В царстве грибов
Цель: сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве живой природы
Задачи:
- Предметные: познакомить с видами грибов, научить различать съедобные и несъедобные грибы.
- Метапредметные: формировать умение действовать по алгоритму, формулировать краткие ответы, составлять характеристику предмета, выделять главное в тексе и фиксировать значимую информацию в схематизированном виде, способствовать развитию речи учащихся, умению вести диалог.
- Личностные: прививать навыки экологической культуры, формировать стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности; вырабатывать потребность поддержания собственного экологического здоровья; развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный, урок-игра.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые ( эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению (познавательная игра).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, плакат “Строение гриба”, мультимедийная презентация
Технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности.
- проектная деятельность.
- игровая.
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд № 1)
Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки!
Итак, начнём наш урок.
II. Актуализация знаний. (слайд № 2)
- Ребята, вспомните, какая бывает природа .(Живая, неживая)
- Что относится к неживой природе? (Солнце, вода, воздух)
- А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы)
- Назовите признаки жизни (Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть)
- Какие два царства живой природы мы с вами уже изучили? (Царства растений и животных).
III. Самоопределение к деятельности. (слайд № 3)
Отгадайте загадку.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прядки. (Гриб) (слайд № 4)
А как вы думаете, к какому царству можно отнести гриб? (К царству грибов)
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о царстве грибов.
IV. Работа по теме урока.
Ребята, а где растут грибы? (В лесу)
Тогда отправляемся в лес на прогулку, но мы с вами пойдем ни одни.
На зелёненькой опушке (слайд № 5)
В незатейливой избушке
Жил предобрый старичок,
Старичок-лесовичок.
Много дел у старичка,
Старичка-лесовичка.
Если детки в лес идут,
Старичок наш тут как тут:
Всё в лесу покажет,
Обо всём расскажет
Входит старичок – лесовичок (ученик класса, одетый в костюм старичка - лесовичка).
Здравствуйте люди добрые. Сорока на хвосте принесла, что вы в лес собираетесь. А скажите - ка, мои дорогие, вы просто так собираетесь, траву с цветами потоптать, или у вас интерес какой в лесу?
Что вы, дедушка. Мы хотим посмотреть, как грибы растут и узнать о них много нового и интересного.
Хорошо. А знаете ли вы, как вести себя в лесу? (слайд № 6)
А как же. Сейчас ребята тебе все расскажут. (Ответы детей: не шуметь, не мусорить, не рвать цветы, не ломать ветки и др.)
Молодцы. Отправляемся на прогулку. Только внимательно слушайте рассказ моих помощников.
Видеорассказ + презентация о грибах. (слайд № 7)
Рассказ о съедобных грибах . (слайды № 8, 9, 10, 11, 12, 13)
Грибы из красной книги. (слайд № 14)
Грибы - богатство леса, поэтому обращаться с ними надо бережно.
- Решеточник красный
- Сетконоска сдвоенная
- Грифола курчавая или гриб – баран
- Шишкогриб хлопьеножковый
- Паутинник фиолетовый
Интересная прогулка у нас вышла. Пора нам и домой идти.
V. Физкульминутка. (слайд № 15)
По тропинке лесной как-то
Шли мы все домой.
Меж осинок и березок,
Между кленов и дубов,
Меж пенечков и сосенок
По тропинке шли домой.
Вдруг лисичку увидали,
За лисичкой побежали.
Мы лисичку не догнали,
Вновь домой мы зашагали.
По тропинке по лесной
Наконец пришли домой.
VI. Закрепление изученного материала. (слайд № 16)
Дедушка, ты наверное устал, сколько с нами прошагал. Присядь вот здесь на стульчик, отдохни.
А мы с вами ребята откроем учебники на стр. 112 и попробуем узнать как устроен гриб. (ответы детей: шляпка, ножка, грибница)
Шляпка и ножка составляют плодовое тело гриба. Давайте выполним упр.1 в рабочей тетради со стр. 54. ( уч-ся читают и выполняют задания, проверка в парах)
Ребята, а на какие группы можно разделить грибы (съедобные и не съедобные)
Как различить съедобные и несъедобные грибы?
Пользуясь текстом учебника стр.114 сравните грибы. Запомните их отличительные признаки.
Пользуясь атласом – определителем на стр. или учебником выполните упр.3 на стр.55 в рабочей тетради. (Проверка фронтальная.)
Правила сбора грибов
- Кто из вас ходил в лес?
- Какое главное правило грибника? (нельзя брать гриб, который не знаешь)
- Назовите самый ядовитый гриб (бледная поганка) (слайд № 17)
- Какие ее отличительные признаки? (кольцо на ножке, чашечка у основания и белый цвет пластинок шляпки).
- Какие меры предосторожности нужно принять, чтобы в вашей корзинке не оказались ядовитые грибы? Давайте составим памятку.
Памятка “Правила сбора грибов” (слайд № 18)
- Собирай грибы, которые знаешь.
- Не разрывай и не раскидывай мох и листву.
- Грибы лучше срезать ножом.
- Нельзя брать старые и червивые грибы.
- Нельзя собирать грибы возле дорог, предприятий, в городских парках.
Хорошо придумали составить памятку грибника. Вот бы такие памятки выдавать всем при входе в лес.
Дедушка, но ведь это не возможно. Зато ребята дома расскажут родителям, как правильно собирать грибы, а родители своим родственникам и друзьям. И тогда в лесу все будет хорошо.
И на том спасибо. Вот только...
Что, дедушка?
Что? Сидеть на этом месте мне неудобно. Вы, добрые люди, посадили меня не в красный угол своей светлицы, а за стол с испорченными продуктами. Тут у вас и сыр и хлеб заплесневели, и что – то пыхтит. Я пожалуй домой в лес пойду.
Подожди, старичок – лесовичок. Разве ты не знаешь, что на этом столе лежат только грибы и продукты, приготовленные из них и с помощью них.
Как это? И это? И это? (показывает рукой на продукты)
Да, все это тоже грибы. Об этом нам расскажет в своем проекте ученик нашего класса. (представление проекта “Плесень”). (слайд № 19)
Очень интересно рассказал. Молодец! Я у вас еще немного задержусь и поиграю с вами.
VII. Рефлексия.
А игра моя называется “Доскажи словечко”. Только вы отвечайте дружно, порадуйте старичка – лесовичка. (шарит по карманам, что-то ищет). Старый я стал, вижу буквы плоховато, а очки в лесу позабыл. Волчок, помоги мне прочитать загадки?
Конечно, дедушка, помогу.
Осень в гости к нам пришла,
Лес раскрасив не спеша.
А в траве пошли грибы –
Их назвать поможешь ты?
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью,
Мудрый бородач, старик,
Житель бора - ... (боровик).
Ломкий красочный грибок
Выбрал мягкий уголок.
Как принцесса Белоснежка,
Нас встречает ... (сыроежка)
Средь сосенок, среди елок
Вырос крепенький ребенок.
Он от шляпки до штанишек
Ярко – рыжий. Это ... (рыжик)
На короткой полной ножке
Он поднялся у дорожки.
Цвет его наводит грусть,
Но хорош в соленье ... (груздь).
Какие молодцы! Порадовали старичка – лесовичка. Я вас за это угощу. Отведайте пирожков с грибами (достает из корзины пирожки с грибами). А мне пора в свой лес. До свидания.
До свидания старичок – лесовичок.
Много дел у старичка,
Старичка-лесовичка.
День-деньской он всё хлопочет,
Лес красивым сделать хочет.
Доведётся его видеть –
Постарайтесь не обидеть!
Итак, грибы которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жизни леса. К ним надо бережно относиться. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные.
VIII. Подведение итогов урока. (слайд № 20)
- Что нового вы узнали на уроке?
- А для чего нужны вам эти знания?
- А кому из вас пригодятся полученные сведения?
- Покажите сигналом, как вы усвоили тему “В царстве грибов”. (Учащиеся сигнализируют карточками – светофорами).
Домашнее задание
- Учебник стр.112 – 116
- Рабочая тетрадь стр.55 № 2, 4.
Спасибо за работу. (Слайд № 21)
12.04.2015