Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Внеклассное занятие в 7-х классах "Экологические группы млекопитающих и значение хвоста в их жизни"

Внеклассное занятие в 7-х классах "Экологические группы млекопитающих и значение хвоста в их жизни"

Цель: Показать роль и значение хвоста млекопитающих разных отрядов в связи с местом их обитания.

Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационные карточки, таблицы.

За несколько дней до проведения данного занятия вывешивается плакат с кроссвордом (Рис. 1а, ответы Рис. 1б), и учащиеся, отгадывая, должны обратить внимание на местообитание этих животных и роли хвоста в их жизни. Также нескольким учащимся дается индивидуальное домашнее задание, подготовить рассказ по разделам функции хвоста.

id19688

Рис. 1а

id19688

Рис. 1б

Учащиеся сдают отгаданный кроссворд, а учитель – проверяет, выставляя оценки, отбиря лучшие работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель называет оценки и лучшие работы за кроссворд.

Учитель: Сегодня занятие посвящено разным экологическим группам животных и роли хвоста в их жизни. Зоологи сейчас насчитывают около 4 700 млекопитающих. Различные условия жизни млекопитающих привели к возникновению большего количества жизненных форм, которые различаются пропорциями теля, способами передвижения, окраской и т.д.

В процессе приспособлений они разделились на следующие экологические группы: наземные (полудревесные, древесно-лазающие, наземные), подземные, водные, летающие.

Учащимся раздаются таблицы “Экологические среды обитания” для их заполнения.

Таблица

Экологические среды обитания

Среда обитания Примеры млекопитающих
1. НАЗЕМНЫЕ  
полудревесные панголин, белка, горностай
древесно-лазающие поссум, опоссум, паукообразная обезьяна, лемур
наземные кенгуру, дикобраз, тушканчик, лесная мышь, черная крыса, зебры, ослы, косули, волк
2. ПОДЗЕМНЫЕ крот, землеройка, слепыш
3. ВОДНЫЕ дельфин, бобр
4. ЛЕТАЮЩИЕ крыланы, ушан, рыжая вечерница

Учитель: О разнообразии хвостов в животном мире мы даже не задумываемся, но они отличаются друг от друга величиной, окраской, формой, бывают длинными и короткими, голыми и пушистыми, толстыми и тонкими. Различают следующие функции хвоста (схема).

Функции хвоста

механическая    защитная     физиологическая     коммуникативная

Cхема

Ученик 1: Механическая функция хвоста состоит в том, что этот орган часто используют как опору при беге, прыжках, ходьбе, руле при плавании, полете, как дополнительную руку при лазанье (Рис. 2).

id19688

Рис. 2

Ученик 1: Среди млекопитающих хватательную функцию хвоста выполняет у отряда сумчатых обитателей Австралии, Новой Зеландии и Южной Америке кольцехвостые посумы, у которых, хвост почти всегда свернут в кольцо. Он им цепляется и виснет головой вниз, добравшись до конца сучка, а передними лапами ищет опору. Ради излюбленно лакомства южноамериканский опоссум хватается хвостом за ветку, расположенную над птичьим гнездом, виснет вниз головой и, орудуя передними лапами достает яйца (Рис. 3).

id19688

Рис. 3

Ученик 2: Также панголин зависает на толстой ветке, зацепившись хвостом, а передними лапами с длинными загнутыми когтями, разламывает термитник. Хвост панголина выполняет и опорную функцию, когда тот стоит на земле. Хвосты, заменяющие “пятую руку” – привилегия американских паукообразных обезьян и ревунов (Рис. 4). паукообразные обезьяны не зря получили свое название: руки и ноги у них очень длинные и тонкие, тело тощее, вся фигура кажется непропорциональной. Хвост длиннее чем у других обезьян. Он такой сильный и цепкий, что раскачиваясь на хвосте, обезьяна может перепрыгнуть на другую ветку.

id19688

Рис. 4

У кенгуру хвост используется как дополнительная нога (Рис. 5). Они опираются на хвост, когда спокойно стоят на задних лапах или “выясняют отношения”.

id19688

Рис. 5

Ученик 3: Рассмотрим следующие физиологические функции хвоста - терморегуляция; эту функцию “одеяла” хвост выполняет у тех млекопитающих, у кого он пушистый (Рис. 6).

id19688

Рис. 6

Большое значение в терморегуляции хвост выполняет у бобра (он не только руль при плавании и звуковой сигнализатор) (Рис. 7). Сильно развитая сеть кровеносных сосудов в хвосте обеспечивает быстрое контактное охлаждение организма, препятствуя перегреву, забирая избыток тепла от внутренних органов.

id19688

Рис. 7

А у водных животных, например китообразным (Рис. 8) плавники и хвост являются совершенными термо- и саморегуляторами. При неодинаковых режимах плавания максимальная отдача тепла происходит через спинной и хвостовой плавники.

id19688

Рис. 8

Ученик 4: другая физиологическая функция хвоста

- запасающая; у тушканчиков, обитателей пустынь запас жира откладывает в хвост (Рис. 9), толстые хвосты не мешают выполнять функцию и руля и балансира при беге. Хвосты – хранилище жира есть и у мышиных лемуров, хвосты помогают им переносить неблагоприятные условия, впадая в спячку расходовать жировые запасы.

id19688

Рис. 9

Ученик 5: следующая функция хвоста - защитная; мелких куньих зимой хвост защищает с помощью окраски (Рис. 10). У горностая белый мех, а кончик хвоста черный, во время атаки хищник ориентируется на его “глаз”, т.е. темное пятно на белом фоне, и хвост горностая, в буквальном смысле, спасает голову.

id19688

Рис. 10

Хвост у зебр, ослов, зубров, косуль помогает отгонять москитов, слепней. Североамериканский дикобраз защищается своим иглистым хвостом, он действует им как гремучая змея. Конец хвоста дикобраза напоминает щетку, она состоит из толстых волос с щетковидными вздутиями на концах по всей длине волоса. Такой “погремушкой” дикобраз предупреждает врага (Рис. 11). Потеря хвоста, это тоже защита.

id19688

Рис. 11

Потеря хвоста – это тоже защита.

У лесных мышей (Рис. 12) теряется не весь хвост, а только его кончик. Спасаясь от гибели, оставив в когтях и зубах врагов кожицу с кончиком хвоста, они убегают в безопасное место.

id19688

Рис. 12

Также спасается от врага и черная крыса (Рис. 13), отбрасывая часть хвоста.

id19688

Рис. 13

Ученик 6: последняя функция хвоста - коммуникативная; это форма общения, сигнализации у животных. Рассмотрим эту функцию на примере псовых – волков (Рис. 14). Хвост показатель настроения. Эти животные по положению и характеру движения хвоста узнают о своих товарищах по стае, когда волк спокоен, его хвост свободно опущен вниз. При угрозе хвост волка напряженно поднят в верх над линией спины вплоть до вертикального положения. Шерсть на хвосте при угрозе вздыбливается, и его размер увеличивается. При общении с другими членами стаи волки, стоящие ниже рангом, низко опускаю хвост, подживая его между лапами. Виляние хвостом означает дружелюбное расположение. Если вожак стаи отвечает коротким помахиванием хвоста или только его кончиком, то волчьем языке означает, что вожак агрессивен и лучше к нему не подходить. Напоминает вожак о своем привилегированном положении не только силовыми приемами. Достаточно пристально смотреть на партнера, высоко подняв хвост.

id19688

Рис. 14

Учитель: Вы услышали сегодня очень много интересного о роли хвоста в жизни млекопитающих. Какие среды обитания остались не заполнены?

Ученики: Подземная и летающая.

Учитель: Какие млекопитающие ведут подземный образ жизни?

Ученики: Кроты, землеройки, слепыши.

Учитель: У них есть хвосты? Какова их функция?

Ученики: Регуляция движения.

Учитель: Какие млекопитающие относятся к летающим?

Ученики: Летучие мыши или рукокрылые.

Учитель: Назовите представителей отряда.

Ученики: Крыланы, ушаны, рыжая вечерница.

Учитель: Какую функцию у них выполняет хвост?

Ученики: Руль, тормоз, балансир.

Учитель: Закончите заполнение таблицы “Экологические среды обитания”.

/Заполненные таблицы сдаются учителю./

Учитель: Ребята, кто сегодня внимательно слушал, вам будет не трудно ответить на вопрос зоошутки (Рис. 15). Чьи хвосты здесь изображены? (Подписать каждый хвост слева направо)

id19688

Рис. 15

(Ответы слева направо: кошачий лемур, паукообразная обезьяна, тушканчик, белка, пангалин, кенгуру)

2. Организационный момент

Учитель собирает зоошутку и проверяет правильность подписания хвостов.

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. История про хвост была очень интересна. Вы узнали какой это незаменимый орган для многих видов млекопитающих, как его функции связаны с условиями обитания.

3. Подведение итогов соревнования

1. По результатам выполнения обоих заданий, выставляются оценки.

2. Объявляются лучшие по домашней подготовке к занятию.

4. Использованная литература

1. В. Сабунаев. Занимательная зоология. – Л.: Детская литература, 1976 г.

2. Е.К. Котенкова. Чей хвост лучше. – М.: Знание, 1988 г.

3. А.И. Никишов, А.В. Теремов. Дидактический материал по зоологии. – РАУБ и Цитадель, М., 1997 г.

4. В.А. Алексеев. 300 вопросов и ответов о животных. – Я.: Академия развития, 1997 г.

5. Е.Н. Демьянков, А.И. Никишов. Биология мир животных., – М.: Владос, 2004 г.

16.02.2010