Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Биология
  • Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. 8-й класс

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. 8-й класс

Цели урока:

  • Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
  • Развивающая: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;
  • Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.

Оборудование: бинты, жгуты, палочки для закрутки. Презентация урока по теме “Кровь и кровообращение”, ПК, проектор.

Тип урока: усвоение новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, доброе утро! У меня сегодня прекрасное настроение! (показывает изображение улыбающегося смайлика) А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением смайликов. Покажите, какое у вас настроение. У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах для нашего здоровья.

2. Проверка домашнего задания.

Словарная работа:

(Учащиеся дают устное определение биологическим терминам) Приложение1. Слайд 1.

1. Кровообращение – непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов.

2. Вены – это сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

3. Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца к органам и тканям тела.

4. Сердце – четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни человека.

5. Пульс – толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов.

6. Артериальное давление — давление, которое кровькровеносных сосудов.

7. Гипертония – стойкое повышение артериального давления.

8. Гипотония – низкое артериальное давление.

9. Некроз – нарушение питания участка ткани и её омертвление.

10. Инсульт – кровоизлияние в мозг.

11. Инфаркт – кровоизлияние в мышцу сердца, приведшее к омертвлению его участка.

Ребята, мы с вами изучили кровообращение, строение сердца, как работает наше сердце. О чем мы с вами еще не говорили, что еще осталось не изученным? (Варианты ответов учащихся) Совершенно верно. А тема сегодняшнего урока

“Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях”.

Приложение 1. Слайд 2.

Целеполагание: что бы вы хотели узнать на уроке?

(Варианты ответов учащихся) Приложение 1. Слайд 3.

- узнать правила гигиены сердечно-сосудистой системы, чтобы сохранить свое здоровье;

- выработать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при кровотечениях, чтобы вовремя помочь человеку.

3. Изучение нового материала.

Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет сокращается свыше 2,5 млрд раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4 000 000 железнодорожных цистерн. При такой активной работе понятна уязвимость сердечно-сосудистой системы.

Почему же такой совершенный механизм начинает давать сбои? В чем причина заболеваний органов кровообращения? Почему в мире на первом месте сердечно-сосудистые заболевания занимают лидирующее положение среди других заболеваний?

(Ответы учащихся, запись в тетрадях) Приложение 1. Слайд 4.

Причины, приводящие к заболеваниям сердечно-сосудистой системы:

- вредные привычки

- гиподинамия

- экологические факторы.

Заслушаем ряд сообщений, подготовленных учащимися.

Ученик 1. Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему. Приложение 1. Слайд 5, 6.

Особенно вредно действует на сердечно-сосудистую систему алкоголь. Он отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны и другие структуры клеток. В результате ослабевают сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одышка. В то же время алкоголь изменяет и стенки кровеносных сосудов, прежде всего сосудов самого сердца. Мышца сердца начинает получать недостаточное количество кислорода и питательных веществ, постепенно перерождается и заменяется соединительной тканью. В результате нарушения работы сердца снабжение организма кровью ухудшается, что ведет к болезненным изменениям его функций.

Алкоголь поступает в кровь уже через несколько минут после его приема и циркулирует в ней 5-7 часов. Он возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс достигает 100 ударов в минуту, сила и скорость сокращений сердца уменьшаются, а нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.

Ученик 2. Влияние табака на сердечно-сосудистую систему. Приложение 1. Слайд 7.

Не меньший вред сердечно-сосудистой системе наносит табак. У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Работая с большим напряжением, сердце быстрее изнашивается и стареет.

Сужение сосудов – причина заболевания курильщиков – “перемежающаяся хромота”, которое сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Из-за недостатка кислорода постепенно может развиться омертвление тканей (гангрена). Дело может закончиться ампутацией стопы, а иногда даже всей ноги.

Ученик 3. Вредное влияние гиподинамии. Приложение 1. Слайд 8.

Гиподинамия – ограничение физической подвижности. С чем это связано? На производстве труд человека часто сводится к контролю за работой машин. В быту электричество, газ, водопровод освобождают его от тяжелых домашних дел.

Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, наконец, лифт избавляет человека от длительного хождения. А в итоге – недостаток движений. Он сказывается даже на школьниках. Современный ученик много сидит за партой, письменным столом, компьютером, телевизором…

В результате – ослабление мышц, увеличение количества жировой ткани, снижение выносливости. Регуляция сосудов нарушается в такой степени, что даже простой переход человека от горизонтального положения в вертикальное вызывает столь сильный отток крови от мозга, что человек может потерять сознание. Стоит нетренированному человеку очень быстро пройти 150-200 м или немножко пробежать, как у него повышается сердцебиение, появляется одышка. Эти явления возникают из-за того, что кровоснабжение сердца не увеличивается в 4-5 раз, как это требуется организму. В итоге мышца сердца и мышца тела получают недостаточно кислорода, или, как говорят, работают в условиях кислородного голодания. В организме накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы.

Ученик 4. Экологические факторы. Приложение 1. Слайд 9.

1.Загрязнённый атмосферный воздух промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей, содержащий угарный газ, отрицательно влияет на процесс газообмена в лёгких и тканях человека, т.к. гемоглобин образует прочную связь с угарным газом.

2. В результате радиационного облучения клетки красного костного мозга – опустошаются, изменяются их строение. Они как бы лишаются каркаса, расплавляются, ядра сморщиваются, уменьшаются, клетки погибают, на их месте образуются мертвые пустоты. А красный костный мозг – своеобразная фабрика клеток крови - эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов разрушается.

Сделаем для себя выводы:

Для предупреждения развития сердечно-сосудистых заболеваний необходимо…?

Приложение 1. Слайд 10.

Ответы учащихся:

1. Отказаться от вредных привычек.

2. Регулярное выполнение физических упражнений и занятия спортом. Правильное чередование нагрузки и отдыха.

3. Жителям промышленных центров чаще бывать в парках, на природе в лесу, у моря.

4. Избегание стрессов, переутомлений и других негативных ситуаций.

5. Рациональное и сбалансированное питание.

(Запись в тетрадях)

Практическая часть “Оказание первой помощи при кровотечениях”.

По кровеносным сосудам человека циркулирует около 5 л крови. При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря около 2-2,5 л крови при кровотечениях смертельна для человека.

Цель работы: научиться практически оказывать первую помощь при кровотечениях.

Оборудование: перевязочные материалы, жгут, кусок ткани, карандаш, блокнот для записи, йод, вата, ножницы.

Ход работы

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание. Используя текст учебника стр. 126-128 ознакомиться с приемами оказания первой помощи при кровотечениях.

1 группа. Носовое кровотечение.

1. Пострадавшего следует усадить, немного наклонив туловище вперед, дышать через рот и слегка наклонить его голову вперед.

2. Тампонирование носового хода тугим марлевым или ватным тампоном, смоченным 3 % раствором перекиси водорода или просто холодной водой.

3. На область носа можно положить пузырь со льдом или кусочек ткани, смоченный холодной водой. Держать в таком положении 10-20 минут.

2 группа. Капиллярное кровотечение.

1. Промыть рану пероксидом водорода.

2. Обработайте края раны йодом или спиртовым раствором бриллиантового зеленого.

3. Отрежьте квадратный кусок бинта и сложите его вчетверо. Нанесите на сложенный бинт мазь и приложите к ране, сверху положите вату и сделайте повязку.

3 группа. Артериальное кровотечение.

1. Наложить жгут или закрутку выше раненого участка, пока не перестанет прощупываться пульсация.

2. Обработать рану антисептическим препаратом.

3. Наложить повязку.

4. Вложите записку с обозначением времени наложения жгута.

ВАЖНО! Накладывать закрутку или жгут на голое тело нельзя, так как можно повредить кожу. Жгут накладывают на 1,5 – 2 часа в теплое время года и на 1 час – в холодное.

4 группа. Венозное кровотечение.

1. Обрабатывать всю рану нельзя, надо смазать лишь её края.

2. На стерильную салфетку наложить антисептическую мазь и приложить к ране.

3. Наложить слой ваты и туго забинтовать.

При артериальном и венозном кровотечениях после оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу или поликлинику.

После выполнения практической работы сделайте вывод по плану: вид кровотечения, признаки его, способ оказания первой помощи. Заполнить таблицу. Приложение 1. Слайд 11.

Вывод:

Вид кровотечения Признаки Способ оказания первой помощи
Артериальное Алая кровь, текущая пульсирующей струей Давящая повязка при повреждении мелкого сосуда. Жгут при повреждении крупной артерии.
Венозное Темная кровь, вытекающая непрерывной струей Давящая повязка
Капиллярное Кровь вытекает медленно, свертывается нормально Обычная стерильная повязка
Носовое Кровь вытекает медленно Тампонирование носового хода

(Учитель выборочно проверяет записи в тетрадях учащихся)

Рефлексия. Приложение 1. Слайд 12.

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Довольны ли мы результатом?

3. Где нам пригодятся полученные знания и умения?

Ребята, покажите какое у вас настроение, после изучения данной темы. (Учащиеся показывают карточки со смайликами)

Задание на дом:

  • Параграфы 24, 25 повторить, подготовиться к контрольной работе по темам: “Кровь. Кровообращение”.

25.01.2015