Вегетативное размножение покрытосеменных растений
Класс: 6.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о способах вегетативного размножения покрытосеменных растений.
Задачи:
- показать особенности вегетативного размножения и его значение в природе жизни человека;
- научить применять полученные знания по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений на практике;
- содействовать формированию навыков работы в группах, развитие коммуникативных качеств; формированию бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
- предметные: знание основных способов вегетативного размножения; понимание и осознанное применение терминов: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей.
- метапредметные: умение работать в группах, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов; работать с разными источниками информации; контролировать и оценивать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.
- личностные: наличие любознательности, познавательной активности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.
Оборудование: раздаточный материал для групп, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, комнатные растения, горшочки с землей, ножницы, сосуд с водой.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами занимаемся изучением биологических явлений и сегодняшний урок – не исключение. Каждую секунду гибнет от старости, болезней и хищников большое количество живых существ: растений, животных и микроорганизмов. И только благодаря этому свойству жизнь на Земле не прекращается.
Учитель: Ребята, о каком процессе пойдет речь? (Ответ: размножение)
–Что такое размножение?
– Какие способы размножения вы знаете?
– Что характерно для полового размножения?
– На прошлом уроке вы с вами узнали, что растения могут размножаться с помощью семян. - Как называется такой способ размножения? (ответы детей)
Могут ли растения производить потомство без помощи семян?
– Как мы в основном размножаем цветковые растения, например, комнатные?
– Как называется этот способ размножения? (вегетативное размножение)
Значит, получается, растения размножаются не только семенами. Исходя из всего вышесказанного, мы попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Итак, тема нашего урока… (варианты детей и окончательное озвучивание темы учителем) «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»
II. Изучение нового материала
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
– Какие растения являются Покрытосеменными? Как ещё их называют и почему? (покрытосеменные, семя защищено плодом)
– Давайте вспомним строение растения и подумаем, какие части растения участвуют в половом размножении, а какие – в бесполом (ответы детей).
– На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (вегетативные и генеративные)
– Что относят к вегетативным (стебель, корень, лист), а что к генеративным органам (цветок)?
Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега. (Запись в тетрадь)
Как вы думаете, какова цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать?
Формулировка цели урока
– Изучить способы вегетативного размножения.
Девиз нашей дальнейшей работы – помогая другим, учимся сами.
Поэтому нашу работу мы будем проводить в группах. Каждая группа получает вопросы. В течение 10 мин вы готовите ответы, обмениваетесь ответами внутри группы. После этого каждая группа представляет отчет. Учащиеся сами выбирают того ученика, кто
будет выступать от группы, а остальные ученики с других групп, могут вопросы задавать
по этой теме. В каждой группе есть консультант, который оценивает работу, выставляет баллы за каждый вид работы.
Задание для 1 группы
1. Прочитать § 25
2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу
Органы растения | Способы вегетативного размножения | Примеры растений |
Корень | Корневые черенки | Одуванчик, малина |
Корневые отпрыски | Тополь вишня | |
Видоизмененные подземные побеги | Корневище | Пырей одуванчик |
Клубень | Картофель | |
Луковица | Лук, тюльпан |
3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.
Задание для 2 группы.
1. Прочитать § 25
2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.
Органы растения | Способы вегетативного размножения | Примеры растений |
Надземные побеги | Стеблевые черенки | Смородина, ива |
Отводки | Крыжовник | |
Усы | Земляника, хлорофитум |
3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.
Задание для 3 группы.
1. Прочитать § 25
2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.
Органы растения | Способы вегетативного размножения | Примеры растений |
Лист | Листовые черенки | Узамбарская фиалка, |
Часть листа | Сансевьера |
3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.
Обсуждение результатов работы с использованием презентации. По ходу обсуждения каждая группа дополняет свою таблицу новыми способами вегетативного размножения.
Отчет первой группы.
Размножение корнями.
Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.
Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”.
Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях.
Видоизмененные подземные побеги – это корневище, луковица, клубень.
Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность, переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.
Корневище – внешне напоминает корень, но у него имеются верхушечная и пазушная почки, а также пленчатые чешуйки – видоизмененные листья. Если кусочек корневища с почкой и придаточными корнями посадить в почву, разовьется новое самостоятельное растение. Размножаются крапива, пырей, ирис, мята.
Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Когда клубней недостаточно, ценные сорта можно размножить частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней.
Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. Одна луковица может образовывать несколько луковичек-деток. Попадая в почву, каждая дает начало новому растению.
Отчет второй группы
Стеблевыми черенками размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья, и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25–30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. На черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).
Отводками растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.
Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.
Лесная земляника размножается усами.От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов –усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь.
Отчет третьей группы
Размножение листом
Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.
Размножение частью листа проводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии – 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30–35°С) и очень аккуратный полив.
Размножение целым листом и черешкомхарактерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.
Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.
Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.
Рассказ учителя
Размножение прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)
Прививка – приживление части одного растения на другое.
Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).
Прививка:
а) почкой прививка проводится летом;
б) черенком прививка проводится весной.
Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.
Подвой – растение, к которому прививают.
Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.
Прививка черенком – производят весной, пока не тронулись в рост почки. Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Чтобы прививка была удачной, нужно прижать камбий привоя к камбию подвоя. Место прививки туго обвязывают мочалом или лентой из полиэтиленовой пленки, а срез пенька замазывают варом. Если прививка сделана правильно, произойдет срастание подвоя с привоем и почки привоя начнут распускаться.
Прививка почкой – во второй половине лета с культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка от древесины. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2–2,5 см и вставляют ее под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.
Если прививка сделана правильно, через 2–3 недели подвой срастется с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьется побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2–3 года побег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.
Значение вегетативного размножения. (записать в тетрадь)
- Растения быстро расселяются на новые территории.
- Некоторые растения не образуют семян
- Сохраняются все признаки материнского растения.
- Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, могут раньше перейти к плодоношению
III. Закрепление знаний
1. Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений»
Ребята! Мы сегодня узнали много нового о бесполом размножении растений. Я хочу предложить вам опытным путём решить следующую задачу.
Представим себе, что мы получили задание озеленить рекреации школы, но нам было выделено только по одному виду комнатных растений. Как нам успешно выполнить это задание и получить большое количество новых растений?
- хлорофитум (усы)
- фиалка (листовой черенок)
- герань (стеблевой черенок)
Инструктаж по технике безопасности перед выполнением практической работы.
Каждая команда получает одно растение. Используя необходимое оборудование, инструктивные карточки ребята выполняют работу и называют способ размножения, который они использовали. (Приложение)
Выводы: Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике. Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве. Это позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку
IV. Подведение итогов урока
– Подсчитаем количество баллов (проверка проводится по эталонам в презентации, консультанты выставляют баллы). Поставить оценки.
– Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие растения вам хотелось бы размножить вегетативным способом?
Вы сегодня замечательно поработали на уроке! Спасибо всем.
V. Домашнее задание: §25
9.06.2020