- Назовите признаки двудольных растений.
- Какие семейства относятся к классу двудольных? (ответы учеников)
Молодцы! Билеты приобретены, отправляемся в плавание. Та зеленая полоска Земли, которую увидели мореплаватели, не была долгожданной сушей. Это было Саргассово море.
Географ: Саргассово море занимает пространство 100000 кв. км, имеет глубину от 2 до 7 км. Это море не имеет берегов. Границами его географы считают морские течения, охватывающие овальным кольцом огромное пространство воды, лишенное сколько-нибудь заметных течений. На старинном глобусе 400-летней давности Саргассово море названо по латыни «Травянистым морем». Слово «трава» применил Колумб, который открыл это море. Поверхность моря покрыта плавающими водорослями, поэтому оно выглядит зеленым. В большинстве это водоросли из рода саргассум. Эти водоросли увешены воздушными вздутиями, выполняющими роль поплавков.
Учитель: Достичь берегов Нового Света удалось лишь 12 октября 1492 года. Это был остров Уотлинг из группы Богамских островов. Так была открыта Америка, вместе с ней в Европе стали известны многие новые растения (фрагмент видеофильма о видовом многообразии Америки). Обратите внимание на карты, лежащие у вас на столах (карта центров происхождения культурных растений). Учение о центрах происхождения культурных растений создано русским ученым Н.И.Вавиловым.
Историк: Н.И. Вавилов родился в 1887 году в Москве. С одинаковым основанием его можно считать и генетиком, и растениеводом, и селекционером, и географом. С 1924 года он руководил Всесоюзным институтом растениеводства. Под его руководством изучались растительные богатства мира. На основании этих исследований было создано учение о центрах происхождения культурных растений. Им пользуются ученые всего мира, так как эти центры являются источниками разнообразного исходного материала для селекции. Н.И.Вавилов посетил с экспедициями более 50 стран мира и рассказал об этом в увлекательной книге «Пять континентов».
Учитель: Какие центры расположены в Америке? Какие растения мы узнали благодаря Х. Колумбу? По рассказам моряков местное население радушно встретило путешественников, обменивалось с ними товаром. На этом подносе вы видите растения, которые впервые увидели европейцы в Америке. К какому семейству они относятся? Назовите признаки семейства пасленовых (ответы учащихся).
Учащиеся одевают на голову элементы костюмов и представляют растения.
Картофель. Представьте свою жизнь без меня: Чем заправить суп? Что подать на гарнир к рыбе? А чипсы? Накрахмаленное белье? Моя родина - плоскогорья Перу и Боливии. В Европу я попал благодаря испанцам в 16 веке. Французская королева благосклонно отнеслась ко мне и включила мой цветок в свой туалет. Вслед за ней, ни одна придворная дама не одевала шляпку без моего цветка. В пищу употребляли тоже только в богатых домах. В Россию я попал благодаря Петру I, хотя первоначально называли «чертово яблоко» и возникали картофельные бунты. Но, в конце концов, я стал вторым хлебом. Предлагаю всем составить картофельный ряд, ведь все должны знать, как меня вырастить.
Ученики выполняют работу на листочках, сдают «картофелю», который проверяет ее по трафарету и выставляет оценки.
Картофельный ряд. Выбрать и расположить агротехнические приемы выращивания картофеля в правильной последовательности.
- Рыхление.
- Полив.
- Окучивание.
- Пасынкование.
- Подкормка.
- Прищипка.
- Опрыскивание ядохимикатами.
- Глубина посадки 5-10 см.
- Глубина посадки 15-20 см.
- Посадка в открытый грунт.
- Посадка в парник.
- Расстояние между рядами 60-70-см.
- Расстояние между рядами 20-25 см.
- Внесение удобрений перед посадкой.
- Расстояние между клубнями 30-40-см.
(ответы: 14,10, 8,15,12,1, 3,7)
Сценка (беседа англичанина, русского и француза).
Англичанин: Джентльмены, а знаете ли вы, что мнения о табаке противоречивы? У нас в Англии был издан указ, по которому уличенных в курении водили с петлей на шее, а злостным курильщикам отрубали головы.
Француз: Ужас! Казнить! Из-за табака! Мой швейцарский друг прислал мне великолепный табак и рецепт- это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость.
Русский: У нас в России считали, что зелье сие губительно для здоровья. Известный пожар в Москве в 1634 году произошел по вине курильщиков. Царь учинил запрет на табак. Однако Петр I пристрастился в Европе к табаку и отменил этот указ.
Табак: родом я из тропической Америки, где и прошло мое детство. Х. Колумб привез меня в Испанию в 1496 году. Декоративное растение - вот кем я был вначале. Юность прошла в скитаниях по Европе, меня, то принимали, то гнали прочь. Да есть во мне много яда, но дружбу свою я никому не навязываю. А вот бороться с сельскохозяйственными вредителями и возбудителями чесотки помогу с удовольствием.
Учитель: Курение табака действительно опасно для здоровья, но, к сожалению многие об этом задумываются очень поздно. Особенно опасно курение в детском возрасте, когда человек растет. Подумайте об этом ребята.
Историк. Это было в далеком 1532 году, у реки Ориноко собралось войско испанцев – завоевателей Нового Света. Индейские воины со стрелами и копьями стояли невдалеке. Но вдруг бронзовые воины с перьями на голове построились и молча, двинулись на испанские полки. Впереди шли два индейца с большими сковородами в руках, на которых горели раскаленные угли. Время от времени они сыпали на горячие угли пригоршни порошка из мешков, что висели у них по бокам, кверху взвивался густой дым. Испанцы бросились навстречу индейцам, но ветер донес до них дым и они стали чихать, кашлять, слезы застилали им глаза. Сражение было проиграно.
Перец: А все благодаря мне - красному перцу. Мои плоды содержат едкое острое вещество, которое раздражает слизистые оболочки рта, носа, гортани. Не путайте меня с перцем черным и сладким. Черный вообще из другого семейства, а сладкий вывели селекционеры и он гордиться, что на него спрос больше, чем на меня. Но порошок красного перца хорошо известен поварам, как чудесная приправа.
Учитель: сейчас мы попробуем угадать, что еще было на том загадочном подносе.
Висит дом кверху дном,
Семьсот коморок и все без запорок
В каждой жилец – черный жилет.(подсолнечник)
Подсолнечник: конечно, это я – «цветок Солнца», так меня называли в Европе. Я был декоративным растением, как многие мои родственники из семейства сложноцветных. В Россию я попал в XVIII веке и лишь через много лет люди обнаружили во мне масло. С тех пор я важнейшая масличная культура, а Россия стала моей второй родиной, именно здесь началась селекция масличных сортов подсолнечника.
Учитель: Назовите признаки семейства сложноцветных. Какие еще растения из этого семейства вы знаете? (ученики отвечают и находят растения на таблицах, рисунках, гербариях).
Подсолнечник: Позвольте представить свою подружку.
Хоть чином и не хан-
На голове – султан,
А с золотом кубышки
Запрятаны под мышки.(кукуруза)
Кукуруза: В Америке, до открытия ее европейцами, я была главной зерновой культурой, единственным хлебом. В 1493 году Х. Колумб привез меня в Испанию, называли меня маисом, как на Гаити. Сегодня, как только не используют меня люди, получая зерно, муку, крупу, масло, крахмал, сахар, сироп, хлопья, спирт. Из зеленых стеблей и листьев делают бумагу, медицинские препараты, изоляцию.
Учитель: А кто еще был рядом с вами на то чудесном подносе?
Кукуруза: Попробуйте отгадать.
Ласково матушкой все величают, и все семейство ее почитают (тыква).
Тыква: О, это обо мне! Я редкий овощ для столь северного края, но любители хорошо знают меня и даже выращивают на своих дачных участках. Первую тыквенную кашу сварили индейцы в Америке задолго до Колумба. Больше всего ценили тыкву мускатную за ее сладкий вкус. Из тыквы получают витамин А, так как я крупнее всех овощей, которые содержат каротин. Столовая тыква может весить до 60 кг. Тыква - горлянка идет на изготовление посуды: мисок, ведер, бутылей и даже бочек. Знаменитый африканский барабан – тамтам и тот сделан из тыквы. Кулинары умеют приготовить из тыквы более 30 блюд: суп, котлеты, запеканку, пудинг, торт, варенье. Да и мои ближайшие родственники вам хорошо знакомы: арбуз, огурец, кабачок (показывает рисунки).
Учитель: Ребята, переходим к защите кулинарных рецептов (каждая группа, обычно их 4 или 5, представляет один рецепт). Благодарим всех за работу. Итак, оказывается, что с открытием Америки мы получили большое количество культурных растений, без которых не можем представить сегодня свою жизнь. Заканчивая сегодняшний урок, я хочу, чтобы дома вы написали небольшие рассказы или сделали презентации еще двум «американцам»: какао и ананас. Постарайтесь, чтобы ваши работы были творческими. Объявляются оценки за урок (ответы на вопросы оцениваются по количеству полученных жетонов).
Список литературы:
- Большая советская энциклопедия том 12. – М.: Советская энциклопедия, 1973.
- Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. – М.: Колос, 1992.
- Детская энциклопедия том 6. – М.: Педагогика, 1974.
- Зигуленко С.Н., Малов В.И.. Вавилов Н.И. – М.: Просвещение, 1987.
- Панина Г.Н. Задачи и задания по биологии 6 - 9 класс. – СПб.: СПГУПМ, 1997.
- Парфилова Л.Д. Тематические игры по биологии. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Тетюрев В. Спроси мнение самого растения. – М.: Детская литература, 1984.
- Трайтак Д.И.Книга для чтения по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1996.
- Энциклопедия для детей том 2 биология, 3 география. – М.: Аванта +, 1997.
- Энциклопедический словарь юного биолога. – М.: Педагогика, 1986.
4.03.2008