Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Движение крови по сосудам. 9-й класс

Детей специальной коррекционной школы отличают низкая познавательная активность, пассивность, инертность. Поэтому каждый метод, включённый в урок, выполняет не только учебную, но и коррекционную функцию.

Решение проблемных ситуаций стимулирует познавательную активность, практическая работа побуждает к деятельности. Всё это способствует формированию системы знаний, приучает их выделять главное, помогает устанавливать причинно-следственные связи и отношения, что в конечном итоге способствует решению коррекционных задач.

Цель урока: продолжить формирование знаний о кровеносной системе.

Задачи урока:

  • сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать умения частично-поисковой деятельности, пополнять и обогащать активный словарный  запас;
  • воспитывать бережное отношение к своему организму, умение сопереживать людям; воспитывать толерантность.

Оборудование: таблица “Круги кровообращения”, иллюстрация “Кровяное давление в кровеносных сосудах предплечья”, карточки для повторения домашнего задания, инструктивная карточка для проведения лабораторной работы, прибор для измерения давления, мини-таблицы, памятки “Причины и профилактика гипертонии”.

Тип урока: комбинированный с элементами лабораторно-практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд, за новыми знаниями!

id19958

II. Проверка знаний.

  1. Повторение ключевых слов по теме “Кровообращение”:
    а) сосуды, приносящие кровь к сердцу (вены);
    б) сосуды, уносящие кровь от сердца (артерии);
    в) самая крупная артерия нашего тела (аорта);
    г) самые мелкие кровеносные сосуды в организме (капилляры);
    д) движение крови по сосудам (кровообращение).
  2. Показать большой круг кровообращения;
  3. Показать малый круг кровообращения;

(Работа по таблице “Схема кровообращения”)

  1. фронтальный письменный опрос по карточкам; проверка задания

Карточка №1

(Для основного состава учащихся)

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Большой круг кровообращения – это путь крови из ____________ желудочка по_____________________________ в ___________ предсердие. В большом круге кровообращения кровь отдаёт органам _______________ _______________ и ___________, а забирает ненужные вещества и _________________ _______.

Малый круг кровообращения начинается в ______________ желудочке, кровь поступает в ____________, где она насыщается __________________ и освобождается от __________________ _________. Возвращается кровь в ______________ предсердие.

Карточка №2

(Для слабого состава учащихся)

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Большой круг кровообращения – это путь крови из левого желудочка по_____________________________ в ___________ предсердие. В большом круге кровообращения кровь отдаёт органам _______________ _______________ и ___________, а забирает ненужные вещества и _________________ _______.

Малый круг кровообращения начинается в ______________ желудочке, кровь поступает в лёгкие, где она насыщается __________________ и освобождается от __________________ _________. Возвращается кровь в ______________ предсердие.

Пропущенные слова в тексте: всему организму, правое, питательные вещества, кислород, углекислый газ, правом, кислородом, углекислого газа, левое предсердие.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

– Скажите, зачем происходит движение крови в организме? (Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, а забирает из органов ненужные вещества и углекислый газ).

Куда движется кровь? (Кровь движется по двум кругам кровообращения).

– А сегодня мы узнаем, почему движется кровь, выясним причины движения крови по сосудам, познакомимся с понятием артериального давления, научимся измерять его, узнаем о некоторых заболеваниях кровеносной системы и о том, как их предупредить, самостоятельно изучим раздел параграфа “Пульс” и проведём лабораторную работу.

IV. Изучение нового материала.

Работать будем по следующему плану (план заранее написан на доске) План:

1. Причины движения крови по сосудам.

2. Пульс.

3. Перераспределение крови в организме.

– Итак, кровь движется по двум кругам кровообращения.

– Какова же причина движения крови по сосудам? (сердце сокращается и выбрасывает кровь в кровеносные сосуды)

– Давайте выясним, почему кровь движется по сосудам.

Кровь выбрасывается из сердца с силой и давит на стенки сосудов. Эту силу называют “кровяное давление” и измеряют в миллиметрах ртутного столба. Обозначают мм рт. ст. (записывается на доске)

id19958

– Работа с иллюстрацией “Кровяное давление в кровеносных сосудах предплечья”

Посмотрите на схему кровяного давления в сосудах. Обсудите с соседом по парте: как меняются показатели кровяного давления по мере продвижения крови по сосудам и предположите причину движения крови по сосудам.

Вывод: Причиной движения крови по кругам кровообращения является разность давления в артериях и венах, создаваемая работой сердца.

На доске помещается мини-таблица

– От какого давления и к какому движется кровь?

(Кровь движется из области большего давления к местам с наименьшего давления.)

– Кровяное давление в кровеносной системе меняется. Во время сокращения желудочков оно наибольшее, когда сердце расслаблено, давление наименьшее.

У здорового человека кровяное давление равняется при сокращении желудочков 120 мм рт. ст. (верхнее значение давления) и при расслаблении 70 мм. рт. ст. (нижнее значение давления). Показ записи кровяного давления на доске (120/70 мм рт. ст.). У подростков показатели артериального давления в норме составляет 110-115/60-80 мм рт. ст.

– Величина артериального кровяного давления – показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. Артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора, который называется тонометр (слово записывается на доске).

– Демонстрация прибора, измерение кровяного давления у нескольких учеников, запись значений в тетради.

– Давление может изменяться по разным причинам (понервничал человек, получил плохое известие, а может быть, наоборот, сильно обрадовался чему-либо, покурил). Проходит некоторое время и давление восстанавливается. Но если воздействия на организм длительные, то развиваются уже заболевания.

Если у человека отмечается пониженное артериальное давление – заболевание называется гипотония.

– Заболевание, связанное с повышенным давлением – гипертония (слова записываются на доске). Более часто встречающееся заболевание – гипертония.

– Прочитайте причины вызывающие гипертонию (учащимся заранее розданы памятки “Причины и профилактика гипертонии”).

Причины гипертонии:

  • нервные нагрузки
  • неумение планировать свою работу
  • шумный отдых
  • отрицательные эмоции (гнев, злость, обида)
  • положительные эмоции (радость, сопереживание)
  • вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков).

Учитель обращает внимание на то, что у курильщиков и употребляющих алкоголь возникают спазмы кровеносных сосудов, вызывающие тяжёлые сердечные приступы и даже смерть. Никотин и алкоголь отравляют сердечную мышцу, вызывают резкие изменения сосудистого тонуса, ведут к тяжёлым заболеваниям и могут привести к смерти.

– Что же нужно делать, чтобы предупредить гипертонию? (обсуждение мероприятий обозначенных в памятке)

Профилактика гипертонии:

  • соблюдение режима дня;
  • сочетание труда и отдыха;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • регулярные занятия спортом;
  • отказ от вредных привычек;
  • бесконфликтное общение с окружающими.

Пульс. Самостоятельное чтение статьи о пульсе.

Задание: найти и прочитать:

– Что такое пульс? (Ритмичные колебания стенок артерий называются пульсом).

На доске помещается мини-таблица

– От чего он возникает? (При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает её стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий.)

– В каких местах легко прощупать пульс?

(По бокам шеи, на висках, у основания кисти)

– Какой пульс считается нормой?

(60-70 ударов в минуту)

Лабораторная работа. Подсчет частоты пульса.(у каждого учащегося на парте лежит инструктивная карточка, руководствуясь которой он выполняет лабораторную работу) Предварительно инструкция прочитывается учителем.

Инструктивная карточка.

Лабораторная работа.

Подсчёт частоты пульса.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Ход работы

Запишите в тетрадь название лабораторной работы, оборудование. Ниже сделайте запись:
пульс в спокойном состоянии
пульс после десяти приседаний Пальцами правой руки нащупайте пульс у основания кисти левой руки, напротив большого пальца. По команде учителя сосчитайте число ударов пульса в минуту в спокойном состоянии. Запишите это значение в тетрадь. Встаньте из-за парты, сделайте десять приседаний. Сядьте за парту, нащупайте пульс, сосчитайте число ударов в минуту. Запишите это значение в тетрадь. Сравните количество ударов пульса в спокойном состоянии и после выполнения физических упражнений. Сделайте вывод, почему пульс участился.

Учащиеся подсчитывают пульс в спокойном состоянии и после выполнения физических упражнений, оформляют работу в тетради.

Отчёт о проделанной работе.

Ответы на вопросы:

– как изменился ваш пульс?
– почему пульс участился?
– почему это произошло?

Перераспределение крови в организме.

В организме человека не так уж много крови, а работающий орган нуждается в усиленном притоке крови, т. к. ему требуется гораздо большее количество кислорода и питательных веществ.

– Как же достигается кровоснабжение работающего органа в полном объёме?

Показ схемы опыта с изменением кровоснабжения органов.

Человека кладут на доску, уравновешивают её. При решении устной арифметической задачи доска наклоняется в сторону головы. Какой вывод следует из этого опыта?

(Если орган работает, то к нему усиленно притекает кровь, которая приносит дополнительный кислород и питательные вещества. Приток крови к неработающему органу уменьшается).

IV. Закрепление

– Что обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам? (разность давления в кровеносных сосудах);

– В каких кровеносных сосудах самое высокое кровяное давление? (в артериях);

– Какое кровяное давление считается нормальным? (120-130/70-80 мм рт. ст.);

– Сколько раз сокращается сердце в мин. В состоянии покоя? (60-80 раз)

– Почему вредно есть и одновременно читать книгу?

– Во время Великой Отечественной войны у солдат на передовой повышалось артериальное давление. Объясните это явление.

– Приведите примеры ситуаций из повседневной жизни, которые могут привести к повышению артериального давления. (конфликт с одноклассниками, проигрыш в соревновании, волнение перед контрольной работой, конфликт со взрослыми, курение и т.д.)

– Как следует вести себя в школе, чтобы избежать повышения артериального давления, у окружающих тебя людей? (выполнять правила поведения для учащихся, не вступать в конфликты с одноклассниками, уважать взрослых и т.д.)

V. Итог

– Какие открытия для себя вы сделали сегодня?

– Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?

Рефлексия

– Закончите предложение:

– Сегодня на уроке я __________________________________________

– Сегодня на уроке мне ________________________________________

23.06.2012