Движение крови по сосудам. 9-й класс
Детей специальной коррекционной школы отличают низкая познавательная активность, пассивность, инертность. Поэтому каждый метод, включённый в урок, выполняет не только учебную, но и коррекционную функцию.
Решение проблемных ситуаций стимулирует познавательную активность, практическая работа побуждает к деятельности. Всё это способствует формированию системы знаний, приучает их выделять главное, помогает устанавливать причинно-следственные связи и отношения, что в конечном итоге способствует решению коррекционных задач.
Цель урока: продолжить формирование знаний о кровеносной системе.
Задачи урока:
- сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать умения частично-поисковой деятельности, пополнять и обогащать активный словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к своему организму, умение сопереживать людям; воспитывать толерантность.
Оборудование: таблица “Круги кровообращения”, иллюстрация “Кровяное давление в кровеносных сосудах предплечья”, карточки для повторения домашнего задания, инструктивная карточка для проведения лабораторной работы, прибор для измерения давления, мини-таблицы, памятки “Причины и профилактика гипертонии”.
Тип урока: комбинированный с элементами лабораторно-практической работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд, за новыми знаниями!
II. Проверка знаний.
- Повторение ключевых слов по теме
“Кровообращение”:
а) сосуды, приносящие кровь к сердцу (вены);
б) сосуды, уносящие кровь от сердца (артерии);
в) самая крупная артерия нашего тела (аорта);
г) самые мелкие кровеносные сосуды в организме (капилляры);
д) движение крови по сосудам (кровообращение). - Показать большой круг кровообращения;
- Показать малый круг кровообращения;
(Работа по таблице “Схема кровообращения”)
- фронтальный письменный опрос по карточкам; проверка задания
Карточка №1
(Для основного состава учащихся)
Задание. Вставьте пропущенные слова.
Большой круг кровообращения – это путь крови из ____________ желудочка по_____________________________ в ___________ предсердие. В большом круге кровообращения кровь отдаёт органам _______________ _______________ и ___________, а забирает ненужные вещества и _________________ _______.
Малый круг кровообращения начинается в ______________ желудочке, кровь поступает в ____________, где она насыщается __________________ и освобождается от __________________ _________. Возвращается кровь в ______________ предсердие.
Карточка №2
(Для слабого состава учащихся)
Задание. Вставьте пропущенные слова.
Большой круг кровообращения – это путь крови из левого желудочка по_____________________________ в ___________ предсердие. В большом круге кровообращения кровь отдаёт органам _______________ _______________ и ___________, а забирает ненужные вещества и _________________ _______.
Малый круг кровообращения начинается в ______________ желудочке, кровь поступает в лёгкие, где она насыщается __________________ и освобождается от __________________ _________. Возвращается кровь в ______________ предсердие.
Пропущенные слова в тексте: всему организму, правое, питательные вещества, кислород, углекислый газ, правом, кислородом, углекислого газа, левое предсердие.
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
– Скажите, зачем происходит движение крови в организме? (Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, а забирает из органов ненужные вещества и углекислый газ).
– Куда движется кровь? (Кровь движется по двум кругам кровообращения).
– А сегодня мы узнаем, почему движется кровь, выясним причины движения крови по сосудам, познакомимся с понятием артериального давления, научимся измерять его, узнаем о некоторых заболеваниях кровеносной системы и о том, как их предупредить, самостоятельно изучим раздел параграфа “Пульс” и проведём лабораторную работу.
IV. Изучение нового материала.
Работать будем по следующему плану (план заранее написан на доске) План:
1. Причины движения крови по сосудам.
2. Пульс.
3. Перераспределение крови в организме.
– Итак, кровь движется по двум кругам кровообращения.
– Какова же причина движения крови по сосудам? (сердце сокращается и выбрасывает кровь в кровеносные сосуды)
– Давайте выясним, почему кровь движется по сосудам.
Кровь выбрасывается из сердца с силой и давит на стенки сосудов. Эту силу называют “кровяное давление” и измеряют в миллиметрах ртутного столба. Обозначают мм рт. ст. (записывается на доске)
– Работа с иллюстрацией “Кровяное давление в кровеносных сосудах предплечья”
Посмотрите на схему кровяного давления в сосудах. Обсудите с соседом по парте: как меняются показатели кровяного давления по мере продвижения крови по сосудам и предположите причину движения крови по сосудам.
Вывод: Причиной движения крови по кругам кровообращения является разность давления в артериях и венах, создаваемая работой сердца.
На доске помещается мини-таблица
– От какого давления и к какому движется кровь?
(Кровь движется из области большего давления к местам с наименьшего давления.)
– Кровяное давление в кровеносной системе меняется. Во время сокращения желудочков оно наибольшее, когда сердце расслаблено, давление наименьшее.
У здорового человека кровяное давление равняется при сокращении желудочков 120 мм рт. ст. (верхнее значение давления) и при расслаблении 70 мм. рт. ст. (нижнее значение давления). Показ записи кровяного давления на доске (120/70 мм рт. ст.). У подростков показатели артериального давления в норме составляет 110-115/60-80 мм рт. ст.
– Величина артериального кровяного давления – показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. Артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора, который называется тонометр (слово записывается на доске).
– Демонстрация прибора, измерение кровяного давления у нескольких учеников, запись значений в тетради.
– Давление может изменяться по разным причинам (понервничал человек, получил плохое известие, а может быть, наоборот, сильно обрадовался чему-либо, покурил). Проходит некоторое время и давление восстанавливается. Но если воздействия на организм длительные, то развиваются уже заболевания.
Если у человека отмечается пониженное артериальное давление – заболевание называется гипотония.
– Заболевание, связанное с повышенным давлением – гипертония (слова записываются на доске). Более часто встречающееся заболевание – гипертония.
– Прочитайте причины вызывающие гипертонию (учащимся заранее розданы памятки “Причины и профилактика гипертонии”).
Причины гипертонии:
- нервные нагрузки
- неумение планировать свою работу
- шумный отдых
- отрицательные эмоции (гнев, злость, обида)
- положительные эмоции (радость, сопереживание)
- вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков).
Учитель обращает внимание на то, что у курильщиков и употребляющих алкоголь возникают спазмы кровеносных сосудов, вызывающие тяжёлые сердечные приступы и даже смерть. Никотин и алкоголь отравляют сердечную мышцу, вызывают резкие изменения сосудистого тонуса, ведут к тяжёлым заболеваниям и могут привести к смерти.
– Что же нужно делать, чтобы предупредить гипертонию? (обсуждение мероприятий обозначенных в памятке)
Профилактика гипертонии:
- соблюдение режима дня;
- сочетание труда и отдыха;
- прогулки на свежем воздухе;
- регулярные занятия спортом;
- отказ от вредных привычек;
- бесконфликтное общение с окружающими.
Пульс. Самостоятельное чтение статьи о пульсе.
Задание: найти и прочитать:
– Что такое пульс? (Ритмичные колебания стенок артерий называются пульсом).
На доске помещается мини-таблица
– От чего он возникает? (При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает её стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий.)
– В каких местах легко прощупать пульс?
(По бокам шеи, на висках, у основания кисти)
– Какой пульс считается нормой?
(60-70 ударов в минуту)
Лабораторная работа. Подсчет частоты пульса.(у каждого учащегося на парте лежит инструктивная карточка, руководствуясь которой он выполняет лабораторную работу) Предварительно инструкция прочитывается учителем.
Инструктивная карточка.
Лабораторная работа.
Подсчёт частоты пульса.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Ход работы
Запишите в тетрадь название лабораторной
работы, оборудование. Ниже сделайте запись:
пульс в спокойном состоянии
пульс после десяти приседаний
Пальцами правой руки нащупайте пульс у
основания кисти левой руки, напротив большого
пальца.
По команде учителя сосчитайте число ударов
пульса в минуту в спокойном состоянии. Запишите
это значение в тетрадь.
Встаньте из-за парты, сделайте десять
приседаний. Сядьте за парту, нащупайте пульс,
сосчитайте число ударов в минуту. Запишите это
значение в тетрадь.
Сравните количество ударов пульса в спокойном
состоянии и после выполнения физических
упражнений. Сделайте вывод, почему пульс
участился.
Учащиеся подсчитывают пульс в спокойном состоянии и после выполнения физических упражнений, оформляют работу в тетради.
Отчёт о проделанной работе.
Ответы на вопросы:
– как изменился ваш пульс?
– почему пульс участился?
– почему это произошло?
Перераспределение крови в организме.
В организме человека не так уж много крови, а работающий орган нуждается в усиленном притоке крови, т. к. ему требуется гораздо большее количество кислорода и питательных веществ.
– Как же достигается кровоснабжение работающего органа в полном объёме?
Показ схемы опыта с изменением кровоснабжения органов.
Человека кладут на доску, уравновешивают её. При решении устной арифметической задачи доска наклоняется в сторону головы. Какой вывод следует из этого опыта?
(Если орган работает, то к нему усиленно притекает кровь, которая приносит дополнительный кислород и питательные вещества. Приток крови к неработающему органу уменьшается).
IV. Закрепление
– Что обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам? (разность давления в кровеносных сосудах);
– В каких кровеносных сосудах самое высокое кровяное давление? (в артериях);
– Какое кровяное давление считается нормальным? (120-130/70-80 мм рт. ст.);
– Сколько раз сокращается сердце в мин. В состоянии покоя? (60-80 раз)
– Почему вредно есть и одновременно читать книгу?
– Во время Великой Отечественной войны у солдат на передовой повышалось артериальное давление. Объясните это явление.
– Приведите примеры ситуаций из повседневной жизни, которые могут привести к повышению артериального давления. (конфликт с одноклассниками, проигрыш в соревновании, волнение перед контрольной работой, конфликт со взрослыми, курение и т.д.)
– Как следует вести себя в школе, чтобы избежать повышения артериального давления, у окружающих тебя людей? (выполнять правила поведения для учащихся, не вступать в конфликты с одноклассниками, уважать взрослых и т.д.)
V. Итог
– Какие открытия для себя вы сделали сегодня?
– Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?
Рефлексия
– Закончите предложение:
– Сегодня на уроке я __________________________________________
– Сегодня на уроке мне ________________________________________
23.06.2012