Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Вещества, образуемые растениями

Цель: Ознакомление учащихся с веществами, образуемыми растениями

Задачи:

  • Образовательные: сформировать у учащихся знания о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, умения использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ.
  • Развивающие: развивать познавательную активность, интерес к окружающей природе, бережное отношение к своему здоровью.
  • Воспитательные: формирование понятия о здоровом образе жизни и рациональном питании, воспитание бережного отношения к растениям.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями.

Методы: объяснение, презентация.

План урока.

1. Образование веществ, свойственных данному организму

2. Разнообразие веществ, образуемых растениями

3. Вещества, образуемые растениями

  • Фитонциды
  • Дубильные вещества
  • Витамины

Ход урока

I. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

Чем характеризуются химические реакции? (Слайд 2)
Химические изменения характеризуются ______________одних веществ в другие
Где можно наблюдать химические явления?
Химические явления можно наблюдать в телах______ и ________ природы

2. Признаки химических реакций.

Ответы учащихся с использованием презентации (правильный ответ-выделение газа, тепла, изменение цвета, вкуса).

Найдите лишнюю картинку. (Слайд 3)

3. Учитель – на предыдущих уроках мы разбирали химические явления в неживой природе. (беседа учителя с использованием опорной схемы. (Слайд 4)

А могут ли происходить химические явления в телах живых организмов?

Вспомните, какие царства живых организмов вы можете назвать? Сегодня мы с вами познакомимся с веществами, образованными растениями.

II. Изучение нового материала.

Фитонциды.

Работа учащихся с учебником. Находим определение. Фитонциды – вещества, образуемые растениями. Эти вещества убивают микроорганизмы, вызывающие болезни растений, животных и человека

Phyton (греч) – растение.

Caedo (лат) – убиваю.

Открыты в 1928 году Токиным Б.П. (Слайд 5)

Растения, выделяющие фитонциды. (Слайд 6)

Знаете ли вы, что, гектар лиственного леса выделяет в атмосферу за сутки около 2 кг фитонцидов, а 1 га соснового леса – около 5 кг

В каком лесу воздух более чистый? (Слайд 7–8)

Дубильные вещества.

Получили свое название за способность дубить кожи и делать их водонепроницаемыми. Обычно для этого использовали кору дуба, поэтому процесс назван дублением, а вещества – дубильными. (Слайд 9)

Встречаются почти во всех растениях. В коре дуба, корневищах кровохлебки, бадана, лапчатки, плодах черники и черемухи содержание дубильных составляет от 10 до 30% Вкус дубильных веществ вяжущий, что хорошо известно по недозрелым плодам, например хурмы, или по кожуре граната; желтый цвет и терпкий вкус чая тоже зависят от дубильных веществ. (Слайд 10)

Дубильные вещества в жизни растений выполняют защитную роль. Человек использует их в хозяйственных и медицинских целях

В медицине растения, содержащие дубильные вещества, используют как вяжущее, противовоспалительное, кровоостанавливающее и бактерицидное средство при желудочно-кишечных заболеваниях, для полоскания горла, при длительно незаживающих язвах. (Слайд 11)

Витамины.

Витамины (от лат. vita – “жизнь”) – вещества, которые требуются организму человека для нормальной жизнедеятельности.

Основным поставщиком витаминов являются растения, способные образовывать их сами в ходе химических реакций биологического обмена. (Слайд 12)

Витамин А содержится в моркови, красном перце, шпинате и других растениях. При его недостатке задерживается рост и развитие организма, нарушается зрение. (Слайд 13)

Витамин В1 содержится в зернах злаков, в семенах бобовых, картофеле, капусте, помидорах и других растениях. При недостатке этого витамина ухудшается аппетит, появляется слабость, боли в руках и ногах. (слайд 14)

Витамин С содержится в плодах шиповника, черной смородины, цитрусовых. Его недостаток приводит к заболеванию цингой: кровоточат десны, расшатываются и выпадают зубы. (Слайд 15)

Витамин Р содержится только в продуктах растительного происхождения (овощах, ягодах, цитрусовых). Укрепляет стенки кровеносных сосудов. (Слайд 16)

Витамин Е содержится в растительных маслах, злаках, овощах. При его недостатке возникают нарушения обмена веществ. (Слайд 17)

Учитель. – Таким образом, в результате химических реакций, растения создают разнообразные вещества, которые обеспечивают другие организмы, в том числе и человека, не только энергией, но и лекарствами, витаминами.

Растения также выделяют вещества, влияющие на чистоту воздуха. (Слайд18)

Есть растения, в которых образуются не только полезные, но и опасные для здоровья человека вещества. Это ядовитые растения.

Ядовитые растения.

Запомните эти растения. (Слайд 19)

Они содержат яды, опасные для здоровья человека

Прочитайте памятку в учебнике “Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями”. (Слайд 20)

III. Закрепление материала. Итоги урока

Тренажер.

Лишняя картинка. Найдите лишнюю картинку из четырех. Почему вы так считаете? Каким общим понятием можно объединить три оставшиеся картинки (слайд 21)

Недостающее растение. Какое растение, расположенное в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд вместо знака вопроса? [4]

Объясните, почему именно это растение, почему другие растения не подходят? (Слайд 22)

Составление рациона питания. Какие продукты из предложенных растительного происхождения? Приготовим полезный завтрак. (Слайд 23)

IV. Домашнее задание:

§ 12. Выполните задание № 2 в Рабочей тетради

Внимательно рассмотрите плоды нарисованных растений и запомните, что они ядовиты. Постарайтесь узнать места их произрастания. Подготовьте небольшое сообщение об опасности этих растений. (Слайд 24) [3]

Список использованной литературы:

  1. Сухова Т.С.Строганов В.И. Природоведение. Учебник 5 класс – М. Вентана-Граф, 2009.
  2. Сухова Т.С.Строганов В.И. Природоведение. Методическое пособие .5 класс – М. Вентана-Граф, 2008.
  3. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М. Просвещение 1996 (стр. 23).
  4. Рохлов В, Теремов А, Петросова Р. Занимательная биология. – М. АСТ-ПРЕСТ, 1998 (стр. 180).
  5. http://www images.yandex.ru

23.04.2012