Брюхоногие моллюски

Задачи:

  • Расширить у учащихся представление о брюхоногих моллюсках.
  • Продолжить формировать навыки проведения исследования.
  • Способствовать развитию у школьников таких качеств, как любознательность, целеустремленность, коммуникабельность.

Оборудование:

  • живые катушки,
  • предметные стекла,
  • чашки Петри,
  • ручные лупы,
  • кусочки моркови,
  • огурца,
  • хлеба,
  • рабочие листы

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель произносит для школьников детскую считалку:

(слайд)

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе хлеба,
Кусок пирога.

Ребята, в моем детстве мы использовали эту считалку в разных играх. На первый взгляд, она простая. Но если внимательно в нее вслушаться, то возникнет сразу несколько вопросов. Попробуйте сами их сформулировать.

Презентация.

(слайд)

- Есть ли у улитки рога и для чего они ей нужны?

- Откуда высовывает улитка свои рога? Чем защищено ее тело и из чего эта защита состоит?

- Какой образ жизни, прикрепленный или подвижный, ведет улитка?

- Ест ли улитка хлеб?

Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, мы проведем исследования в четырех мини-лабораториях. Но сначала необходимо познакомиться с объектом исследования.

2. Проверка знаний

На ваших столах в чашках Петри вы видите улиток.

- К какому типу относятся эти животные?

- На основании чего могут строиться утверждения?

- Представителями какого класса являются улитки?

3. Изучение нового материала

(слайд) Брюхоногие моллюски весьма разнообразны. В первую очередь они различаются своими раковинами. В пресных водоемах нам часто встречаются прудовики, а объект нашего исследования - обитатель аквариумов катушка. Ее изучением мы сейчас и займемся.

Лабораторная работа

Изучение брюхоногого моллюска

Задание группе №1

Возьмите живую катушку из чашки Петри и поместите на предметное стекло. Согрейте стекло снизу ладонью и понаблюдайте, как улитка вытягивает из раковины голову, ногу. Рассмотрите на голове две пары щупалец и глаза на вершине второй пары.

Задание группе №2

Возьмите живую катушку из чашки Петри и поместите на предметное стекло. Согрейте стекло снизу ладонью и понаблюдайте за улиткой. Обратите внимание на дыхательное отверстие справа под краем раковины. Посмотрите на катушку снизу стекла и понаблюдайте за сокращением ее мускулистой ноги.

Задание группе №3

Возьмите живую катушку из чашки Петри и поместите на предметное стекло. Согрейте стекло снизу ладонью и понаблюдайте за улиткой. Измерьте длину ее тела. Опишите раковину улитки, указав ее форму, цвет, высоту, количество витков. Капните на порошок из растертой раковины немного кислоты и понаблюдайте за происходящим.

Задание группе №4

Возьмите живую катушку из чашки Петри и поместите на предметное стекло. Согрейте стекло снизу ладонью и понаблюдайте за улиткой. Положите перед катушкой вначале кусочек хлеба, а затем кусочек моркови. Проследите, как она питается. Какой пище она отдает предпочтение?

После этого каждая группа рассказывает о результатах исследования, составляется общий "портрет" животного. Данные вносятся в рабочие листы.

Рабочий лист

Тема: Брюхоногие моллюски

Лабораторная работа

Изучение брюхоногого моллюска

id19592

Отделы тела катушки: _________________________________________________

Размеры животного: __________________________________________________

На голове располагаются органы: _______________________________________

Движение животного осуществляется с помощью __________________________

Охотнее всего животное поедает ________________________________________

(слайд)

Как яблонь лепестки, как блики зорь,
Валяются на берегу ракушки,
У каждой свой особенный узор,
По завитку у каждой на макушке.
Е. Шевелева

В 1867 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено захоронение первобытных людей. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, одежда. Среди украшений были обнаружены бусы из морских раковин. В Северной Америке в штат Миннесота (США) тоже было найдено захоронение - скелет девочки ледникового периода, на шее которой висела раковина из далеких южных морей.

Но не только в качестве украшений человек использовал и продолжает использовать раковины брюхоногих моллюсков.

(слайд) Например, в Индии считали, что в раковине Чанк живет морской демон, которого победил бог Вишну. Раковина стала символом этого бога. Считали, что она имела власть над морем, заставляла стихать морские волны и обеспечивала безопасность путешественнику.

(слайд) И среди мифов Древней Греции есть миф, связанный с раковиной. Это легенда про Пана козлоподобного, бога лесов и рощ, младшего брата Зевса. Когда Зевс стал царем богов, он наградил Пана рогом Тритона. Рог обладал чудесным свойством: он издавал настолько жуткие звуки, что все, потеряв рассудок, обращались в бегство. По имени Пана, трубившего в рог, это бегство было названо паническим, а состояние безрассудного страха - паникой. Пан восстал против богов, но воспользоваться в корыстных целях своим рогом он не смог, раковину подменили. Лишенный своего страшного оружия, Пан погиб.

Сообщение учащегося.

(слайд) А известно ли вам что такое пурпур? В клетках специальных желез моллюсков, называемых мурекс, есть гранулы, которые содержат красящее вещество. Это и ест пурпур. Существует такая легенда, связанная с его открытием. В один прекрасный день царь финикийского города Тира по имени Феникс прогуливался по берегу моря со своей любимой собакой. Та, в восторге от прогулки носилась по берегу взад и вперед, трепала водоросли, выброшенные на берег штормом, рылась в песке, находя что-то на свой собачий вкус. Как бы в оправдание своего легкомысленного поведения она приносила своему хозяину всякую всячину. Царь рассеянно наблюдал за игрой своего пса, вдруг, принимая от него очередное подношение, обратил внимание, что морда собаки покрыта пятнами кровавого цвета. Царь был человеком любознательным и задался целью выяснить причину появления пятен. Это ему удалось. Так был открыт пурпур.

4. Рефлексия

Сегодня обогатились ваши представления о брюхоногих моллюсках. Судите сами, легко ли им живется. А я хочу закончить урок одной старой притчей.

ПРИТЧА О МОЛЛЮСКЕ И ОРЛЕ

Однажды два яйца стали рассуждать, кем бы они хотели быть, когда из них кто-нибудь вылупится. Первое яйцо сказало: "Я хотело бы быть моллюском. Лежишь под водой, ничего не делаешь. Что океан дает, то моллюск получает, не больше и не меньше. Мне такая жизнь по душе. Спокойное существование, контролируемое океаном". Второе яйцо сказало: "Нет, такая жизнь не по мне. Я хотело бы стать орлом. Летать, где хочу, делать, что нравится. Самому добывать пищу. Орел управляет своей жизнью, и никто не управляет им. Не хочу ограничений, не хочу быть рабом океана". В этой притче есть мораль, или философский смысл. Кем вы хотите быть - моллюском или орлом? Выбор за вами.

12.04.2010