"Брюхоногие моллюски". Открытый урок
Цель:
- показать особенности строения и жизнедеятельности животных относящихся к типу моллюсков.
- научиться сравнивать между собой двустворчатые и брюхоногие моллюски.
Ход урока
Сказка Салтыкова Щедрина "Карась-идеалист". Карась лежит зарывшись в ил, и выбирает от туда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: "Да, и устроена она ракушка так, что никак невозможно её проглотить. Потяни рылом воду, ам в зобу у тебя уже видимо невидимо ракушек лежит".
1) Каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?
2) Кто встречал животных типа моллюсков?
3) Почему же такие разные моллюски отнесены в один тип ? (признаки)
4) У доски: классификация признаки двустворчатых.
5) Проверочная работа с помощью сигнальных карточек (Б, Д, Г) (отдельные дети)
1. имеется мускульный язык (Б)
2. раковина двустворчатые (Д)
3. хорошо развита голова, туловище, щупальца (Г)
4. органы дыхания - жабры (Д, Г)
5. спирально закрученная раковина (Б)
6. сложная нервная система (Г)
7. наличие вводного и выводного сифона (Д)
6) Выполнение теста (весь класс)
I вариант | II вариант |
Среда обитания моллюсков? А) Суша Б) Суша, моря, пресные воды В) Суша, моря |
Тело моллюсков состоит: А) Голова, туловище, ноги, раковина Б) Голова, туловище, ноги, раковина, мантия В) Голова, туловище, раковина |
Органы дыхания моллюсков: А) Лёгкое Б) У одних лёгкое, у других жабры В) Жабры |
Кровяная система: А) Замкнутая Б) Не замкнутая |
Органы выделения: А) Печень Б) Жабры В) Почки |
Органы нервной системы: А) Нервные узлы, нервные стволы, нервы Б) Нервные стволы, нервные узлы В) Нервные стволы, нервы |
Способ размножения? А) Раздельно полые Б) Гермафродиты В) Одни гермафродиты, другие раздельнополые |
Выбери двустворчатых: А) Виноградная улитка Б) Мидия В) Осьминог |
Выбери двустворчатых: А) Слизни Б) Прудовик В) Беззубка |
Личинки каких моллюсков паразитируют
на рыбах? А) Головоногие Б) Брюхоногие В) Двустворчатые |
Мы более подробно изучили двустворчатых моллюсков, но кроме них есть ещё брюхоногие.
Как вы думаете, почему они так называются?
В прудах, озёрах, в лесной подстилке, в сараях и огородах встречаются эти моллюски.
В нашем пруду живёт типичный представитель это брюхоногое - прудовик.
Цель:
1. Изучить строение брюхоногих
2. Побудем в роли исследователей и наблюдателей.
3. На основании выделим признаки
Слайд презентация
1 слайд: Внешнее строение
2 слайд: Особенности строения
3 слайд: Виды раковин
Лабораторная работа "Внешнее строение раковин"
Рассмотрим раковины
Подсчитайте число оборотов в завитке
Признак | Катушка |
Образ жизни | |
Цвет | |
Количество завитков | |
Отделы тела |
Возьмите живую катушку поместите на предметное стекло. Согрейте стекло снизу ладонью и понаблюдайте, как улитка вытягивается из раковины голову, ногу. Рассмотрите голову
Посмотрите снизу на стекло и понаблюдайте за сокращением её мускульной ноги.
Как же устроена внутренность
По ходу презентации заполнение таблицы
Система | Органы |
4 слайд: Пищеварительная система
5 слайд: Кровеносная система
6 слайд: Выделительная система
7 слайд: Размножение
Работа с учебником:
1) дыхательная система
2) нервная система
Закрепление: Тест на компьютере
Д/з параграф 21.
8.03.2012