Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Видоизмененные побеги

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Цель урока: доказать, что клубень и луковица – видоизмененные побеги.

Задачи урока.

Образовательные:

  • изучить строение клубня и луковицы;
  • проанализировать строение клубня и луковицы: установить сходство строения клубня, луковицы с надземными побегами, найти части побега: стебель, листья, почки.

Развивающие:

Продолжить формирование умений:

  • анализировать и обобщать изученный материал,
  • наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать практические данные,
  • систематизировать полученные знания и формулировать выводы,
  • развивать навыки самостоятельной работы,
  • работать в коллективе, оценивать работу товарищей.

Воспитательные:

  • развивать интерес к изучению биологии, познанию живой природы.

Оборудование: клубни картофеля, луковицы, раствор йода, пипетки; презентация, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный

  1. Приветствие.
  2. Выявление отсутствующих.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

Объектом изучения на уроке будет… (Демонстрация клубня картофеля). (Слайд №2. Презентация)

Какой “тонкий вопрос” можно составить со словом “клубень”? (Приложение 1). Что такое клубень картофеля?

Данный вопрос может быть целью урока. Как вы можете ответить на этот вопрос?

Учащиеся выдвигают гипотезы. (Слайд № 4)

1. Предположим, что клубень – это плод.

Если клубень – это плод, то … (В нем должны быть семена). (Слайд №5).

2. Предположим, что клубень – это корень.

Если клубень – это корень, то мы … (Должны с анатомической точки зрения найти корневой чехлик, зоны роста, деления, всасывания с корневыми волосками и зону проведения; с функциональной точки зрения корень выполняет всасывающую, проводящую функции и закрепляет растение в почве). (Слайд № 6).

3. Предположим, что клубень – это побег.

Что такое побег? (Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками). (Слайд № 7)

Составьте “толстый” вопрос со словом “клубень”.

Почему клубень – это побег? (Слайд № 8)

Как мы можем узнать что-то новое о клубне картофеля?

Провести эксперимент.

Каким образом это сделать?

1) Провести анализ.

Вспомним структуру анализа.

Структура умения “анализировать” включает два действия: 1) рассмотрение объекта; 2) перечисление его частей в определенной последовательности.

Следовательно, мы должны рассмотреть внешнее строение клубня, найти на клубне почки, стебель, листья. Чтобы рассмотреть внутреннее строение, клубень надо разрезать.

2) Провести сравнение.

Умение “сравнение” включает три последовательных действия: 1) выделение признаков объектов сравнения; 2) установление существенных и несущественных признаков, выбор основания для сравнения; 3) установление по данному основанию сходства и различия.

Мы должны сравнить клубень и побег, выяснить, чем клубень отличается от побега.

3) Выяснить, почему побег видоизмененный?

Выполняем лабораторную работу. (Приложение №2)

Лабораторная работа “Строение клубня”

Цель работы: доказать, что клубень – видоизмененный побег.

Ход работы:

1. Опишите внешнее строение клубня картофеля, указав верхушечную почку, рубцы от листьев, пазушные почки, междоузлие, основание.

2. Сделайте поперечный разрез клубня, на котором найдите: кору (пробку, луб), древесину, сердцевину.

3. Зарисуйте в тетради внешний вид клубня и клубень в разрезе, отметьте все части.

4. Определите черты сходства клубня с надземным побегом.

5. Какие особенности делают его непохожим на побег?

6. Какое значение клубня в жизни растения? Для ответа на этот вопрос проведите следующий эксперимент: капните на срез картофеля раствор йода, отметьте, что вы при этом наблюдаете. Почему изменилась окраска среза.

7. Сформулируйте выводы:

  • Клубень - это побег, так как …
  • Клубень - это видоизмененный подземный побег, потому что …
  • Данный факт мы установили путем анализа и сравнения, для этого …

При выполнении первого задания лабораторной работы, учащиеся рассматривают клубень и делая обозначения частей клубня на рисунке. (Слайд № 9).

Подземные клубни возникают как утолщения на тонком безлистном подземном побеге — столоне (от лат. “столо” – “корневой побег”). Место прикрепления клубня к столону является его основанием. На клубне развиваются верхушечные и боковые почки — глазки. Участок клубня между почками (глазками) — это междоузлие. В основании каждой почки расположена бровка — место прикрепления редуцированного листа. Как и на обычных побегах, почки на клубнях располагаются спирально. (Слайд №8).

При выполнении второго задания лабораторной работы, учащиеся разрезают клубень, делают тонкий срез и делая обозначения частей клубня на рисунке.

На разрезе молодого клубня в центре можно видеть сердцевину, окруженную древесиной и камбием. Кнаружи от камбия размещаются широкий слой луба и пробки. (Слайд № 11).

При выполнении шестого задания лабораторной работы, учащиеся капают на срез картофеля раствор йода и наблюдают за изменением окраски. (Слайд № 12).

Из листьев картофеля через стебли в столоны постоянно оттекают органические вещества и в виде крахмала откладываются в верхушках. Клубень — видоизмененный побег с сильно утолщенным стеблем, в котором накапливаются запасные питательные вещества. Верхушки столонов растут, утолщаются и к осени превращаются в крупные клубни.

Из глазков клубня развиваются надземные облиственные и цветущие побеги. Следовательно, кроме запасающей функции, клубни выполняют функцию вегетативного размножения.

Учащиеся формулируют выводы и записывают их в тетради. (Слайд № 13).

Ну, и теперь ещё об одной особенности клубней картофеля. У многих огородников очень часто наблюдается такое явление, как позеленение клубней картофеля. Естественно, после того, как приключилось такое бедствие, сразу же возникает вопрос – а что это случилось с моим картофелем? Да, в принципе, ничего с Вашим картофелем не случилось! Ведь, как уже говорилось выше, клубень картофеля это видоизменённый побег. А побег просто обязан быть зелёным! Естественно, когда клубень во время роста находился под землёй, он не мог позеленеть, потому как он не имел доступа к солнечному свету, а солнечный свет - обязательное условия для включения в растении процесса, отвечающего за выработку хлорофилла, который, в свою очередь, даёт зелёную окраску всего растения. Клубень картофеля это своего рода кладовая, где сохраняется достаточное количество питательных веществ для того, чтобы на следующий год картофель смог начать вегетативный период с самого начала. И благодаря клубню семена картофелю для этого не обязательны.

Вывод. Побеги, живущие под землёй, под влиянием условий, резко отличающихся от наземной среды, почти полностью утратили функции фотосинтеза и приобрели другие, не менее важные жизненные функции, такие как способствование перенесению неблагоприятного периода, запасания питательных веществ, вегетативного размножения растений.

К подземным видоизменённым побегам относятся: корневище, каудекс, столон и клубень, луковица, клубнелуковица.

Корневище — подземный побег с чешуевидными листьями, почками и придаточными корнями. Толстые, сильно разветвлённые ползучие корневища характерны для пырея, короткие и довольно мясистые — для купены, ириса, очень толстые — для кубышки, кувшинки. (Слайд № 14).

Каудекс — многолетний орган побегового происхождения многолетних трав и полукустарничков с хорошо развитым стержневым корнем, сохраняющимся в течение всей жизни растения. Вместе с корнем он служит местом отложения запасных веществ и несёт на себе множество почек возобновления, часть которых могут быть спящими. (Слайд № 15).

Каудексовых растений много среди зонтичных (бедренец, ферула), бобовых (люцерны, люпины) сложноцветных (одуванчик, полыни, василёк шероховатый).

Подземный столон — однолетний удлинённый тонкий подземный побег с недоразвитыми чешуевидными листьями. На утолщённых концах столонов растения могут накапливать запасные вещества, образуя клубни или луковицы (картофель, седмичник). (Слайд № 16).

Клубнелуковица — видоизменённый подземный укороченный побег с толстым стеблем, запасающим вещества, придаточными корнями, отрастающими с нижней стороны клубнелуковицы, и сохраняющимися засохшими основаниями листьев (плёнчатые чешуи), в совокупности составляющими защитный покров. Клубнелуковицы имеют безвременник, гладиолус, иксия, шафран. (Слайд № 17, 18).

Луковица — подземный укороченный побег с сочными листьями, прикрепленными к короткому стеблю, называемому донцем. На верхушке донца располагается верхушечная почка, в пазухах сочных чешуи — боковые почки, дающие начало молодым луковицам-деткам. Из верхушечных и пазушных почек луковиц вырастают надземные побеги, а из донца – придаточные корни. В сочных чешуях накапливаются запасные питательные вещества. Снаружи луковица у многих растений покрыта сухими чешуями, выполняющими защитную функцию. Луковица обеспечивает сохранение влаги и питательных веществ на время зимнего или летнего периода покоя растений. После периода покоя растения обычно зацветают, используя накопленные в луковице запасы. Луковицы характерны для таких растений как лилии, нарциссы, тюльпаны, амариллисы, подснежники, др. (Слайд № 19, 20).

В средние века для защиты от стрел, ударов алебард и мечей воины надевали железные шлемы, латы и прикрывались щитом. Но, не надеясь только на прочность железной брони, многие носили ещё на груди амулеты. Амулету приписывалась волшебная способность предохранять на войне от стрел и от меча. Обычно амулетом служила скромная луковица дикого лука или чеснока.

Домашнее задание. (Слайд № 21).

Прочитать § 22.

1 .Докажите, что луковица лука – это видоизмененный подземный побег.

2. Проведите исследование “Наблюдение за прорастанием луковицы”

3. Летние задания: размножение картофеля разными способами.

11.03.2015