Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Тесты и задания для учащихся по разделу "Общая биология" для классов с углубленным изучением биологии. Тема: "Основные закономерности наследственности и изменчивости"

Тесты и задания для учащихся по разделу "Общая биология" для классов с углубленным изучением биологии. Тема: "Основные закономерности наследственности и изменчивости"

Основные закономерности явлений наследственности

I. Тестовые задания

1) Бактериальная хромосома у кишечной палочки состоит из … нуклеотидных пар

а) 4,2 х 106

б) 4

в) 10

г) 2

2) Какая длина последовательностей ДНК у промотора?

а) 800 – 100

б) 10 – 20

в) 80 – 100

г) 1 – 5

3) Единообразие первого поколения по генотипу и доминирование одного признака над другим – это закономерность получила название:

а) первый закон Г.Менделя

б) второй закон Г.Менделя

в) третий закон Г.Менделя

г) закон Харди-Вайнберга

4) При скрещивании двух гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга одной парой альтернативных признаков, в потомстве происходит расщепление в отношении 3 : 1 по фенотипу и 1 : 2 : 1 по генотипу:

а) первый закон Г.Менделя

б) второй закон Г.Менделя

в) третий закон Г.Менделя

г) закон Харди-Вайнберга

5) Гены различных аллельных пар и соответствующие признаки передаются потомству независимо друг от друга, комбинируясь во всех возможных сочетаниях – эта закономерность получила название:

а) первый закон Г.Менделя

б) второй закон Г.Менделя

в) третий закон Г.Менделя

г) закон Харди-Вайнберга

6) Выдающаяся заслуга в создании хромосомной теории наследственности принадлежит:

а) Т.Моргану

б) К.Бриджесу

в) А.Стертеванту

г) Г.Меллеру

д) все варианты верны

7) Чешский учёный на основании обширных опытов по гибридизации различных сортов гороха впервые открыл, обосновал и сформулировал основные закономерности наследственности расщепления и комбинирования наследственных признаков:

а) Грегор Иоганн Мендель (1822-1884)

б) Август Вейсман (1834-1914)

в) Вильгельм Людвиг Иоганнес (1857-1927)

II. Вместо многоточия допишите необходимое по смыслу слово

  1. … гены, т.е. гены, кодирующие структуру определённых белков, занимают более половины бактериальной хромосомы.
  2. … – последовательность ДНК длинной до 80-100 пар нуклеотидов, ответственная за связывания РНК полимеразы.
  3. … это участки ДНК, которые несут информацию о строении белка, способные транскрибироваться.
  4. … – некодирующие участки гена в состав зрелой молекулы ДНК не входят, хотя и транскрибируются.
  5. …гены – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, контролирующие развитие альтернативных признаков.
  6. …– зигота, имеющая два разных аллеля по данному гену.
  7. …– зигота, имеющая одинаковые аллеля данного гена.
  8. доминантный признак – … признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.
  9. Рецессивный признак – признак, который передаётся по …, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков, полученных при скрещивании.

III. Ответьте на вопросы

  1. Какие особенности в строении и регуляции генов существуют в прокариотической и эукариотической клетках?
  2. Какие признаки можно отнести к “менделирующим”, т.е. подчиняющимся законам Менделя?
  3. В каких областях человеческой деятельности анализирующее скрещивание эффективно применяется?
  4. Какую перспективу в медицине и биотехнологии может открыть поиск и изучение генов-супрессоров?
  5. Если допустить, что гены А и В сцеплены и перекрест между ними составляет 20%, то какие гаметы и в каком количественном соотношении будет образовывать гетерозигота?
  6. Что дают для практической деятельности человека изучение и составление генетических и цитологических карт?
  7. Объясните с позиции генетики, почему облысевших мужчин намного больше, чем женщин?

IV. Назовите неподписанные части строения гена эукариот

id19493

Рисунок 1

V. Выбери правильное суждение:

  1. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается явление расщепления: четверть особей из гибридов второго поколения имеет доминантный признак, три четвери – рецессивный.
  2. Процесс образования гаплоидных гамет и восстановление диплоидности при оплодотворении обязательно происходят в каждом поколении диплоидных организмов, размножающихся половым способом.
  3. Случайное сочетание гамет при их объединении в зиготу является общей биологической закономерностью.
  4. Соотношение фенотипов потомков, ожидаемых в любом скрещивании, будет выполняться, тем точнее, чем меньше особей.
  5. Каждый ген имеет определённое место в хромосоме.
  6. Гены расположены в хромосоме в неопределённой линейной последовательности.
  7. Частота кроссинговера между генами не пропорциональна расстоянию между ними.

“Основные закономерности явлений изменчивости”

I. Тестовые задания

1) При дупликации происходит:

а) удвоение участка хромосомы

б) выпадение участка хромосомы

г) поворот участка хромосомы на 180o

2) При транслокации происходит:

а) слияние не гомологичных хромосом

б) перемещение участка на негомологичную хромосому

в) поворот на 180o

3) Голландский ботаник и генетик изучал роль осмотического давления в жизни растительной клетки, повторно открыл закон Менделя; создал мутационную теорию; первым осуществил экспериментальное изучение эволюционного процесса:

а) К.Корренс

б) Гуго Мари де Фриз

в) Э.Чермак

г) Н.И.Вавилов

4) Крупный вклад в изучение химических мутагенов внесли отечественные исследователи:

а) И.А.Раппопорт и Г.С.Филиппов

б) В.В.Сахаров и Г..Мёллер

в) И.А.Рапопорт и В.В.Сахаров

г) В.В.Сахаров и Г.С.Филлипов

5) Исследовал действие повреждающих факторов на микроорганизмы. Впервые вместе с Г.С.Филлиповым и Г.Мёллером получили стойкие мутационные наследственные изменения у дрожжевых и плесневых грибов под действием ионизирующей радиации:

а) И.А.Рапопорт

б) Г.А.Надсон

в) В.В.Сахаров

II. Вместо многоточия допишите необходимое по смыслу слово

  1. … – свойство живых организмов существовать в различных формах (вариантах).
  2. … изменчивость – важнейший источник бесконечного разнообразия, которые наблюдаются у живых организмов. В основе лежит половое размножение живых организмов, вследствие которого возникает огромное разнообразие генотипов.
  3. … мутации – это мутации, приводящие к изменению числа хромосом.
  4. … – кратное изменение гаплоидного числа хромосом.
  5. … (точечные) мутации – наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений.
  6. … признак – это признак, устанавливаемый описательным путём.
  7. … признак – это признак, определяемый путём измерения.
  8. … – это пределы, в которых возможно изменение признака.

III. Ответьте на вопросы

  1. Почему особенно четко проявляется комбинативная изменчивость у организмов с половым процессом, и может ли такой тип изменчивости проявляться в отсутствии полового процесса?
  2. Почему закон гомологических рядов в наследственной изменчивости часто называют периодическим законом Менделеева в биологии? Почему закон гомологических рядов имеет большое практическое значение? Ответ аргументируйте.
  3. Чем отличается наследование соматических мутаций от генеративных и какова их значимость для организма, вида?
  4. В чем вы видите основные отличия цитоплазматической наследственности от менделеевской?
  5. Почему деятельность человека увеличивает мутагенное действие среды?
  6. Как отражается на проявлении качественных и количественных признаков влияние факторов окружающей среды?

IV.1) Назовите механизмы хромосомных перестроек:

< Рисунок №2>

2) Назовите части мобильных генетических элементов:

  1. < Рисунок №3>

V. Выбери правильное суждение:

  1. Мутации – это дискретные изменения наследственного материала.
  2. Мутации – нередкие события.
  3. Мутации не могут передаваться из поколения в поколение.
  4. Мутации могут быть полезными, вредными и нейтральными.
  5. Мутации возникают направленно и в отличие от модификаций не образуют непрерывных рядов изменчивости.
  6. Свойство мутагенов – отсутствие нижнего порога мутационного действия, т.е способность вызывать мутации при действии в любых малых дозах.

III. Генетические основы индивидуального развития”.

  1. Тестовые задания:

1) Английский биолог и генетик. Основные научные работы посвящены изучению генетических основ наследования приобретённых признаков; сторонник учения о чистоте гамет:

а) М. Лайон

б) Ж-Б. Ламарк

в) А.Уоллес

г) У. Бэтсон

2) Глыбки хроматина в ядрах соматических клеток получили название:

а) гетерохроматин

б) тельце Бара

в) эухроматин

3) Животные несущие в своём геноме чужеродные гены:

а) химерные животные

б) трансгенные животные

в) мутагенные организмы.

4) Известный отечественный генетик. Основные научные работы посвящены генетике, теории эволюции, селекции животных; вскрыл генетико-селекционные механизмы одомашнивания животных. Сформулировал представление о дестабилизирующем отборе:

а) Д.К.Беляев

б) Н.В. Тимофеев-Ресовский

в) В.В.Сахаров

II. Вместо многоточия допишите необходимое по смыслу слово:

  1. …можно определить как процесс формирования специфических свойств клеток в ходе индивидуального развития.
  2. Способность гена проявляться в фенотипе – …
  3. Индивидуальное развитие организмов – результат сбалансированного проявления … под влиянием внешней среды.
  4. … мутации вызывают такие изменения в развитии, которые несовместимы с жизнедеятельностью.
  5. Химерные животные – это генетические мозаики, образующиеся в результате объединения … от эмбрионов с разными генотипами.
  6. Антитела способны связываться с … – чужеродными молекулами, в ответ на которые они возникли, нейтрализуя их вредное влияние.
  7. … называют вещества либо факторы среды, которые с определённой вероятностью приводят к возникновению рака.

III. Ответьте на вопросы:

  1. Какую связь можно проследить между этапами эмбрионального развития и изменениями функционирования генома?
  2. Как вы понимаете высказывание, что не один ген формирует признак, а весь генотип и влияние среды?
  3. Как вы думаете можно ли влиять на развитие организма, несущего летальную мутацию, фактором внешней среды?
  4. Почему коты с черепаховой окраской, в отличии от кошек, практически не встречаются?
  5. Какие перспективы открываются перед учёными, создающими трансгенных животных? Какие области человеческой деятельности это может затронуть?
  6. Как вы понимаете явление предрасположенности к возникновению злокачественных опухалей? Что лежит в основе этого явления?

IV.

  1.      Подпишите, неподписанные части в схеме “ Активность генов в ходе раннего эмбрионального развития”: <Рисунок №4>.
  2. Назовите части строения молекулы иммуноглобулина:

<Рисунок № 5>

V. Выбери правильное суждение:

Исходные моменты в процессе дифференцировки – перепрограммирование генома клеток –предшественников, т.е. их детерминация в определённом направлении развития. Все диплоидные клетки многоклеточного организма за редким исключением содержат одинаковый набор генов. Политенные хромосомы личинок некоторых насекомых состоят из множества параллельно расположенных и точно конъюгирующих хроматид, они достигают в диаметре 10 мкм и в длину 1,5 мм. Изменчивость фенотипического проявления признака может приводить к проявлению только количественных отличий. Явление иммунитета, в наибольшей степени выраженное у высших позвоночных, представляет собой исключительно сложный и многоэтапный процесс дифференцировки клеток, идущий в соответствии с генетической программой и непредвиденными изменениями внешней и внутренней среды обитания.

IV. “Генетика человека.

  1. Тестовое задание:

1) В каком году было точно определено, что диплоидное число хромосом в клетках равно 46:

а) 1910 г.

б) 1895 г.

в) 1956 г.

г) 1989 г.

2) В каком случае впервые была обнаружена связь между аномальным набором хромосом и резким отклонением от нормального развития:

а) в случае синдрома Дауна

в) в случае синдрома Клайнфельтера

г) в случае синдрома Шершевского-Тернера

3)Больные синдромом Клайнфельтера имеют хромосомную конституцию синдрома:

а) ХХ

б) ХУ

в) ХХУ

г) ХО

4) В основе болезни Дауна лежит нерасхождение:

а) по 21-й паре хромосом

б) по 13 паре хромосом

в) по 10 паре хромосом

5) Синдром Тернера встречается:

а) один на 5000 новорождённых

б) один на 5000 новорождённых девочек

в) один на 5000 новорождённых мальчиков

6) Главная причина рождения дизиготных близницов:

а) одновременная овуляция и оплодотворение у матери двух яйцеклеток

б) одновременная овуляция и оплодотворение у матери трех яйцеклеток

в) овуляция и оплодотворение одной яйцеклетки

7) Монозиготные близнецы характеризуются:

а) конкордантностью по многим признакам

б) дискордантностью по многим признакам

8) Для изучения наследственности человека применяется ряд методов:

а) генеалогический и близнецовый методы

б) цитогенетический и биохимический методы

в) генеалогический, цитогенетический, близнецовый и биохимический методы

II. Вместо многоточия допишите необходимое по смыслу слово:

Нормальный кариотип человека состоит из 22 пар … и одной пары … хромосом – ХУ у мужчин и ХХ у женщин. … хромосомы, у которых оба плеча имеют примерно одинаковую длину. … хромосомы, имеющие несколько отличающихся по размерам плечи. … близнецы всегда одного пола. … (резкое снижение свёртываемости крови) – тяжёлое заболевание, встречающее исключительно у мужского пола.

III. Ответьте на вопросы:

Чем определяются наследственные болезни человека, какие причины их могут вызвать? Применимы ли законы наследственности к человеку? Приведите примеры и обоснуйте свой ответ. Почему во всем мире ведутся наблюдения за однояйцевыми близнецами и обмен этими данными между странами? Возможно ли лечение наследственных аномалий у человека? Возможно ли их полное изличение?

IV. Подпишите обозначения, принятые при составлении родословных человека:

<Рисунок № 6>

V. Выбери правильное суждение:

Диплоидное число хромосом в клетках человека равно 46. У больных (мальчики) Клайнфельтера в соматических клетках не обнаружены тельца Барра. Один из классических примеров аутосомно-доминантного наследования признака – короткопалость. Один из классических примеров аутосомно-рецессивного наследования признака – фенилкетонурия. Один из классических примеров наследования сцепленное с Х-хромосомой – голубоглазость. Знание генетики человека позволяет прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами.

Приложение

27.09.2005