Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений

Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений

Весь современный мир буквально “начинен” этническими конфликтами. На нашей планете, по разным данным, существует от 3000 до 5000 этносов. Все современные государства, которых около 200, практически являются полиэтничными. Внимание мировой общественности привлекается к тому, что все силовые попытки решить данную проблему приводят к гуманитарным катастрофам. Общество, в котором растут наши дети, обременено рядом серьезных проблем, связанных с жизнью в условиях многообразия. В этих условиях способность относиться с уважением к каждому является этической основой мира, безопасности и диалога между культурами. Один из авторов программ по формированию у школьников толерантного сознания, В.В. Глебкин, отмечает, что “сложно быть миролюбивым по неволе, постоянно ожидая за отклонение от навязанных тебе норм миролюбия и уважения к другим отнюдь не миролюбивого удара палкой”. Человека нельзя ни заставить, ни убедить быть миролюбивым. У него необходимо выработать определенную модель поведения, установку на толерантность. В литературе появляется новый термин - педагогика толерантности, трактуемый как приобщение молодого поколения к искусству бесконфликтности, к умению жить в мире и согласии, уважении культуры другого народа         Внимание мировой общественности к проблеме терпимости и взаимопонимания людей разных культур буквально приковано на протяжении последних десятилетий. Это вызвано осознанием той опасности, которую несут проявления нетерпимости в современном обществе.  Важнейшей составной частью нравственного воспитания является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии человека. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается благородство и достоинство личности. Перед современной школой стоит задача формирования личности, обладающей толерантным сознанием. Т.е. человека гуманного, не допускающего никаких форм насилия, который верит в силу добра в межличностных отношениях.  Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады и лекции на патриотические темы, литературно-художественные концерты, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов, часы поэзии, музыки и т.д. Важно, однако, чтобы эта работа проводилась не абстрактно, а способствовала осознанию учащимися таких конкретных патриотических проявлений и качеств личности, как преданность родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь и достоинство и т.д. Вместе с тем необходимо, чтобы проводимые мероприятия пробуждали у учащихся чувство привязанности к родным местам, сопровождалась яркими эмоционально-чувственными переживаниями. В Саангарской гимназии обучается 356 детей. Национальный состав, следующий русские, якуты, украинцы, буряты, эвены, башкиры, татары. Я являюсь классным руководителем 6-го класса. Вопрос межнационального отношения также сильно волнуют и меня, как и всех граждан нашей страны. В 6-ом классе национальный состав следующий: русские - 53 %, якуты - 30% , буряты - 11% и башкиры - 6% . Для воспитания культуры межнациональных отношений как нравственных качеств личности, я провожу классные часы, которые, на мой взгляд, формируют культуры межнациональных отношений, уважительное отношение к людям различных стран и национальностей; соблюдение морального такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов, проявление позитивно-оценочного отношения к достижениям духовной жизни и культуры других народов, стремление поддерживать с ними доброжелательные контакты, развивать общечеловеческие ценности Предлагаю вашему вниманию несколько классных часов, которые я провела в своем классе.

Классный час: Якутия –край мой родной

Цель: Воспитание чувства патриотизма; любви к родному краю.

Учитель: Дорогие ребята, Сегодня мы поговорим о крае таком родном и близком, о крае, где мы все родились и живем. Сегодня у нас классный час о Якутии.

Ученик 1: Для многих поколений коренных северян, Арктика, ее суровая природа являются колыбелью. Республика Саха (Якутия) расположена на северо-востоке Евразии и занимает значительную часть Восточной Сибири России. Столица - г. Якутск. Почти вся территория Якутии расположена в зоне развития сплошной толщи многолетнемерзлых пород. Природа Якутии очень разнообразна: это равнины и горы, арктические пустыни и тундры, лесотундра и обширные степи, зеленые луга и водно-болотные угодья, хвойная тайга, смешанные леса и березовые рощи, высокогорные ледники и обширные плоскогорья, присущие только Якутии алаасы.

Песня “Сахам сирэ ” в исполнении девочек класса

Ученик 2: Якутия – это самый большой по площади субъект Российской Федерации (1 Млн.кв. км), обладающий богатыми запасами природных ресурсов – алмаза, золота, угля, газа, нефти, леса, пушнины и отличающийся многими другими особенностями природы, населения и хозяйства.

По территории республики протекает свыше 700 тысяч рек с длиной более 10 км, 314 из них имеют длину более 100 км, а реки Колыма, Индигирка и главные притоки реки Лены — реки Олекма, Алдан, Вилюй — по своим основным характеристикам намного превосходят почти все реки Европейской части России и такие крупнейшие реки Западной Европы, как Рейн и Эльба...Основная водная артерия республики — река Лена — по длине и водности входит в десятку крупнейших рек мира и несет в Северный Ледовитый океан около 700 куб. км. воды. На территории Якутии более 800 тысяч озер с площадью зеркала свыше 1 гектара каждое. Общая площадь зеркала этих озер превышает 83 тысячи квадратных километров. На арктических территориях республики озерность иногда превышает 40%. Здесь отмечаются наиболее крупные озера: Моготоево — 323 кв. км (Аллаиховский улус), Буустаах — 249 кв. км (Усть-Янский улус), Большое Морское — 205 кв. км (Нижнеколымский улус), Ниджили — 119 кв. км (Кобяйский улус).

Просмотр видеофильма “Водные просторы Якутии ”

Ученик 3: Республика делится на 35 административно-территориальных подразделений: 33 улуса и 2 городских района. Всего в республике 5 городов республиканского подчинения, 88 городов улусного подчинения, 65 рабочих поселков городского типа и около 600 населенных пунктов

Ученик 4: 27 сентября 1990 г. Была принята Декларация о государственном суверинитете республики Саха (Якутия). Республика имеет свою Конституцию, герб и флаг. Республика Саха – суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации. (звучит гимн Якутии)

Ученик 5:Самыми древними из современных жителей северо-востока Сибири считаются юкагиры, чукчи, коряки и нганасяны. Примерно в IX – XI веках на территории Якутии появились пришедшие со стороны Приамурья тунгусо-маньчжуроязычные предки эвенов и эвенков, затем с юга прикочевали группами якуты.

Учитель: Якуты в прежние времена жили чрезвычайно разбросанно. В каждом алаасе, в каждой долине обязательно жили люди, стояли огороженные усадьбы, юрты. В длинные зимние вечера якуты коротали, слушая песни олонхосутов, где они пели о хорошей жизни, о победе зла над добром и т.д. Шедевром культуры Якутов является олонхо “Дьулуруйар Ньургун Боотур” ( отрывок из олонхо “Ньургун Боотур Стремительный”).

Ученик 1: Большая часть территории республики покрыта лесной растительностью. Площадь лесного фонда в республике — 255 млн.гектаров, в том числе лесопокрытая — 143 млн га или 56,1% от общей площади. Запас древесины составляет 8,8 млрд куб. м. Лесообразующие породы — лиственница, сосна, ель, пихта, кедр, береза. Флора Республики Саха (Якутия) адаптирована к экстремальным климатическим условиям и насчитывает 1892 вида высших растений, 575 — мохообразных, 444 листостебельных, , 550 — лишайников, 2678 — водорослей и 600 — грибов.

Фауна наземных позвоночных представлена 4 видами земноводных, 2 — пресмыкающихся, 280 — птиц и 63 видами млекопитающих. Из крупных копытных на территории республики обитают лось, изюбрь, северный олень, горный (снежный) баран — чубуку, широко распространены косуля, кабарга. Из хищников — бурый, на арктическом побережье — белый медведи, волки, рысь, росомаха, красная лисица, песец, колонок.

Из обитающих в Якутии 280 видов птиц (из 140 родов, 47 семейств и 19 отрядов) 250 видов — гнездящиеся, 200 — пролетные, 48 — зимующие, 39 — залетные.

Ихтиофауна республики представлена более чем 40 видами рыб. Основные — осетр, нельма, омуль, муксун, таймень, ленок, хариус, ряпушка, сиг, пелядь, чир, щука, окунь, налим, чукучан, елец.

Ученик 2: Традиционное северное природопользование в своем первозданном виде основывалось на использовании биологической продуктивности природы, и благополучие северных народов в полной мере зависело от качества природной среды. Технический прогресс и интенсивные темпы освоения природных ресурсов, к сожалению, оказывают негативное воздействие на состояние природных экосистем. В Красную книгу Якутии (1987 г.) внесен 331 вид высших растений, из которых один вид (водяной орех плавающий), по-видимому, исчез и отнесен к нулевой категории, 9 — к I категории (виды, находящиеся под угрозой исчезновения), 23 — к II категории (уязвимые), 225 — к III категории (редкие: III а — узкоэндемичные виды Якутии, III б — эндемики Северо-Восточной Азии, III в — редкие по всему ареалу, III г — редкие только в Якутии), IV — неопределенные (требующие проверки). Подготовлен новый вариант Красной книги PC(Я), куда включены 337 видов сосудистых растений, 7 — мохообразных, 9 — лишайников и 10 — грибов.

На арктических территориях Якутии обитает 89 видов птиц (20 — отнесены к категории охраняемых, 59 — выводят здесь своих птенцов). Следует отметить черную казарку, пискульку, лебедей кликуна и малого, сибирскую и очковую гагу, синьгу, кречета и сапсана, розовую и вилохвостую чайку, из залетных птиц особый интерес вызывают сибирский белый журавль — стерх и белый гусь..

Учитель: Несмотря на официальное принятие православия, народ саха вплоть до послереволюционного атеистического террора сохранял свою богатую традиционную культуру, языческую религию (политеизм), в которой Добро было единственной творческой созидательной силой, а зло (абааЇы) считалось способным только к разрушению. Нарушение религиозных заповедей было одновременно нарушением нравственных норм, исполнение обычаев предков — служением Добру. В религии якутов, эвенов, эвенков не было противопоставления материи и духа. Каждый предмет, который материалисты считают неодушевленным, имел душу (иччи).

Многие обычаи предков сохранились до наших дней, например, почитание священных для народа объектов, запреты на нарушение покоя священных мест — Ытык Сир. Религия коренных народов благословляла охоту, а не азарт, допускала забой скота, но запрещала мучить животных. Места, почитаемые народом, имеющие статус священности — отдельные озера, горы, массивы леса, аласы, уникальные природные объекты — подлежали особой охране. Виды исчезающих животных, птиц, которые нуждались в охране, становились тотемами, запрещенными к добыче, объявлялись священными.

Уважение к обычаям предков со стороны государства, сохранение традиций природопользования при создании республиканской системы ООПТ Ытык Кэрэ Сирдэр (Священных прекрасных земель) нашли большую поддержку и понимание у населения Якутии.

Сегодня республиканская система ООПТ Ытык Кэрэ Сирдэр включает в себя 2 государственных природных заповедника федерального значения, 123 ООПТ республиканского значения (в том числе 4 национальных природных парка, 45 ресурсных резерватов, 30 резервных территорий, 1 охраняемый ландшафт, 26 уникальных охраняемых озер, 17 памятников природы), 120 ООПТ местного (улусного и муниципального) значения. По инициативе населения возникли новые формы ООПТ — детские экологические парки на основе детского самоуправления, в столице республики организуется ландшафтно-этнографический парк.

Два объекта — дельта р.Лены и национальный природный парк “Ленские Столбы” номинированы сегодня в Список Памятников Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Всего под особой охраной государства находится территория площадью 764747,3 кв. км или 24,6% от всей площади республики.

Просмотр видеофильма “ Ленские Столбы”

Ученик 4: Познакомимся с одеждой и хозяйственной утварью наших предков. Сегодня у нас в гостях бабушка Вани Сметанина - Надежда Николаевна Сметанина .

(Надежда Николаевна рассказывает и показывает старинную посуду из бересты и дерева, различную хозяйственную утварь).(фото 1)

Ученик 5: А теперь, приглашает всех за стол семья Сметаниных, во главе с Надеждой Николаевной.

( Надежда Николаевна с Ваней рассказывают о якутских блюдах).

Якутские национальные блюда:

1. Бырпах – Чтобы получилось 3 литра бырпаха, возьмите полстакана сметаны,1,2 литра сората или бутылки кефира, 1 литр воды, 20 граммов сахара. В кипяченную теплую воду влить сметану, сорат (кефир), добавить сахар и взбивать мутовкой до тех пор, пока не появятся мелкие пузырьки. Полученный напиток плотно закрыть и выдержать в теплом месте 8-10 часов, затем остудить. Перед тем, как угостить друзей, бырпах нужно хорошенько размешать.

2. Оладьи – Возьмите 510 граммов муки, 1,5 стакана молока, 2 яйца, чуть больше полустакана воды, 10 граммов соли, 180 граммов кулинарного жира. Налейте в кастрюлю воду, молоко, яйца, добавьте соль и взбейте смесь мутовкой, пока яйца не растворятся . Всыпьте туда хорошо просеянную муку и размешайте, чтобы получилось густое , как сметана, тесто. В разогретую сковороду положите кулинарный жир. Наливайте тесто по столовой ложке в жир так, чтобы оладьи получились одинаковыми по размеру. Обжаривайте оладьи с двух сторон, пока не подрумянятся. Подайте оладьи к столу с маслом, со взбитыми сливками или вареньем.

II часть. Знакомство с старинными якутскими настольными играми детей - хабылык, хаамыска, и вырезанием животных из бересты.

Подвижные игры: Заплетание девяти кос

Играют две группы из девяти детей. Каждой дается металлический обруч. К обручам, подвешенным на высоте поднятых рук, за концы прочно привязано по двадцать семь прядей конских волос ( или бельевых веревок), длиной в один метр. Нижние концы “волос” болтаются свободно. Игроки стоят в 15 шагах от обручей. Как только раздается команда, игроки от каждой группы подбегают к обручам, берут по три пряди и крепко заплетают их в косу. Затем они убегают обратно и звонко хлопают по ладошке товарища по команде, который тотчас мчится заплетать свою косу.

Побеждает в игре группа , которая раньше и лучше заплела все девять кос на своем обруче. Если же она слаба, то победу ей не засчитывают.

 Кроссворд на тему “Якутия – мой край родной ”

id19857

  1. Якутский напиток.
  2. Коновязь
  3. Якутская посуда
  4. Место проведения ысыаха.
  5. Якутский народный танец.
  6. Якутский музыкальный инструмент
  7. Украшение ысыаха.
  8. Песнопение, открывающее ысыах.
  9. Якутский музыкальный инструмент.

( отгадки: 1- кумыс; 2 – сэргэ; 3 - чороон; 4 - тyhyлгэ; 5 - осуохай; 6 - хомус;7 -симэх; 8 - тойук; 9 - хомус

  1. Чороон
  2. Кытыйа

Классный час на тему: Обычаи и традиции моего народа

Цели:

  • Способствовать повышению уровня творческой активности кругозора учащихся.
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
  • Воспитывать чувства любви и гордости за свою Родину.

Участники: учащиеся класса, классный руководитель, родители учащихся.

Оформление: плакат “Цветок мира”, на котором изображены названия тех национальностей, которые есть в нашем классном коллективе; плакат с темой классного часа; географическая карта, стенгазета о Башкирии

План проведения классного часа:

I. Учитель:

Здравствуйте, дорогие дети, гости! В нашей республике проживает более 100 национальностей и малых народностей. Но, несмотря на то, что в нашей стране проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире, дружбе и согласии. И в нашем классе учатся дети 5 разных национальностей. Все мы с вами живем единой многонациональной семьей. Башкирия является частью нашего класса, так как среди нас есть и башкиры. Сегодня мы будем гостями в Республики Башкирии. Коренные жители - башкиры. Башкиры - это гостеприимный, миролюбивый народ.

II. Учитель: Сегодня нашими гидами во время нашего короткого путешествия по Башкирии будут семья Акьюловых. Давайте поприветствуем:

Мама – Фатиха Гибатовна, отец семейства – Асхат Ахметович и наш Ренат Акьюлов

( Ренат читает стихотворение)

Родная страна ”:

Милая моя земля,
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал,
Я одну мечту таю:
Родину воспеть мою.

Головой под небо встал
Великан седой Урал,
Этот сказочный простор,
Приковал навек мой взор,
Вечно б я хвалил тебя!
Вечно воспевал тебя
!

Асхат Ахметович: Салават Юлаев - народный поэт Башкирии, воин, сподвижник Емельяна Пугачева. Более ста лет его имя было под запретом; целый век во всей Башкирии ни одного младенца не осмеливались назвать Салаватом. Среди башкирского народа его имя прославилось замечательными стихами, зовущими к стойкости в борьбе с врагом, воспевающими безграничную любовь к родине, ее полям, лесам, кочевьям.
Народные предания повествуют о том, что когда Салават пел песни, люди с охотой шли в бой, не чувствуя боли от ран, не боясь смерти от пули или сабли.
На самой высокой точке города Уфы, на утесе, возвышающемся над рекой Белой, стоит величественный монумент. Привстав на стременах и могучей рукой натянув поводья, всадник осадил разгоряченного коня. Смелое и волевое лицо, правая рука с плетью-камчой, поднятая в призывном движении. Это национальный герой башкирского народа Салават Юлаев.

Фатиха Гибатовна: Республика Башкортостан - одно из суверенных государств в составе Российской Федерации.

Долог и непрост её путь к нынешнему статусу. Добровольно став ещё в C VI веке подданными Русского государства, башкиры не раз с оружием в руках восставали против ущемления их оговорённой в момент присоединения к России свободы, против национального и социального угнетения.

Республика Башкортостан занимает территорию в 143,6 тысячи квадратных километров. Население - около 4 миллионов человек, более 80 национальностей, свыше четверти его проживают в Уфе. В республике 20 городов, но лишь четыре из них – Уфа, Стерлитамак, Белебей и Бирск – имеют длительную историю, остальные возникли на месте рабочих поселков в годы бурного индустриального строительства.

Башкирии хранят почти все виды полезных ископаемых, которыми богат Урал.

Большинство населения Башкирии составляют теперь горожане, но в её экономике по-прежнему значительна роль сельского хозяйства. По производству продукции земледелия и животноводства республика занимает среди субъектов Российской Федерации одно из ведущих мест, а в регионе Урала - первое место.

Асхат Ахметович: Природа наша щедра, многокрасочна. На долю Башкирии приходится около трети липовых лесов Федерации. С ними связана слава башкирского мёда. Его аромат, вкус, целебная сила, так же, как и достоинства "богатырского напитка" - кумыса, объясняется редкостным сочетанием растительности на лесных полянах и опушках, на полях и лугах.

По башкирской земле текут около 600 рек и речек. Белая, или Агидель, - для Башкирии то же, что Волга для России, Днепр для Украины. Тысячу лет с неизменной нежностью и любовью поют башкиры о родной Агидели, звон её струй как бы впитался в задумчивые мелодии тростниковой флейты - курая.

Более четырёх веков назад башкиры осознали, что только в союзе с русским народом они смогут избавиться от опустошительных набегов недружественных соседей. Добровольное вступление, разорённых в ту пору башкирских племён, под крыло, набиравшей могущества, Москвы было юридически оформлено в 1557 году.

Для управления обширным краем и защиты его от недругов в 1574 году московские стрельцы заложили крепость неподалёку от слияния Белой и Уфы, давшей имя новорожденному городу.

Фатиха Гибатовна: Став подданными Русского государства, башкиры оказались естественными защитниками его восточных рубежей и, переведённые впоследствии в военное сословие, прославились как отважные, на редкость выносливые воины. Ещё в ополчении Минина и Пожарского они участвовали в изгнании иноземцев из Москвы, с Петром I осаждали Азов, проявляли доблесть в Северной войне с Пруссией, подкрепляя дружбу с русским народом братством по оружию. Торжествуя победу над захватнической армией Наполеона Бонапарта, башкирские полки в составе российских войск побывали в Париже. Поскольку конники-башкиры были вооружены луками, французы окрестили их "северными амурами".

Истоки нынешней дружбы народов не только в общих победах, но и в общих бедах, поднимавших угнетённых на борьбу с угнетателями. Когда разразилась потрясшая Россию противокрепостническая война под предводительством Емельяна Пугачёва, под его знамя встали недовольные своим положением слои всех народов Урала и Поволжья.

Тогда-то и стал символом своей нации Салават Юлаев. В 1972 году учёным удалось установить, что Салават умер в возрасте 46 лет в прибалтийской крепости Рогервик, проведя на каторге почти четверть века. Образ национального героя башкирского народа увековечен и в Государственном гербе Республики Башкортостан.

В прошлом веке Башкирия привлекла к себе пристальное внимание представителей русской литературы. О Башкирии и башкирах писали А. Пушкин, Л. Толстой.

Асхат Ахметович: В двух местах в Уфе горит Вечный огонь: в парке имени И. Якутова у братской могилы участников гражданской войны и в парке Победы, где воздвигнут памятник Героям Советского Союза А. Матросову и М. Губайдуллину - сынам русского и башкирского народов, братьям по духу.

В начале века в Уфе насчитывалось примерно 50-60 тысяч жителей, а сейчас - около 1 миллиона 100 тысяч. 40 процентов промышленного потенциала республики сосредоточенны в её столице. Город быстро рос вширь и ввысь, время неумолимо стирало следы прошлого.

В Башкортостане, не имевшей до 1919 года ни одного учреждения профессионального искусства, сейчас десять государственных театров, ежевечерне зажигают огни государственной филармонии. Особо популярен ровесник республики академический театр драмы имени Мажита Гафури. Его спектакли всегда проходит при полном зале.

Устойчивым успехом пользуются выступления Башкирского государственного ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Об этом свидетельствует то, что ансамбль объездил, чуть ли не сотню стран ближнего и дальнего зарубежья.

У выпускников учебных заведений среднего звена - широкий выбор, в самой республике их ждут 10 вузов: университет, авиационный технический, нефтяной технический, аграрный университеты, технологический (по сервису), медицинский, педагогический институты, институт искусств.

Кроме них недавно стал набирать студентов Гуманитарный институт с платным обучением. В Уфе расположены также Высшая школа МВД и высшее военное училище лётчиков Минобороны Российской Федерации. Специалистов со средним образованием готовят 85 техникумов и педучилищ.

Фатиха Гибатовна: А теперь мы познакомимся с музыкальной культурой Башкирского народа (просмотр видеофильма).

Асхат Ахметович: Сегодня мы решили всех Вас познакомить не только культурой и достопримечательностями Башкирии, но и угостим Вас национальным блюдом нашего народа (фото 4)

Фатиха Гибатовна: И закончим мы классный час старинными играми детей Башкирии .

Подвижные игры:

“ Угадай у кого колокольчик ”. Играющие садятся плотно по кругу (руки за спиной). Каждый незаметно передает колокольчик соседу, а один стоит на середине круга и угадывает у кого колокольчик на данное время. Если угадает, то тот выходит и угадывает.

Нарисуется круг двое стоят на середине, на одной ноге и пытаются выталкивать другого из круга, тот игрок, который становится на обе ноги или выйдет за круг проигрывает (см. Фото 3).

 Игра – Угадай колокольчик

 Национавльные блюда Башкирии

 Классный час на тему: Широкая Масленица

Цель: Воспитывать чувство патриотизма, приобщения учащихся к народным традициям и обычаям.

Учитель: Дорогие ребята сегодня мы собрались, узнать, откуда родом всеми любимый праздник “Масленица”, как в старину проводили наши предки этот замечательный праздник, а помогут нам узнать бабушки ваших одноклассниц, Татьяна Ивановна Буглак ( бабушка Алены ) и Тамара Георгиевна Козлова ( Бабушка Полины), и сестра Алены ученица 8 класса Апросимова Аня.

Татьяна Ивановна :  Масленица - один из самых ярких праздников на Руси, имеющий глубокие исторические корни. По свидетельству очевидцев: “Веселый был праздник. И молодежь, и старики, все в нем участие принимали”. К концу XIX века в этом пестром народном празднике, оканчивающем зиму, ясно открывается смесь стихий древнего языческого обряда с христианскими обычаями, отечественного с иностранным, старинного с новым. Исследователям удалось вычленить сложный комплекс, состоящий из элементов, разных по происхождению, времени и функциям, но безусловно имеющих отношение к языческой основе праздника. Это проводы масленицы, включающие обязательно зажигание костров, катание с гор и на лошадях; праздничная трапеза - блины, многочисленные обычаи с молодоженами и, наконец, поминание усопших родственников. История масляницы на Руси удивительна, его яркая языческая основа всегда находилась в противоречии с христианской верой. Вызвала как и многие народные обычаи особое негодование блюстителей религиозного порядка. Церковь масленицу не праздновала, и ее воздействие сказалось пожалуй, только в обычаях не есть в эту неделю мясного и “прощаться” - просить друг у друга прощенье в воскресенье вечером перед Великим постом. Это был единственный крупный дохристианский праздник, который не был приурочен ни к одному христианскому празднику и не получил нового истолкования, что в свою очередь, вероятно, способствовало сохранению архаических элементов масленицы.

 Учитель: Вот как выглядел этот народный праздник в глазах одного из иностранных писателей, католика, находившегося в России в конце XVII века.

     “Масляница потому так названа, что русским в продолжении этой недели разрешается вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масляница начинается дней за восемь до Великого Поста. В то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю Масляницу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное, в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. Во все время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более 100 человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил время его на 8 дней, тогда как прежде оный продолжался 14 дней. Масляница напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется. Славный Папа Иннокентий XI хотел было уничтожить его, но подобно патриарху русскому успел только сократить его на 8 дней”.

Православная церковь не составила исключения и проводы зимы стали справляться перед постом: у русских - это масленица, у западноевропейских народов - карнавал. Название праздника масленица появилось у русских действительно потому, что ели очень много масляной пищи, “блинов масляных”, но появилось оно позднее.     По православной пасхалии масленица приходилась на вторую половину февраля - начало марта (по новому стилю).

Татьяна Ивановна.: У украинцев и белорусов масленица не получила особого развития. Русские же праздновали ее с исключительным размахом. В России Масленицу справляли как в деревнях, так и в городах.     Праздник этот собственно состоит из трех частей: встречи, в понедельник, разгула, или перелома, в так называемый широкий четверг, и прощанья в воскресенье. Как праздник народный, она начинается с понедельника, как праздник гражданский с четверга.

     Катанье на санях по улицам начиналось с понедельника, а чаще с четверга Сырной недели: “к вечеру ездят целыми вереницами, а простолюдины катаются с веселыми песнями

В Сибири на масленицу сплачивались несколько огромных саней и устраивался на них корабль с парусами и снастями. Тут садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы; все это слыло Масленицею, в сани запрягали лошадей по 20 и возили ее по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и разными прибаутками. Там блины заменяются хворостами (род пироженого).

Учитель: В Ярославле на Масляной неделе, кроме угощения блинами и катанья на горах и по улицам, есть обыкновение, вероятно, остаток времен языческих, петь коляду, которую обыкновенно воспевают в России на Святках. С четверга этой недели толпы фабричных с бубнами, погремушками, рожками, балалайками и другими простонародными инструментами ходят по домам и говорят: “Прикажи сударь хозяин, коляду пропеть!”. Получив позволение, поют:

Уж как шли ребята калядовщики
Виноград, красно-зеленая моя!
Колядовщики, все фабрищники,
Виноград, зеленая моя!

Этот припев поется после каждого стиха.

Мы искали двора господина своего
Господинов двор на семи верстах
На семи верстах, на осьми столбах
Посреди двора, посреди широка,
Стоят три терема,
Три терема златоверхие:
В первом терему красно солнышко
Во втором терему часты звездочки,
Сам хозяин в дому, господин в терему,
Хозяюшка в дому, госпожа в высоком,
Молодые девушки в дому, как орешки в меду.

      После этого хозяин подносит им вина и оделяет деньгами: калядовщики в знак благодарности поют:

Благодарствуй, хозяин, на хлебе, на соли и на жалованью!
Виноград, виноград, красно-зеленая моя!
Накормил, напоил, с двора спустил
Виноград, красно-зеленая моя!

Татьяна Ивановна: Как уже говорилось выше, воздействие церкви на характер праздника был минимальным. Отразилось оно на введенном обычае просить друг у друга прощенье. Им и завершались сцены русской масленицы. “На Масленице, - пишет очевидец Маржерет в начале XVII века, - русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга словом или делом; встретясь даже на улице - хотя бы никогда не виделись - приветствуют друг друга взаимным поцелуем. “Прости, меня пожалуй” - говорит один. “Бог тебя простит!” - отвечает другой. При этом должно заметить, что не только мужчины, но и женщины считают поцелуй знаком приветствия, когда готовятся в путь или встретятся после долгой разлуки. По окончании Масленицы все идут в баню”. Этот обычай сохранялся и в XIX веке. Повсеместно, перед тем как ложиться спать, семейные прощаются друг с другом, причем дети кланяются в ноги родителям, а слуги господам. Провожали масленицу по-разному, но к концу XIX века самым распространенным стал обычай, жечь поздно вечером в воскресенье костры за деревней. Когда костры догорали, говорили, что “сожгли Масленицу”, проводили ее.. Для костров, как правило, выбирали возвышенные места, причем старались и сам костер поднять. Нередко в середине его ставили высокий шест, на него вешали солому, сноп, веник и зажигали. Стремление поднять огонь как можно выше - наиболее распространенная и характерная особенность масленичных костров. Она интерпретируется многими авторами, как желание приблизить огонь к солнцу и тем помочь ему скорее набрать силу и растопить снег, с этой же целью старались освещать, возможно, большее пространство. Символом солнца было и поднимаемое вверх колесо. Показательно, что для встречи весны выходили также на высокое место, на горки залезали на деревья и крыши. Все это действия одного порядка, связаны с весной, с призывом и приветствием ее. В костер бросали пучки соломы или снопы.

Сопоставление масленичной обрядности у русских, украинцев и белорусов показывает, что основа ее была общеславянская (и даже общеевропейская) одинаков был, отмечавшего переход от зимы к весне. Отдельные элементы украинской и белорусской обрядности близки к западноевропейским, поэтому украинская и белорусская масленица в известной степени является переходной от русской к западнославянской. В то же время в русской масленице есть черты, сходные с южнославянскими, в частности, с болгарскими, в которых также большая роль праздничных огней и др.

     Издревле известные во время масленицы кулачные бои составляли одну из любимых забав народных, особенно в Сырную неделю: на улицах и на реке бьются сам на сам или один на один. Это стенкой бой, стенка на стенку. Такие подготовительные гимнастические потехи называются в летописях играми игрушечками, их давали наши великие князья. Вот перед вами картина “ Взятие снежного городка”, где художником передано до нас часть этой веселой масленицы.

Апросимова Аня.: А теперь, мы тоже поиграем несколько забавных игр, которые играют ребята во время масленицы на улицах.

 

1.Чок-челнок - игра с загадками. Водящий начинал игру словами:
- Чок-челнок! Где ночевал?
- У добрых людей, - отвечал кто-нибудь.
Водящий:
- А кто в семье?
Играющие:
- Семья есть: сам да сама, да бабушка, да кавалер, да барышня. (Или: Сам да сама, да старуха; сам да бабушка, да трое ребят; сам да сама да трое ребят и т.п.)
Водящий должен был угадать о чьей семье идет речь. Если угадал, то тот, кто загадывал - становился водящим.

2. Исакова Алена: Эта игра называется “ Гонять мяч”. Играли в основном девушки 10-15 лет, по двое. Для игры брали мяч, как правило, самодельный, сшитый из тряпок, набитый тряпками или куделью, скатанный из шерсти, диаметром 7-10 см. Игровым полем выбиралась площадка или дорога. Играющие становились друг против друга на расстоянии 10-15 м. Один из игроков бросал мяч, стараясь забросить его за партнера, после этого второй игрок переходил на место падения мяча. Теперь уже он кидал мяч первому, так же стараясь перебросить место, на котором стоял партнер. В процессе игры получалось, что игроки перемещались по площадке: один отходил, если кидал слабее, другой приближался, если кидал сильнее. Мяч могли угонять до 1,5 км. Победителем считался тот, кто кидал сильнее - "дальше угонял мяч".

3. Татьяна Ивановна: Игра называется “Перетягивание каната”. Выбираются из каждой команды по два человека , по команде они перетягивают канат, тот который перетянет соперника в свою территорию считается победителем.

Следующая игра “Петушиные бои”. Нарисуется круг, из каждой команды выбирается участник . они становятся в круг, стоя на одной ноге, другую ногу держат руками и стараются вытолкнуть из круга соперника.

Учитель: А теперь, приступим к самой приятной части нашего классного часа, это угощение блинам, для вас бабушка Полины Тамара Георгиевна приготовила нам по старинному рецепту блины и приглашает нас к столу.

5.02.2007