Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Биологическая регата "Рыбы"

Цели урока:

  • Обобщить изученный материал по теме “Рыбы”;
  • Расширить кругозор учащихся по данной теме.

Оборудование: видеофильмы “Рыбы”, карточки “Внутреннее строение рыбы”, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Слово учителя: Сегодня на уроке мы завершаем изучение темы “Рыбы”. Урок мы проведем необычно.

Три корабля, три команды отправляются в плаванье по океанам, морям, рекам, озерам, где живут различные представители класса Рыбы. Цель нашего плаванья: повторить и обобщить то, что вы узнали, изучая представителей класса “Рыбы”.

На каждом корабле есть свои капитан, рулевой, боцман, связист, кок, судовой врач, матросы. И в плаванье нельзя обойтись ни без одного из них.

Итак, мы отправляемся в плаванье…

Корабль наш плывет в далекие края,
На палубе матросы – веселая семья.

Немало надо знать им, чтоб справится в пути
Со штормом, ураганом, и к берегу прийти.

До берега путь непростой, долгий. И чтобы корабль благополучно до него доплыл должен немало потрудиться капитан.

II. КОНКУРС КАПИТАНОВ:

Без капитана, каждый знает,

Корабль с курса сбиться может.
Чтоб не случилось в море бурном,
Его совет всегда поможет.

И знать начальник корабельный
Обязан все, без исключенья.
Ну что ж, друзья, держать экзамен

Придется вам в конце ученья.

Задача ваша не сложна,
Рыб океанов и морей касается она.

ЗАДАНИЕ: (блиц-турнир)

Каждому капитану предлагается пять вопросов. За каждый удачный ответ он получает 1 балл (максимальная оценка 5). Читается предложение, вы одним или несколькими словами должны его завершить. Если капитан не отвечает на какой-либо вопрос, то команда соперница может получить дополнительный балл, ответив на вопрос.

1 капитан:

  • Сосуд, несущий кровь к сердцу? (Вена).
  • Ответная реакция организма на раздражение? (Рефлекс).
  • Почему рыба скользкая? (В коже имеются железы, которые выделяют слизь, уменьшающую трение при движении)
  • Орган чувств рыб, который не встречается у других животных? (Боковая линия)
  • Какое приспособление облегчает движение рыбы в воде? (Обтекаемая форма тела, вырабатываемая слизь, глаза без век и т.д.)

2 капитан:

  • Где накапливается желчь у рыб? (В желчном пузыре)
  • Как называется кровь, насыщенная кислородом? (Артериальная)
  • Как называется период размножения рыб? (Нерест)
  • Из каких отделов состоит сердце рыб? (Предсердия и желудочка)
  • Чем прикрыты жабры рыб снаружи? (Жаберными крышками)

3 капитан:

  • Как называется кровь бедная кислородом? (Венозная)
  • Сколько кругов кровообращения у рыб? (Один)
  • Орган выделения рыб – это…(Почки)
  • Нервная система рыбы представлена…(Головным и спинным мозгом, нервами)
  • Чем дышат рыбы? (Кислородом, жабрами)

III. КОНКУРС БОЦМАНОВ.

Боцман – правая рука капитана.

Без него в плаванье никак не обойтись.

Боцманы команд! Перед вами представлены конкретные задачи. Решите их.

Команды, пока ребята обдумывают ответы на вопросы (2 минуты), смотрят на экран и называют рыб, которые изображены в видеофрагменте. Каждый правильный ответ - балл команде. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)

ЗАДАЧИ ДЛЯ БОЦМАНОВ:

ЗАДАЧА 1. Акулы все время находятся в движении, даже во время сна. Как только они перестают двигаться, то сразу же начинают “тонуть”. Как можно объяснить такое явление? (Акулы не имеют плавательного пузыря)

ЗАДАЧА 2. Во время кормления аквариумных рыбок к боковому стеклу прикладывали большой треугольник, а после кормления – маленький. Через некоторое время рыбы стали подходить только к большому треугольнику, даже если им не давали корма. Объясните результаты опыта (у рыб выработался условный рефлекс на кормление. Если в дальнейшем прикладывание треугольника к аквариуму не будет сопровождаться кормление, рефлекс исчезнет).

ЗАДАЧА 3. Всем хорошо известна большая плодовитость рыб. Так, сазан, выметывает 400-1500 тысяч икринок, кета 2-5 тысяч, судак – 300-900 тысяч, луна-рыба – до 300 млн. икринок. Чем можно объяснить столь высокую плодовитость? От чего зависит количество икры, откладываемой ими? (В процессе борьбы за существование выживают немногие, поэтому рыбы выметывают большое количество икры. Кроме того, количество икры зависит от того, как рыбы заботятся о потомстве. Если рыбы заботятся о потомстве, то икры выметывается не очень много. Если забота о потомстве не характерна для данных рыб, то, как правило, икры выметывается много).

IV. КОНКУРС СУДОВЫХ ВРАЧЕЙ.

Врач! Очень важный человек!
Судовой, еще важней.
Помогает в трудный час
От болезней лечит нас.

Медицина наша сила,

Жизнь без биологии не мила ей,
Поэтому и врач должен многое в ней знать.

Сколько рыб, лягушек, млекопитающих вскрыли ученые для того, чтобы изучить их строение. Вот и вы, судовые врачи, продемонстрируйте-ка свои знания в этой области.

Вам предложены карточки, впишите в них все названия органов рыбы. Жюри проверит и скажет нам результат.

Врач 1

id19538

Рисунок 1

id19538

Рисунок 5

Врач 2

id19538

Рисунок 3

Врач 3

id19538

Рисунок 2

id19538

Рисунок 4

Пока жюри работает, объявляется конкурс команд. Каждая команда имеет свое название, которое опять же связано с темой урока. Познакомьте соперников с рыбой, именем которой названа ваша команда.

V. КОНКУРС КОКОВ.

Кто поддержит твои силы
В трудном плаванье, дружок?
Всех накормит пищей сытной
Ну конечно – это кок.

Кок знаком с наукой нашей хорошо и это ясно.

Чем питательнее пища, настроение тем прекрасней.
Соль, глюкоза, жир и сода, витамины и белки.
Наша дружба не напрасна, знаете все это вы.

Мы знаем, что рыбные блюда не только вкусны, но и очень питательны. Огромное количество рыб являются промысловыми. Некоторые люди даже специально разводят их в прудах.

На карточках дан кроссворд. Заполните его. Данные рыбы имеют промысловое значение.

id19538

  1. Одомашненный сазан, которого разводят в прудовых хозяйствах.
  2. Промысловая рыба из Атлантического океана, иногда ее называют макрелью, второй спинной и анальный плавники разделены на несколько мелких.
  3. Мелкая промысловая рыба из сельдеобразных.
  4. Атлантический лосось.
  5. Небольшая донная морская рыбка, объект спортивного лова.
  6. Важнейшая промысловая рыба атлантического океана, отличается необычно высоким содержанием жира.
  7. Стайные морские рыбы, один из основных промысловых видов.
  8. Полупроходная каспийско-волжская рыба, подвид плотвы.
  9. Промысловая морская рыба, несколько напоминающая по форме макрель, но отличающаяся от нее строением плавников.
  10. Тихоокеанский лосось, достигает в длину 1 м. и массы 25 кг, ценнейшая промысловая проходная рыба.
  11. Одна из самых больших промысловых рыб (до 200 кг. весом при длине тела до 3 метров), вылавливают ее в Атлантическом и Средиземном море.

VI. КОНКРС команд “Загадаю – отгадай”.

Пока коки выполняют работу, ребята из команд отгадывают загадки.

Драчун и забияка,
Живет в воде,
Кости на спине –

А щука не проглотит

(Ёрш)

Не человек, не зверь,
А с усами.

(Сом)

Блинчик плавает живой –
Он с хвостом и с головой.

(Камбала)

Не летит, не поет,

А клюет.

(Рыба)

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.

(Щука)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

(Рыба)

В буйном море-океане

Рыба страшная живет.
У нее большой живот,
Пасть с ужасными зубами.

(Щука)

VII. КОНКУРС СВЯЗИСТОВ “ЭТО ИНТЕРЕСНО”.

Без связиста, всякий знает,
В море бурном трудно плыть
Связь с землей он в миг наладит,
Шторм и бурю победит.

Связисты ваших кораблей получили весьма интересную информацию, которую тут же донесли до вашего сведения. Информация естественно касается рыб.

Связист каждой команды должен был найти интересные сведения о рыбах. Та команда, связист которой сообщит больше рыбьих сенсаций, получит большее количество баллов.

VIII. КОНУРС РУЛЕВЫХ “РЫБЬИ ЗАДАЧКИ”.

В руках штурвал, вдали земля
Без рулевого в плаванье обойтись нельзя.

  1. Это морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру. (Морской конек)
  2. Эту светящуюся мелкую рыбу можно встретить в реках Амазонки, в собственном аквариуме и даже в Таблице Менделеева. (Неон)
  3. Эта крупная рыба напоминала древнеримским крестьянам мельничный жернов, а нам небесное тело. (Луна)
  4. Это рыба – самый крупный хищник в реках нашей страны. (Сом)
  5. Это морская хищница украшает герб Соломоновых островов. (Акула)
  6. Так получилось, что 1974 год стал годом акулы – не по китайскому календарю. А в умах тысяч людей, которые прочитали этот роман Питера Бенчи и посмотрели снятый по нему фильм. (Челюсти)
  7. Их битва для жителей Таиланда не менее увлекательна, чем коррида в Испании. (Сиамские петушки или бойцовые рыбки)
  8. Так называется и аквариумная рыбка, и астрономический прибор. (Телескоп)
  9. Эта аквариумная рыбка имеет высокий “сан” в католической церкви. (Кардинал)
  10. Эту рыбку успешно использовали в борьбе с малярией. (Гамбузия)
  11. Именно с помощью этой рыболовной снасти старик из пушкинской сказки выловил золотую рыбку. (Невод)

IX. Вывод: Нас окружает огромный мир живых организмов. И одним из интереснейших классов живой природы являются рыбы – особая группа водных животных. Вы узнали очень много о них. Пожалуйста, придумайте кроссворд “Рыбы” об интереснейших представителям подводного мира, мира рыб.

X. Домашнее задание: Кроссворд “Рыбы”.

Список использованной литературы и Интернет ресурсы.

  1. Рохлов В, Теремов А. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.- 528 с.ил. - (“Занимательные уроки”).
  2. http://www.youtube.com
  3. http://ru.wikipedia.org/

19.04.2012